Рефераты. Педагогические условия развития представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время

p align="left">В этот период в городах и районах Челябинской области ведётся большая музыкально-просветительская работа - проходят концерты, конкурсы, фестивали. Академическую, симфоническую, камерную музыку исполняют коллективы музыкальных учебных заведений города Челябинска и Челябинской области. В это время в Челябинске гастролируют известные симфонические коллективы под управлением Ю.Башмета, В.Гергирева, Е.Мравинского, В.Спивакова.

Большой популярностью пользуются вечера камерной музыки. В Челябинской области действует много камерных ансамблей. Исполнительские традиции были заложены еще в 50-60-е годы XX века. Это пианистка Р.Г.Гитлин, скрипач А.З.Рахмилевич. Концерты проходят в рамках музыкальных лекториев, организованных на сценических площадках области. В этот период ведут активную концертную деятельность исполнители: М.Н.Берх - фортепиано, Б.Инякин - бас, А.Геккер - баритон, Азёрская - сопрано, вокальный дуэт - Я.Курочкин и В.Поляков, орган - Л.Тимшина, В.Хомяков., фортепиано - А.Макаренко, А.Шехмет - скрипка, Б.Шагинян - виолончель. Певцы: А.Беркович, Г.Гудкова, Г.Зайцева, Н.Заварзина. Активную концертную деятельность ведёт Камерный хор (руководитель В.Михальченко). В 1987 году открыт концертный зал камерной и органной музыки, где установлен орган немецкой фирмы Баутцен (Германия), по звучанию один из лучших в Европе. В Челябинске и области в разные годы побывали на гастролях исполнители с мировым именем: Э.Гилельс, Г.Гинсбур, Б.Давидович, Л.Оборин, С.Рихтер, Х.Ахмятова.

Хоровое творчество

Любительское хоровое пение в Челябинской области стало развиваться еще с 1890 года. Были созданы самодеятельные хоровые коллективы в клубах, дворцах культуры на промышленных предприятиях и в учебных заведениях. В 1950 году в городе Челябинске была организована рабочая хоровая капелла «Металлург» (руководители О.Свизинский, М.Капланский, В.Стрельцов) и хор русской песни при ДК ЧМЗ (К.Е.Габрик, Л.И.Шутова).

В 1960-1980 гг. вели активную концертную деятельность: капелла ЧТЗ (руководитель Е.П.Соколов), Академический хор ДК имени С.Орджоникидзе (Ю.Галкин, В.Македон), хоры УТПЗ ( В.Гвоздев, В.Ерёменко, Н.Еремина), хор ЧТЗ (Степанов), хор ДК УТПЗ (А.Швыдь), хор ДК имени Колющенко (И.Игнатьев) и другие. В Магнитогорске были основаны коллективы на базе Центрального клуба строителей, ДК Металлургов и учебных заведений. Значительный вклад внесли в развитие хорового любительского искусства: В.Васильева, В.Лекарчук, А.Никитин, М.Маташов.

В Челябинской области в этот период получили известность следующие хоровые коллективы: хор русской песни посёлка Варламово, хор русской песни в городе Миассе, фольклорный хор ДК имени Горького в городе Кыштыме. В 1958 году по инициативе директора музыкального училища Б.М.Белицкого было основано областное отделение Всероссийского хорового общества, которое занималось пропагандой хорового искусства.

Значительное развитие получило детское хоровое творчество в общеобразовательных школах, школах искусств, детских музыкальных школах. В 1972 году была образована школа-студия «Мечта» (руководитель А.Шереметьев), хор мальчиков «Молодость» (В.Македон), хор «Жаворонки» (Г.Гнедыш) и другие.

