Рефераты. Педагогические условия развития представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время

p align="left">"Человек культуры" - пребывающий в культуре; человек в совокупности его социальных и культурных черт, то есть обладающий достаточной степенью (полнотой) освоенности "своей" культуры и способностью к воспроизведению этой культуры в конкретных проявлениях. Это состояние достигается в процессе инкультурации - введения в мир культуры, в ходе которого ребенок овладевает содержанием фундаментальных духовных феноменов, запечатленных в продуктах культуры: языке, верованиях, этических нормах, произведениях искусства и т.п., и приобретает способность действовать, ориентируясь на выработанные человеческим обществом и принятые им (индивидом) установки, ценности и т.п. Инкультурация, введение учащегося в систему языков и методов социокультурной коммуникации, ценностно-смысловых и нормативно-регулятивных установлений как исторических, так и современных сообществ осуществляется всеми (каждой) сферами деятельности школы - учебной, воспитательной и досуговой.

Следовательно, задача современного общеобразовательного учреждения - разработать такой механизм инкультурации и такие способы его реализации, чтобы целенаправленный поток культурной трансляции стал для учащихся более референтным и релевантным, что отчасти компенсирует негативные моменты стихийного потока; и обучить воспитанников эффективным приемам критического анализа и осмысления стихийного потока, что сделает их самостоятельными его субъектами.

Процесс инкультурации носит непрерывный характер и связан с сензитивными пиками развития ребенка, что необходимо учитывать педагогам. Культуру нельзя навязать силой (В.С. Соловьев), ее освоение является результатом добровольно сделанного выбора. Механизм овладения ценностями культуры носит избирательный характер, завися от особенностей, сложностей, наклонностей и дарований каждого конкретного ребенка. Вектор инкультурации идет от индивида к ценностям культуры, и сложнейшая задача педагогов состоит в том, чтобы найти оптимальное соотношение между минимумом культурных знаний, умений, навыков, которые должен освоить каждый, чтобы не стать маргиналом, и содержанием индивидуально-творческой деятельности, связанной с удовлетворением потребностей личности в самоактуализации, самоорганизации, реализации своих потенций и способностей. Конкретная траектория инкультурации строится от данного социокультурного уровня подростка («точка отсчета») через постоянное расширение сферы ближайших интересов к овладению более актуальными сторонами культуры, наращиваемыми подобно концентрическим кругам («зона ближайшего развития») до знакомства с явлениями и ценностями «высокой» культуры («культурный горизонт»).

Самоопределение ребенка в культуре не исчерпывается освоением предметного богатства окружающей действительности и усвоением системы культурных ценностей, а представляет наряду с этим сложный путь становления личности в процессе самоусовершенствования (саморазвития) и преобразования характера индивидуального бытия. И если инкультурация позволяет ребенку "состояться" (то есть реализовать себя в некоторых подлинно человеческих, культурных, проявлениях), то "найти себя" (то есть постигнуть свою сущность), стать адекватным самому себе, достигнув самотождества, и превратиться в "культурного человека" он может лишь в результате культуризации, процесса более сложного, глубокого и личностно-целеосмысленного. В процессе инкультурации учащийся выступает как ведомый, являясь не только субъектом, а преимущественно объектом как целенаправленного (в рамках культурной школы), так и стихийного (вне школы) потоков культурной трансляции (в их взаимодействии), а в процессе культуризации - как самостоятельный субъект, проявляющий культурную инициативу, воплощающуюся в культурном творчестве и ценностном отношении к культуре.

Если рассматривать культурность как степень овладения ребенком своей собственно человеческой, то есть культурной, сущностью, что выражается в способности усваивать, использовать и создавать (воссоздавать) культурные ценности, то "культурный человек" - тот, кто:

- усвоил максимум (количественно и качественно) культурных ценностей, выработанных человечеством и "своей" культурой (в том числе и культурологические знания );

- владеет культурными способами самореализации, воспроизводит (создает) формы культуры;

- выбрал культурную позицию осмысленную (осознает себя творцом культуры), позитивную (считает культуру ценностью) и активную (предпринимает культуротворчески-ответственные усилия и действия) и исполняет соответствующую культурную роль.

Культуризация предстает соответственно как процесс обретения культурности в степени культуротворчества; совершенствования и плодотворной реализации культуросообразной жизненной концепции; гармонизации ценностей жизни и ценностей культуры в повседневном бытии. Только в этом случае школьное образование сохраняет, транслирует и развивает содержание социокультурного опыта, то есть способствует воспроизводству культуры как целостности. Реализация указанных позиций приводит к воссоединению общего образования и культуры в целостном культурно-образовательном пространстве.

