Познав любовь, ты жизнью поплатилась.
Бессильна я унять ту боль, что мучает меня.
И никогда, я не услышу никогда: «Люблю и таю»…
Не сплю… Прерывисто вздыхаю».
Возможно, что после увиденного и услышанного на сцене театра вам тоже захочется написать стихи, отзыв, поделиться с нами своими мыслями об опере. Пробуйте, пишите.
Продолжением урока является посещение оперного спектакля Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»
Вопросы учащимся после посещения Театра оперы и балета:
· Какой обрядовый праздник вы увидели в опере «Снегурочка»?
· Какой женский голос исполнял партию Снегурочки?
· Назовите имя исполнительницы роли Снегурочки.
· Чем понравилось вам её исполнение?
· Почему Мизгирь полюбил Снегурочку и забыл Купаву?
· Изменился ли образ Снегурочки в процессе происходящих событий? В чём проявилось это изменение?
· В чем причина гибели Снегурочки? За что она поплатилась?
· Какой музыкальный инструмент звучит в сцене таяния Снегурочки?
· Что нового вы узнали об опере «Снегурочка»?
Конспект учебного занятия - лекции по музыке в седьмом классе по теме «Творчество вокально-инструментального ансамбля «Ариэль»
«Без серьёзной музыки - жизнь пуста, без легкой смешна»
Э. Карузо
Цель учебного занятия: знакомство с творчеством вокально-инструментального ансамбля «Ариэль»
Задачи учебного занятия:
· Воспитание художественного вкуса у подростков на основе актуализации и «окультуривания» их субъективного музыкального опыта.
· Воспитание духовной культуры, желания испытать эстетическое наслаждение при соприкосновении с творчеством ансамбля «Ариэль»
· Расширение знаний о «легкой» музыке, о принципах бытового фольклора в современной музыке.
· Развитие индивидуальной музыкальной культуры, потребности в самообразовании и самосовершенствовании.
Оборудование и средства обучения: карточки с музыкальными понятиями, музыкальный центр.
Художественный материал: фотографии ансамбля «Ариэль», города Челябинска, стихи «У русских песен крылья лебединые»
Музыкальный материал: песни в исполнении ансамбля «Ариэль»: «На горе-то, горенке», «Нахлебалася прясного молока», «Танюша», «Ох, ты Порушка-Параня», «Баба-Яга», «Комната смеха»,«Благодарствуйте, сударыня».
Ход учебного занятия:
(Звучит песня «Баба Яга», музыка возникает из тишины)
Учитель (У): Ребята, вам знакома прозвучавшая песня? В исполнении какого ансамбля она прозвучала?
(Дети отвечают)
У: Совершенно верно, это очень популярная песня - «Баба-Яга», которая прозвучала в исполнении известного в нашей стране и, конечно же, у нас на Южном Урале, вокально-инструментального ансамбля «Ариэль». К жанру «легкой» или «серьёзной» музыки» мы отнесем эту песню?
У: Ребята, вы заметили, как много изобразительных моментов в этой песне? Это характерная черта всех песен ансамбля «Ариэль». Давайте вместе с вами перелистаем страницы творческого пути этого замечательного коллектива.
Ученица: Вокально-инструментальный ансамбль «Ариэль» был создан в 1966 году в городе Челябинске. Все музыканты ансамбля имели высшее музыкальное образование. Руководителем и солистом ансамбля «Ариэль» стал Валерий Иванович Ярушин - яркий, талантливый музыкант. Начало творческого пути пришлось на 1970-ые годы. Признание пришло в 1974 году, когда ансамбль получил первую премию на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Вскоре фирма «Мелодия» выпустила первый диск ансамбля «Ариэль», а в 1977 году вышел второй диск - «Русские картинки».
У: Давайте послушаем ещё одну композицию из репертуара этого ансамбля. Послушаем очень популярную, талантливо написанную песню «Комната смеха». Попробуйте проанализировать эту песню самостоятельно.
(Дети слушают песню и пробуют ее проанализировать)
У: Молодцы! Продолжим знакомство с творчеством ансамбля «Ариэль».
Ученик: Серьёзных музыкантов не могла не привлечь интересная работа коллектива с фольклором. Взгляды на традиционный крестьянский фольклор прошлого в настоящее время более или менее устоялись, а само понятие «фольклор» в какой-то степени даже стало модным.
(Помещается понятие на доску)
У: (читает) «Энергетизм фольклора, столь убедительно продемонстрированный в своё время Д.Покровским, послужил едва ли не главной причиной, заставившей многих поклонников джаза и, в особенности рока, с удивлением почувствовать в народной песне что-то неожиданно знакомое, своё, столь ценимое ими в роке» (Ю.Дружкин, кандидат философских наук).
Ученик:
У русских песен крылья лебединые,
До глубины открытая душа.