Эстрадное творчество

Одним из первых в Челябинске популяризатором джаза был М.В.Папашика. В числе его учеников - джазовые музыканты: С.В.Бережнов, Н.Бобылев, В.Коробейников, братья Тергалинские. В 1932 году в городе Челябинске был организован джаз-банд под руководством А.А.Хайкина. В городе Магнитогорске при цирке в 1930-ые годы появился свой эстрадный оркестр (И.Додюк), в 1950-е годы, при левобережном ДК ММК был создан джаз-оркестр ( В.Павлютин).

В 1960-е годы в Челябинской области появились и другие эстрадные коллективы. В Челябинске действовали оркестры при кинотеатрах «30 лет ВЛКСМ» и «Кировец», с конца 1960 годов - бич-банды в ДК ЧТПЗ, «ДК железнодорожников». В 1969 году был создан «Уральский дикселенд» (руководитель И.В.Бурко). Появились в Челябинске и свои джазовые импровизаторы, а в 1970-е годы - малые (камерные) джазовые ансамбли. В 1977-1978 гг. при клубе ПО «Полет» действовал любительский джазовый оркестр (руководитель Бережнов). В 1966-1979 гг. работал эстрадный оркестр при Дворце строителей имени Мамина-Сибиряка; с 1979 года - при ДК имени Орджоникидзе в Магнитогорске (Ю.П.Варфоломеев). В 1990-е годы эстрадный оркестр стал джазовым ансамблем. В 1986 году в Магнитогорске в музыкальном училище было открыто отделение музыкального искусства эстрады. Созданы джаз-оркестр на эстрадном отделении музыкального педагогического института, вокальная студия «Джаз-отель» в ЧГПУ. В начале 1990-х годов организован муниципальный Центр джазовой музыки.

С 1970-х годов при Челябинской филармонии действовали эстрадные коллективы: ВИА «Весёлые подруги», эстрадный коллектив «Мелодия» (художественный руководитель С.Белоклоков) и другие. В 1980-е годы получил известность женский ВИА «Катерина» (художественный руководитель В.П.Веккер). В золотой фонд отечественной эстрады вошли вариации и аранжировки народных песен и произведения современных композиторов в исполнении ВИА «Ариэль». В 1989 году создана группа «Иваныч» (В.И.Ярушин). Большой популярностью пользуется у слушателей Челябинский мужской эстрадный ансамбль «Октоих». Проходят фестивали бардовской песни (Ильменский фестиваль).

1.2 Культурологический подход как методологическое основание проектирования модели развития представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала

Со второй половины ХХ века в развитых странах и в науке, и в общественном сознании, и в социокультурной политике преобладает концепция «культурного детерминизма». Культурологический подход (понятийно-ценностный) акцентирует главное достоинство человека - наличие и развитие такой его сущностной силы как высокоразвитое мышление и обеспечивает не только выживание вида, но и развитие как совершенствование. Основным законом культурологического подхода выступает коэволюция человека, являющегося одновременно и субъектом, и объектом культуры, и культуры как способа существования человечества, а социальной формой - гуманное антропоцентрическое общество.

Новая парадигма образования полагает одним из важнейших направлений его культурологизацию. Ибо образование как сфера специфической деятельности является, в первую очередь, составной частью культуры, причем играет в ней стержневую роль (Н.Киященко). Культурологическая парадигма, основываясь на восприятии общего образования как важнейшей части культуры, исходит из представления, что сама система школьного образования должна отражать состояние (тип) культуры, отвечая в своих основных содержательно-структурных параметрах ее содержанию, формам и тенденциям развития.

Общее образование - это оптимальный механизм обеспечения устойчивого существования культуры. Следовательно, цель общего образования:

1) как определенной сферы духовной деятельности - совершенствование ребенка посредством целенаправленного и специально организованного приобщения к культуре как способу существования и совокупности зафиксированных результатов духовной деятельности;

2) как социокультурного института - трансляция смыслов в форме информации и способов ее эффективной обработки, а также социально значимых фрагментов опыта;

3) как общеобразовательного учреждения - создание наиболее благоприятных условий для инкультурации и культуризации школьников.