Отражение в системе школьного образования определенной системной целостности культуры является одним из важнейших условий целостности культурного субъекта - ребенка, который, опираясь на духовную культуру личности, может не только противостоять негативным воздействиям действительности, но и творчески преобразовывать ее.

Таким образом, специфика настоящего момента состоит в том, что фонового культурного знания, стихийно усваиваемого из духовной атмосферы, уже недостаточно и необходима «культурная грамотность» как исходная позиция для инкультурации и «культурная образованность» как важнейший фактор культуризации. Сегодня особенно важно культурное образование школьников. Поэтому следует учить не как надо делать, а как лучше сделать на основе свободного осмысленного выбора из множества образцов, выработанных человечеством. Эта актуальная задача переводится на язык педагогических представлений и педагогических средств только на основе культурологического подхода.

1.3 Компетентностный подход как приоритетная педагогическая ориентация при конструировании современных уроков по развитию представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала

Под педагогическим подходом нами понимается ориентация учителя общеобразовательного учреждения при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности (по Е.Н.Степанову).

В последнее время наиболее актуальным становится компетентностный подход. Этот подход как специальное направление в общем образовании зародился в конце 60-х г.г. XX века за рубежом. В определении целей и содержания общего образования указанный подход не является новым и чуждым для российской школы. Однако, данная ориентация не являлась определяющей, поэтому сегодня для реализации компетентностного подхода необходима опора на международный опыт с учетом традиций и потребностей российского образования.

Компетентностный подход, по мнению западных ученых (Ф.Кумбс, Дж.Равен), ведет к новому видению самого содержания общего образования, его методов и технологий. Отечественные сторонники компетентностного подхода (В.А.Болотов, Э.Ф.Зеер, Л.В.Львов, Г.К.Селевко, В.В.Сериков, А.В.Хуторской и др.) важнейшим его результатом считают повышение качества образования выпускника школы.

По словам Г.К.Селевко, компетентностный подход означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника школы к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства. Л.В.Львов, вслед за Э.Ф.Зеером, под компетентностным подходом в общем образовании понимает приоритетную ориентацию на цели-векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социолизацию и развитие индивидуальности.

Использование компетентностного подхода в образовательном процессе предполагает применение специальных понятий. Разумеется, ключевыми понятиями данного подхода являются «компетентность» и «компетенция». В настоящее время в научной литературе можно найти несколько их дефиниций.

Компетентность - понятие, обладающее интегративной природой и включающее когнитивную, операционально-технологическую, мотивационную, этическую, социальную, поведенческую составляющие. Это понятие включает в себя результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и т.д.

Профессиональная компетентность - совокупность образовательных, профессиональных, социально-профессиональных, социальных и личностных компетенций.

Профессионально-педагогическая компетентность - объем компетенций, круг полномочий в сфере профессионально-педагогической деятельности.

Компетенция (от лат. - добиваюсь, соответствую, подхожу):

1) круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным правовым актом конкретному органу или должностному лицу (В.М.Полонский);

2) совокупность знаний и практического опыта в той или иной области (В.Г.Швеммер);

3) общая способность человека к продуктивной деятельности, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены самостоятельно или в результате обучения (С.Г.Молчанов);

4) совокупность теоретических представлений об объекте и практических способах работы с этим объектом.

Опираясь на культурологический подход, внешним результатом инкультурации будет обретение школьником общекультурной компетенции, которая являет собой владение:

- родным литературным языком,

- общественно-значимыми нормами, правилами, обычаями,

- общественно-значимыми ценностями,

- фоновыми культурными знаниями,

- культурными кодами и смыслами.

Внутренний аспект инкультурации позволяет ребенку «состояться» (т.е. реализовать себя в некоторых подлинно человеческих, культурных проявлениях) и стать «человеком культуры».

Процесс дальнейшего развития личности, совпадающий с подростково-юношеским возрастом и помогающий человеку «найти себя» (то есть постигнуть свою сущность), стать адекватным самому себе, достигнув самотождества, протекает в рамках культуризации. В процессе культуризации (более сложном, глубоком и личностно-целеосмысленном) подросток выступает как самостоятельный субъект, проявляющий культурную инициативу, воплощающуюся в культурном творчестве и ценностном отношении к культуре.

Культуризация предстает соответственно как процесс обретения культурности в степени осмысленного культуротворчества, совершенствования и плодотворной реализации культуры; сообразной жизненной позиции, гармонизации ценностей жизни и ценностей культуры в повседневном бытии.

Внешним результатом культуризации является обретение школьником культурологической компетенции, которая представляет собой:

· сформированность понимания смысла культуры как способа существования человеческого рода,

· сформированность потребности в общении с явлениями культуры, в частности, произведениями искусства,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.