Рефераты. Педагогические условия развития представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время

p align="left">У: Вам понравилась эта задушевная песня? Чем именно понравилось? Давайте поменяемся ролями и подумаем, какие инструменты можно выбрать для повторного исполнения этой песни.

(Повторное исполнение)

У: Как это интересно и увлекательно, узнавать как жили раньше люди, дети и взрослые, знакомиться с их бытом, обрядами, нравами и обычаями. Узнавать с помощью музыки и других видов искусства то, как раньше, до нас жили наши предки - русские люди. Обратите внимание на нашу классную доску - на ней тема сегодняшнего урока: «Разнообразие русского народного фольклора».

А что такое фольклор? Кто является создателем этого жанра музыки?

(Прикрепляются карточки с понятиями.

Квартет мальчиков исполняет р.н.песню «Солдатушки, бравы ребятушки»)

У: К кому обращена эта песня? Каковы её интонационные и ритмические особенности? Каков жанр песни?

(Дети отвечают)

У: Вы правы, солдатская песня отличается особой удалью, четкостью ритма и стиха.

(Учитель исполняет р.н.песню «Пряха»)

У: Вы услышали сейчас русскую народную песню «Пряха». Она вам понравилась? Как она звучала?

(Дети отвечают: нежно, грустно, певуче).

У: Можно сказать, что песня прозвучала задушевно и чувственно? Такие чувственные песни называются лирическими.

(Карточка прикрепляется на доску).

У: В этой песне передаются душевные переживания человека. А давайте выберем русскую народную песню, чтобы отдохнуть!

(Звучит хороводная игровая песня «Снежная баба»)

Ученик: В быту русского народа особенно был почитаем рождественский праздник. Эта народная традиция дошла и до наших дней. Манера исполнения колядок отличается простотой, незатейливой мелодией и ритмом. (Исполняется знакомая детям колядка: «Пришла коляда накануне Рождества» и разучивается колядка из народных славянских песнопений: «Добрый тебе вечер».

У: Ребята, домашнее задание на следующее занятие будет таким: узнайте у ваших бабушек, как отмечался праздник Рождества раньше, когда они были молодыми, как это было в их жизни. Обратитесь к ним с просьбой напеть знакомые бабушкам колядки. А сейчас звучит народный инструмент - балалайка!

Звучит русская народная песня «Ах, вы сени, мои сени»

в исполнении на балалайке учащегося класса

У: Вы узнали этот инструмент? Как прозвучала балалайка? Сколько у неё струн? Верно, три. «А всего-то три струны ей для музыки даны», - это слова какой песни?

(Дети отвечают)

У: Правильно, «Балалайка». Мы сейчас исполним ее так: вступление - с шумовыми инструментами, среднюю часть споём со словами, а заключительную часть - более подвижно, с ансамблем шумовых музыкальных инструментов

(Термины помещаются на доску).

(Учитель исполняет аккомпанемент на фортепиано)

У: Вам понравилось исполнять эту песню? Какое исполнение вам больше пришлось по душе? Петь со словами или играть на инструментах? Очень хорошо, что вам понравились оба варианта. А я хочу вам предложить послушать еще одно произведение с использованием шумовых инструментов - «Плясовые наигрыши».

(Звучит музыка)

У: Как звучали наигрыши? Каков жанр произведения? Вы услышали интонации русских народных песен? Какие из них вам знакомы?

(Дети отвечают)

Ученица: До наших времен дошли необычные по складу песни-коротышки (частушки). Частушка - это озорная, веселая, маленькая песня, чаще всего сатирического содержания. В ней поется больше о ленивых людях, неряхах, обманщиках и т.д. Мелодия частушек простая, а куплетов в них может быть великое множество.

У: Давайте послушаем ребят, они сами сочиняли тексты частушек. Выберем из них самые интересные, а затем частушки исполним двумя группами знакомые всем частушки.

(На доску помещаются карточки с терминами).

Детям раздаются слова частушек, которые исполняются поочередно группами.

У: Молодцы, хорошо исполнили частушки. Дома, с вашими родителями продолжайте сочинять тексты частушек, а на заключительном уроке - концерте мы с вами исполним наиболее удачные.

(Учитель читает стихи А.Горской «Урал - наш край родной»)

У: Ребята, как вы думаете, создавались ли у нас, на Южном Урале, народные песни?