По вечерам над золотом рябиновым
Они плывут куда-то не спеша…
Они летят весёлые и грустные,
Не прерывая кружевную нить…
У русских песен бьётся сердце русское,
И от России их не отделить.
(Звучит песня «Нахлебалася прясного молока»)
У: Какими средствами музыкальной выразительности в этой песне воспользовались музыканты?
У: Известный композитор Никита Богословский писал в «Литературной газете» в 1973 году: «В обработке русских народных песен, сделанных руководителем «Ариэля» В.Ярушиным, бережно сохранены своеобразие и очарование народных мелодий. В современном звучании оркестрового сопровождения мы с радостным удивлением слышим характерные тембры русских инструментальных наигрышей, ладовые гармонии. По балалаечьи запели те же электрогитары и орган».
А сейчас прозвучит ещё одна известная песня этого ансамбля. Назовите её сами.
(Звучит песня «На горе-то горенке»)
У: Валерию Ярушину удалось достичь такого тонкого понимания природы русской песни, поражающего и совершенством формы, и лаконизмом мысли, и оправданной сложностью. Ни одной лишней детали, всё подчинено единственному и логическому развитию. В своих композициях В.Ярушин сумел соединить безыскусную простоту русской песни с утонченной оркестровой окраской, по-своему их услышав.
Ученик: Работу над фольклором В.Ярушина можно сравнить с работой ювелира: он оттачивает каждую деталь, проявляя большое внимание каждому элементу, он постоянно открывает для себя новое, умеет создать кульминацию сочинения. Первые аранжировки русских народных песен определили лирико-драматическое направление. Одной из таких лирических песен является песня «Танюшка» на стихи С.Есенина.
(Звучит песня «Танюшка»)
У: Вам понравилась песня? Её аранжировка? Поэтичность стиха песни, её кульминация вполне соответствует замыслу автора? Позже В.Ярушин приходит к мысли о необходимости расширения жанрового содержания народных песен «Ариэля» за счет игровых и шуточных. Ребята, возможно вы знаете аранжировки таких песен, приведите примеры.
Ученица: Для них характерны широта жизненных ощущений, юмор, мир ярких красок и образов. Особенно это характерно, пожалуй, для песни «Ох, ты Порушка-Параня». «Баба-Яга», «Комната смеха» дополняют жанр шуточных песен. Народные песни исключают вымысел, наполнены правдой жизни, простотой человеческих отношений. Безусловно, обработки русских народных песен - центральная часть творчества В.Ярушина, но не единственная. Им написаны песни, пользующиеся популярностью у слушателей: «Зимы и весны», «Обращение к России», «Маленькая история» и другие. Создаются В.Ярушиным и масштабные сочинения: рок-сюита «Русские картинки», рок-оратория «Мастера», рок-опера «Сказание о Емельяне Пугачеве» по поэме С.Есенина.
Ученик: «Ариэль под руководством В.Ярушина добился значительных творческих достижений. Им записано пять дисков-гигантов, несколько миньонов. С концертами ансамбль объездил всю страну, совершил более двух десятков зарубежных гастрольных поездок. В ситуации, когда в 80-е годы «модные звезды» потеснили «Ариэль» в популярности челябинцы не сбились на суетливое желание непременно быть на гребне славы и моды. Ансамбль, как и прежде, верен своему творческому кредо, неся зрителю чистую, задушевную русскую музыку. Признанием, причём высоким, стал не только стойкий успех ансамбля у зрителей (хотя прежнего ажиотажа вокруг его концертов уже не было), но и включение коллектива в 1988 году в первый выпуск комплекта открыток «Мастера советской эстрады», который выпустило Министерство культуры СССР совместно с издательством «Планета». «Ариэль» находится в одном ряду с самыми видными представителями советской эстрады.
У: Ребята, как вы считаете, это заслуженное признание творчества коллектива? В вашей фонотеке имеются песни «Ариэля»? Есть ли у ансамбля песни для детей? Они вам знакомы? Назовите эти песни.
(«Разноцветный ветер» слова и музыка В.Ярушина,
«Рождественское чудо» на стихи А.Горской,
«Кто березку причесал», «На асфальте классики» и др.)
Ученица: Заслуга В.Ярушина в том, что он стремился к глубокому личностному решению тем, подкупая сердечностью, доверительностью, на которую слушатель отзывается очень легко. Всё, что он пишет, сразу становится достоянием слушателей. В 1988 году за заслуги в развитии музыкального искусства Валерию Ярушину присвоили почётное звание «Заслуженный артист РСФСР. В 1989 году Валерий Ярушин покинул ансамбль и создал новую группу «Иваныч», в которой продолжил развитие своих творческих устремлений, связанных с традициями русской музыки. В 1990 году группа «Иваныч» стала дипломантом Международного фестиваля «Шлягер-90» в городе Ленинграде.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12