Рефераты. Педагогические условия развития представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время

p align="left">· усвоенность максимума (количественно и качественно) культурных ценностей, выработанных человечеством и «своей» культурой (в том числе - культурологических знаний),

· владение культурными способами воплощения результатов деятельности и оперирования ими,

· владение культурными способами самореализации: воспроизводит (создает) формы культуры,

· выбор осознанной (осознает себя творцом культуры), позитивной (считает культуру ценностью) и активной культурной позиции (предпринимает культуротворчески е и ответственные усилия и действия),

· исполнение соответствующей культурной роли,

· проявление культуротворческой инициативы,

· стремление к целеосмысленному жизнестроительству.

Следовательно, обучающийся строит свою жизнедеятельность и организует социокультурную среду, чтобы его культуросообразное бытие актуализировалось в каждом (любом) его проявлении в единстве культурного смысла и культурной формы.

Внутренний аспект культуризации - превращение школьника в культурного человека. Если рассматривать культурность как степень овладения ребенком своей собственно человеческой, то есть культурной сущностью, то «культурный человек» - тот, кто овладел всей полнотой культурных орудий обладания своей сущностью и сущностью мира, взятого в развитии, что выражается в способности усваивать, использовать и создавать (воссоздавать) культурные ценности.

Общеобразовательное учреждение, естественно, не может ставить цель каждого своего выпускника сделать культурным человеком. Во-первых, это процесс глубоко индивидуальный и не ограничивающийся периодом социально-физиологического взросления (он может длиться всю жизнь, а может вообще не начаться). Во-вторых, результат принципиально недостижим в силу постоянного развития культуры и многогранности процесса совершенствования. Школа может только создавать условия для овладения учащимися началами и принципами этого процесса.

Воспитание музыкальной культуры в общеобразовательном учреждении в соответствии со стандартами общего образования направлено на достижение следующих целей:

· становление музыкальной культуры ребенка как неотъемлемой части духовной культуры;

· развитие его музыкальности: музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

· освоение школьником знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

· овладение обучающимся практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

· воспитание у ребенка эмоционально-ценностного отношении к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Опираясь на компетентностный подход в образовательном процессе,

ученик должен

знать/понимать:

· специфику музыки как вида искусства;

· значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества;

· возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

· основные жанры народной и профессиональной музыки;

· многообразие музыкальных образов и способов их развития;

· основные формы музыки;

· характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

· виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

· имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;

уметь:

· эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

· узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

· выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения): несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);

· исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;

· выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанров, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

· распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

· выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

· различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

· устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

· певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

· размышления о музыке и её анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

· музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий;

· определение своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Таким образом, компетентностный подход выступает как ориентация педагога - практика при конструировании современных учебных занятий по развитию представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала.

2 Подготовка и проведение современных учебных занятий по развитию представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время

2.1 Технология проектирования и организации личностно-ориентированных учебных занятий по развитию представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время

Популярность личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательной деятельности обучающихся обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств. Назовем лишь некоторые из них. Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально-типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Во-вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это, в свою очередь, детерминирует применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения и воспитания школьников.

Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Большой вклад в разработку теоретических и методических основ личностно-ориентированного подхода в общем образовании внесли такие ученые, как Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Ю.И. Турчанинова, И.С. Якиманская. Опираясь на идеи педагогической и философской антропологии (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, В.В. Зеньковский, Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, В.П. Зинченко, О.Ф. Больнов, В. Дильтей, М. Шелер и др.) и научные труды отечественных и зарубежных ученых - представителей гуманистического направления в педагогике и психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Берне, Я. Корчак, С. Френе, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и др.), они предприняли усилия для становления в России теории и практики личностно-ориентированной педагогической деятельности.

Осознание целесообразности использования личностно-ориентированного подхода в процессе развития представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала побудило педагогов МОУ СОШ № обратиться к разработке технологии подготовки и проведения учебных занятий на основе применения данной методологической ориентации.

Под технологией нами понимается логически целесообразный и последовательный порядок умственных и практических действий, выполняемых при разработке проекта (по В.С. Безруковой). В результате научных консультаций и дискуссий был определен и апробирован следующий порядок действий педагогических работников общеобразовательного учреждения по организации личностно-ориентированных учебных занятий (см. схему 1).

Схема.1.Алгоритм организацииличностно-ориентированных учебных занятий в школе

I. Подготовительный этап

1. Знакомство педагогов с сущностью личностно-ориентированного подхода.

2. Освоение педагогами основных понятий личностно-ориентированного подхода.

3. Совместное формулирование исходных положений и основных правил построения процесса музыкального образования учащихся.

4. Формирование у педагогов устойчивых представлений о компонентах личностно-ориентированного учебного занятия.

v

II. Проектировочный этап

5. Формулирование замысла личностно-ориентированного учебного занятия.

6. Определение целевых ориентиров личностно-ориентированного учебного занятия.

7. Отбор содержания личностно-ориентированного учебного занятия.

8. Определение типологии и структуры личностно-ориентированного учебного занятия.

9. Выбор формы проектирования личностно-ориентированного учебного занятия.

v

III. Внедренческий этап

10. Создание необходимых организационных и мотивационных условий, пространственно-временного и материально-технического обеспечения личностно-ориентированных учебных занятий.

11. Апробирование на учебных занятиях наиболее адекватных данной ориентации способов педагогической деятельности.

v

IV. Аналитический этап

12. Отработка методики педагогического анализа и самоанализа личностно-ориентированного учебного занятия.

13. Обобщение педагогического опыта работы и его распространение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.