Существующий ныне культурологический подход в сфере общего образования закономерен, естественен и органично вытекает из природы (сущности) человека. Культурологический подход в общем образовании обеспечивает эффективность процесса перевода достижений культуры как общественного явления в план личностного бытия. Решение данной задачи видится нам в культурологизации общеобразовательной школы. Это нужно:

- во-первых, ребенку, т. к. человек не обладает от рождения единством сущности и существования, оно достигается только в процессе духовного развития, основой которого является самоопределение в культуре; но глубокая семантическая зашифрованность культуры делает ее принципиально закрытой, фактически недоступной для самостоятельного овладения ребенком, требуются сознательно организованные целеосмысленные усилия по включению его в мир культуры; только в этом мире возможно свободное саморазвитие и формирование личности во всей ее полноте;

- во-вторых, культуре, т. к. школьник, включаясь в духовно-практическую деятельность по производству себя как духовного существа, обогащает культуру созданными духовными ценностями, в том числе - своей личностью, позицией или культурной ролью; прогресс культуры напрямую зависит от активности и позитивной направленности духовной деятельности каждого, и наоборот - чем полнее каждый из них включится в этот процесс, тем более благоприятной станет культурная жизнь для самореализации обучающегося, и в тем большей мере она сможет оказывать обратное влияние на общество.

Поэтому наиболее эффективны и перспективны те модели общего образования, которые позволяют построить новые стратегии социального и культурного поведения, превращают свод гуманитарного знания в новую парадигму исторического действия - тем более, что согласно синергетике, существует возможность преобразовывать социум не методом многократных проб и ошибок, а резонансно возбуждая надлежащие формы социальной организации. Непременным и необходимым условием этого процесса является изменение умонастроения и устремлений индивидов, что ведет к изменению социально-психологического и социокультурного климата общества.

В сегодняшней социокультурной ситуации появилось принципиально новое для российского менталитета понимание школьного образования как личностно-ориентированной культурной (а потому - творческой) деятельности. В соответствии с ним общеобразовательная школа должна быть культуросообразной, культуроемкой и культуротворящей. Культурная школа - «точка приростания» («ростовая точка») культуры нашего общества.

С позиций культурологического подхода главной целью общеобразова тельного учреждения является создание наиболее благоприятных условий для достижения ребенком самотождества через развитие сущностных сил и форми рование личности в социокультурном смысле.

Исходя из сути культурологиче ского подхода даже усвоение собственно технических навыков органи зовывается педагогом как органичная часть процесса осмысления (процесс на деления смыслом, придания смысла, выявления и воссоздания смысла объекта, где смысл - это мысленное и мыслимое содержание, вкладываемое человеком в объект с целью его наиболее эффективного использования) реальных объектов, своих действий и себя. То есть культурологический подход конкретно реализовывается в антропоцентрическом целеполагании, личностнозначимой мотивации, ценностном отношении к себе и конкретному виду деятельности (мастерству) как достижению культуры и средству самосовершенствования, и в стимулировании стремления учащихся к интериоризации получаемых знаний, включению их в свой структурный личностный план.

Смысл образования в подлинно культурной школе - в развитии у ребенка способности к адекватному пониманию мира и, в частности - социума (в том числе и его культуры), критической оценке их состояния и сознательному выбору сферы и направленности деятельности, при наличии готовности к ней (к культурному общественному жизнетворчеству). В настоящее время научное сознание пришло к выводу, что сложность бытия требует от человека саморазвития и организации своего сознания и жизни в целое, достижения самотождества. Эта актуальная задача переводится на язык педагогических представлений и педагогических средств только на основе культурологического подхода. Поскольку личность ребенка нельзя сформировать, она может только сформироваться самостоятельно в процессе саморазвития человека, смысл деятельности культурной школы состоит в организации наиболее благоприятных условий для реализации этого процесса, то есть прохождения пути от "человека культуры" к "культурному человеку".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.