Рефераты. Педагогические условия развития представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время

p align="left">(Дети отвечают)

У: Музеи создаются для того, чтобы современные люди познакомились с жизнью, бытом, обычаями прошлых поколений. Чтобы все ценности, созданные в более ранние времена стали достоянием всего народа и человечества. А знаете ли вы, как вести себя в музее? Давайте послушаем наших ребят.

Ученик: 1. Правило культурного человека - приветствовать работников музея при входе вэкскурсионный зал, раздеться в раздевалке.

2. Внимательно слушать беседу, рассказ экскурсовода.

3. Вести себя культурно: не разговаривать с соседом во время рассказа, все возникшие вопросы задавать после рассказа экскурсовода, подняв руку.

4. Двигаться по залу бесшумно, экспонаты (в нашем случае - инструменты) не трогать руками.

5. Играть на музыкальных инструментах только по разрешению экскурсовода, обращаться с музыкальными инструментами бережно.

6. Поблагодарить работников музея за интересную экскурсию, при желании написать отзыв о проведенной экскурсии.

7. Попрощаться с работниками музея и экскурсоводом, не торопясь, выйти из зала музея.

У: Надеюсь, что все ребята хорошо усвоили правила поведения при посещении музея музыкальных инструментов.

Дважды я была в этом музее. Хочу вас уверить - это уникальный музей, в нем сотни музыкальных инструментов, собранных со всех уголков Южного Урала. Директор музея очень интересный, талантливый человек, владеющий игрой на многих музыкальных инструментах. Он сам увлеченно о них рассказывает. Мы с вами и увидим эти инструменты и услышим их звучание. Интересным будет то, что вы сами примите участие в игре на музыкальных инструментах, а в итоге - организуете свой оркестр. Перед посещением в музей хочу задать вам, ребята, несколько вопросов:

1. Когда был организован музей, кто директор музея музыкальных инструментов?

2. Какие названия инструментов вам запомнились?

3. Что нового вы узнали о музыкальных инструментах, их звучании?

4. Какие инструменты вам были знакомы?

5. Что больше всего в данной экскурсии вам понравилось (показ музыкальных инструментов, рассказ об истории создания, игра на инструментах).

6. Возникло ли желание у вас изготовить несложный музыкальный инструмент или сочинить сказку о полюбившемся инструменте?

После посещения музея мы постараемся вместе ответить на эти вопросы. А сегодня наш урок мы закончим сюрпризом. В исполнении ученика 3б класса Георгия Горина прозвучат вариации на русские народные песни.

(Исполнение вариаций на балалайке)

У: Ребята, вам понравилось исполнение Георгия? Вы узнали музыкальный инструмент?

(Дети отвечают)

У: Правильно, это балалайка. «Балалайка, балалайка веселее поиграй-ка!» В народе без песен и плясок не обходилось ни одно торжество, ни один народный обряд. Музыкой был пронизан повседневный быт человека. Игра на народных музыкальных инструментах ценилась высоко в народе. Особенно, игра на балалайке и гармони. Закончить наш урок я предлагаю исполнением знакомой вам веселой песни «Балалайка»

(Исполнение песни В. Агафонникова и З. Петрова «Балалайка»)

Продолжением урока является экскурсия в Музей музыкальных инструментов Театра ЧТЗ г. Челябинска

Конспект учебного занятия по музыке в 6 классе по теме «Театральная встреча с оперой Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»

С музыкою мир становится добрей!

Цель учебного занятия: познакомить учащихся со сказочной оперой Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка».

Задачи учебного занятия:

1. Воспитание любви к опере - крупой и сложной форме музыкального искусства.

2. Формирование представлений об опере, как синтезе искусств, истории создания и отличительных особенностях данного жанра.

3. Знакомство с музыкально-поэтическими образами оперы, оказание помощи учащимся в раскрытии их познавательных интересов

Оборудование и средства обучения: карточки с музыкальными понятиями, портрет Н.А.Римского-Корсакова, музыкальный центр

Музыкальный материал: фрагменты оперы Н.Римского-Корсакова «Снегурочка», фортепиано, детские музыкальные инструменты

Художественный материал: рисунки учащихся, иллюстрации о театре, фотографии, авторские стихи А.Горбик.

Ход учебного занятия:

(Звучит «Третья песня Леля» из оперы Н.Римского-Корсакова «Снегурочка»)

Учитель (У): Ребята, вам знакома прозвучавшая музыка?

(Дети отвечают)

У: Совершенно верно, это музыкальный жанр - опера

(Помещается карточка с музыкальным понятием на доску).

У: Давайте, ребята, вспомним название музыки и её автора (композитора).

(Дети отвечают)

У: Верно, это «Третья песня Леля» из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. А кто такой Лель?