(Дети отвечают)

У: А знаете ли вы название популярной передачи на телевидении г. Челябинска, где знакомят слушателей с народными песнями и исполнителями народной музыки? Узнайте к следующему уроку, кто ведёт эти передачи?

У: Все песни, которые звучали сегодня на уроке, были сочинены русским народом очень давно, но и сегодня мы их слушаем, исполняем и любуемся их красотой. Народная песня рассказывает о жизни человека и поэтому во все времена, пока живет на земле человек, народная песня всегда будет жить рядом с ним.

Песня русская в берёзах,

Песня русская в хлебах,

На покосах, на морозах

На санях и на лугах.

Песни русские такие,

Что охота подпевать.

Сколько песен у России-

Никому не сосчитать.

Закончить наш урок я предлагаю песней «Край родной»

(Исполняется песня «Край родной»)

У: Вы сегодня хорошо потрудились, спасибо вам за творчество. Молодцы! Итак, наш урок подошёл к концу, но наши встречи с русской народной музыкой будут продолжаться.

Конспект учебного занятия по музыке в 5 классе по теме «Знакомство с народными музыкальными инструментами»

«Без музыки не проживу и дня! Она во мне, она вокруг меня!»

Цель учебного занятия - знакомство с народными музыкальными инструментами.

Задачи урока:

· Воспитание у детей интереса и любви к музыкальному искусству и потребности общения с ним на основе актуализации и «окультуривания» их субъективного опыта.

· Формирование представлений о музыкальных инструментах, истории их создания, особенностях звучания; закрепление имеющихся знаний о музыкальных инструментах.

· Оказание помощи ученикам в приобретении навыков музыкально-ритмической деятельности, раскрытия индивидуальных познавательных интересов.

Оборудование: магнитофон, фортепиано, домра, балалайка, треугольники, трещотки, бубны, маракасы, ложки, карточки с музыкальными терминами.

Художественный материал: иллюстрации русских народных инструментов, аудиозапись «Плясовые наигрыши».

Ход учебного занятия

Музыкальное приветствие:

- Здравствуйте ребята!

- Добрый день!

(Звучит музыка «Плясовых наигрышей»)

Учитель (У): В каком исполнении прозвучали плясовые наигрыши? Совершенно верно, звучали русские народные инструменты. Назовите те инструменты, которые вы услышали, узнали их звучание. Какие группы музыкальных инструментов чаще всего солировали?

(Дети отвечают: cтрунные, деревянно-духовые,

шумовые, гармонь, береста)

У: Я предлагаю вам взять имеющиеся в классе музыкальные инструменты и самим исполнить «Плясовые наигрыши».

(Дети исполняют)

У: Вам понравилось исполнение музыки? Как вы считаете, исполнение было удачным?

(Дети отвечают)

У: Ребята, а как вы думаете, такие музыкальные инструменты могли раньше использоваться в народном быту? Затрудняетесь? Давайте послушаем рассказ Егора.

Ученик: С давних времен народ изготавливал из самых различных материалов простые музыкальные инструменты. Наверно поэтому такие инструменты и стали называть народными. Из глины изготавливали свистульки, из ивы дудочки, из других пород дерева изготавливали трещотки, ложки, бубны, домры и балалайки. Умельцы из народа исполняли мелодии даже на бересте. Из кожи животных и дерева делали ударные инструменты - барабан и деревянные палочки. Позже умельцами из народа была изготовлена гармонь, которая наравне с балалайкой пользовалась большой популярностью. Рожки, жалейки, дудочки из тростника - это всё мастерство народных умельцев.

У: Я предлагаю вам, ребята, выбрать понравившийся музыкальный инструмент и сыграть вместе со мной русскую народную песню «Калинка». Эта песня состоит из 3 частей. Подумайте, какой инструмент можно выбрать для медленной первой части?

(Дети отвечают)

У: Совершенно верно - треугольник. А для других частей?

(Дети отвечают)

(Исполняется р.н.песня «Калинка»)

У: Молодцы! Я вижу, что вам нравится исполнять музыку на народных инструментах. Сегодня у нас есть возможность ближе познакомиться с разными народными инструментами. В городе Челябинске, в одном из залов Театра ЧТЗ находится музей народных музыкальных инструментов. Мы с вами совершим экскурсию в этот музей. А как вы думаете, для чего создаются музеи?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.