Недостаточная теоретическая разработанность проблемы и её большая практическая значимость послужили основанием для определения данной темы исследования.
Для разрешения избранной нами проблемы поставлена следующая цель исследования - выявить, теоретически обосновать и опытным путем проверить педагогические условия, детерминирующие процесс развития представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время в общеобразовательном учреждении на современном этапе модернизации и стандартизации российского образования.
Объект исследования - музыкальная жизнь Челябинского Урала.
Предмет исследования - процесс развития представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время на занятиях в общеобразовательной школе.
Ограничение исследования: Челябинский Урал. Понятие «Южный Урал» шире понятия «Челябинский Урал». Челябинский Урал - это оформленное пространственно-административное выделение.
Хронологические рамки исследования: новейшее время, т.е. советский период в истории Российского государства (1917 - 1991 гг.).
В основу исследования положена следующая гипотеза: процесс развития представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время на занятиях в общеобразовательной школе будет более эффективным (успешным) при выполнении следующих педагогических условий:
* использование методики формирования духовной культуры личности ребенка посредством музыки;
* интеграция общего и дополнительного музыкального образования детей и подростков;
* совместная музыкальная деятельность субъектов образовательного сообщества на основе взаимосвязи разных видов художественно-эстетического творчества.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы определены следующие задачи исследования:
1. Изучить опыт работы педагогов образовательной области «Искусство» общеобразовательных учреждений по проектированию модели развития представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала на основе культурологического и компетентностного подходов в прошлом и настоящем. Эта задача по содержанию относится к первому и второму классам исследовательских задач и связана с изучением теории вопроса, состояния практики и проявлением предмета исследования.
2. Сконструировать на основе личностно-ориентированного подхода и с учетом специфики профессиональной деятельности проектные разработки учебных занятий по развитию представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время. Эта задача по содержанию относится к третьему классу исследовательских задач и самым прямым образом связана с созиданием предмета исследования.
3. Выявить педагогические условия эффективной реализации разработанных проектов уроков, дать их теоретическое обоснование и опытным путём определить их практическую значимость. Эта задача по содержанию относится к четвертому классу исследовательских задач и связана с опытной работой, напрямую вытекает из гипотезы и ради неё ставится и решается.
4. Подготовить на основе полученных материалов методические рекомендации для преподавателей образовательной области «Искусство». Эта задача по содержанию относится к пятому классу исследовательских задач и завершает исследование, показывая его практико-ориентированный характер. Это разработка на основе всего исследования определенных методических рекомендательных материалов.
Методологической основой исследования являются общенаучные принципы и методы культурологического подхода в обучении и воспитании школьников (М.М.Бахтин, Л.Е.Кертман, Н.Киященко, В.С.Соловьев и др.), компетентностного подхода к построению образовательного процесса в школе (В.А.Болотов, Э.Ф.Зеер, Л.В.Львов, Г.К.Селевко, В.В.Сериков, А.В.Хуторской и др.) и личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательной деятельности (Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, Е.Н.Степанов, И.С.Якиманская и др.).
Теоретической базой исследования являются: концепция воспитания ребенка как человека культуры (Е.В.Бондаревская, В.В.Зеньковский, С.В.Кульневич и др.), концепция музыкального образования школьников (Д.Б.Кабалевский), теория педагогических исследований (В.И.Загвязинский, В.В.Краевский, А.Я.Найн, В.М.Полонский, Э.А.Штульман и др.); теория педагогического проектирования, разработки и защиты конструктов учебных занятий (В.С.Безрукова, В.П.Беспалько, Л.М.Кустов, В.И.Слободчиков, Г.П.Щедровицкий, Е.И.Соколов, Е.Н.Степанов и др.).
Основные методы исследования
Поставленная цель, сформулированные задачи и выдвинутая гипотеза обусловили выбор методов исследования.
В качестве теоретических методов исследования определены:
· метод последовательно-текстуального изучения научных источников (философской, педагогической и психологической литературы), методических работ, их анализ и синтез в контексте рассматриваемой проблемы; исследование опыта конструирования учебных занятий в общеобразовательных учреждениях;
· метод моделирования в процессе разработки модели развития представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала;
· метод конструирования учебных занятий по развитию представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время;
· аналитический метод обобщенной оценки качества моделей, проектов и конструктов организации образовательного процесса в школе.
В качестве эмпирических методов исследования определены:
· методы педагогической диагностики: включенное наблюдение, опрос, беседа, параметрическое понятийное описание, сравнительная характеристика, рефлексия, педагогический мониторинг, анализ продуктов опытной работы, экспертная оценка;
· формальный (количественный) метод статистической обработки полученной информации.
Основной базой исследования служили: МОУ СОШ №№ 4, 7 г. Южноуральска.
Общие сроки проведения исследования: сентябрь 2005 г. - октябрь 2008 гг.
Таблица.1.Сроки, этапы и основные функции исследования
Наименование этапа
1. Подготовительный (организационно-прогностический) этап
Сроки реализации
сентябрь 2005 г. - май 2006 г.
Основные функции
Диагностическая, прогностическая, организационная
2. Преобразующий (содержательно- процессуальный) этап
сентябрь 2006 г. - май 2008 г.
Исполнительская
3. Аналитический (аналитико-корректирующий) этап
август - октябрь 2008 г.
Аналитическая
Дополнительные формы представления результатов исследования:
1. Теоретико-практические, учебно-методические семинары и педагогические чтения по проблеме исследования для педагогических работников и классных руководителей общеобразовательных учреждений города Южноуральска (2008 г.) и Челябинской области (ГОУ ДПО ЧИППКРО, 2005 г.).
Теоретическая значимость исследования заключается в:
· уточнении содержания понятия «развитие представлений школьников»;
· обосновании модели процесса развития представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время;
· выявлении педагогических условий эффективной реализации разработанных проектов уроков.
Практическая значимость ожидаемых результатов исследования состоит:
1) во внедрении в практику работы МОУ СОШ №№ 4 и 7 г. Южноуральска модели процесса развития представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время, которая определяет для учителей-предметников образовательной области «Искусство» и классных руководителей общеобразовательного учреждения приоритеты в содержании музыкального воспитания и способствует интеграции и координации их деятельности;
2) в отборе и апробации к имеющимся реалиям педагогической практики современных технологий музыкального образования школьников и организационных форм учебно-воспитательной работы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты проведенного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях Южноуральского городского методического объединения учителей музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры.
Структура работы. Аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Во введении дается общая характеристика осуществленного исследования, обоснование выбора темы исследования, определяются объект, предмет, цель исследования, его гипотеза, задачи, раскрываются теоретическая и практическая значимость работы.
Первая глава «Теория и практика развития представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала» характеризует музыкальную жизнь Челябинского Урала в новейшее время и раскрывает культурологический подход как методологическое основание проектирования модели развития представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала, а также определяет компетентностный подход как приоритетную педагогическую ориентацию при конструировании современных уроков по развитию представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12