(Дети отвечают)

У: Правильно, это пастух, играющий на музыкальном инструменте - рожке. Кто из вас сможет охарактеризовать эту песню?

Ученица: песня написана композитором Римским-Корсаковым в духе народной песни, она песенно-плясовая по характеру. Песенность, распевность, широта, смещение ударений в словах - всё это характерные черты народной песни. В ней встречаются изобразительные моменты (во вступлении подражание игре на рожке, подражание раскатам грома, подражание народным пляскам). В музыке замедляется и ускоряется темп.

У: А какой в песне лад: мажорный или минорный?

(Наигрывает мелодию на фортепиано)

У: Правильно, минор. Но песня не вызывает в нас грусть, в ней чувствуется наоборот - радость, веселье. Радость по поводу долгожданного дождика, ожидание девушками сбора ягод - любимого занятия летом. Давайте, вместе исполним эту песню, но возьмем еще и музыкальные инструменты для плясовых наигрышей.

(Дети исполняют песню Леля

с сопровождением музыкальных инструментов)

У: Молодцы! Получилось неплохое вокально-инструментальное исполнение. А как вы думаете, зачем мы сегодня обратились к музыке Н.А.Римского-Корсакова? Обратите внимание на тему нашего урока: «Театральная встреча с оперой Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка». Совершенно верно, мы готовимся к встрече с оперой «Снегурочка», которая состоится в Театре оперы и балета имени Глинки в городе Челябинске.

Кто-то из вас уже познакомился с этим театром, и слушал оперу. Очень рада, что некоторые ребята побывали в театре. Надеюсь, что вы соблюдали правила поведения в этом храме искусства. Давайте еще раз вспомним эти правила.

Ученик:

1. Посещать театр в опрятном виде, с собой должна быть чистая вторая обувь.

2. Настроить себя на восприятие серьезной музыки.

3. Не опаздывать к началу представления (спектакля).

4. Во время спектакля не отвлекаться, не создавать суеты, шума.

5. Аплодировать, сдерживая свои эмоции, не вставать со своего места во время спектакля; выключить мобильный телефон.

6. При возникших недоразумениях, вопросах различного характера, обращаться к дежурным театра в вежливой форме.

7. В антракте вести себя спокойно, в буфете употреблять пищу только за столиками, соблюдая чистоту.

8. Благодарить артистов аплодисментами после окончания действий и всего спектакля, в конце поблагодарить музыкантов оркестра и дирижера.

У: Давайте поближе познакомимся с творчеством Н.А.Римского-Корсакова.

Ученик: Все известные оперы этого композитора были написаны на сказочные сюжеты. Н.А.Римский-Корсаков написал 15 опер, несколько симфонических картин. Наиболее известны оперы: «Золотой петушок», «Кащей бессмертный», «Садко», «Снегурочка», историческая опера «Царская невеста». Популярностью у слушателей пользуется симфоническая картина «Шехерезада» по мотивам сказок Востока «Тысяча и одна ночь». На этот сюжет создан балет «Тысяча и одна ночь». Н.А.Римский-Корсаков был великим симфонистом. Он умел образно, очень достоверно и правдиво написать любую картину для симфонического оркестра (картины моря в «Садко», в «Шехерезаде»). Кроме того, композитор имел ещё одну профессию - он был морским офицером. Вторую жизнь у Н.А.Римского-Корсакова получили три оперы - «Царская невеста», «Садко», «Снегурочка» - это замечательные фильмы - оперы.

У: Посмотрите фотографии с места съёмок фильма-оперы «Снегурочка».

(Показ фотографий)

Вы видите очень живописное место в лесу, в центре - озеро, а на заднем плане - дворец мудрого лесного царя Берендея. Снимался фильм-опера недалеко от города Костромы, родины Ивана Сусанина.

Давайте познакомимся с историей создания и содержанием весенней сказки-оперы «Снегурочка»

(Рассказ ведут двое учащихся).

У: Ребята, посмотрите, как выглядит главная героиня этой сказки - Снегурочка. Посмотрите, какой изобразили ее сами ребята.

(Показ рисунков ребят)

У: Сейчас мы с вами послушаем самый поэтичный фрагмент из этой оперы, сочетающий в себе необычайную задушевность, лирику, теплоту и мягкость. Это хрупкий, чистый образ главной героини оперы - Снегурочки.

(Слушание прощальной арии Снегурочки).

У: Ария поражает нас красотой музыки, поэтичностью текста. К кому обращается Снегурочка?

(Дети отвечают. На доску помещаются музыкальные понятия)

У: Впервые побывав в театре на спектакле и услышав арию Снегурочки, я написала небольшое стихотворение:

«Какая боль! Снегурочка… Ты любишь Мизгиря.

А я люблю тебя за кроткий нрав и чистоту.

Ты прыгаешь в огонь из-за него!

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.