Рефераты. Технологии формирования гражданской культуры будущего учителя

p align="left">К сожалению, на данном этапе всего 5-11% всех респондентов представляется возможным отнести к высшему уровню развития гражданской культуры. Как известно, первое место в профессиограмме учителя занимает общественная направленность деятельности, активность, включенность в происходящие вокруг процессы. Однако очень небольшое количество студентов, будущих учителей, оценили свою общественную позицию как социально-активную. Процент респондентов с высоким уровнем развития гражданской культуры крайне низок и наблюдается лишь небольшой процентный рост в этой сфере, который особо заметен между студентами первого и второго курсов от 5% до 9%, что можно объяснить включенностью в поликультурную образовательную среду, участием в студенческой весне, различных олимпиадах и соревнованиях. Тем не менее отсутствие роста уровня развития гражданской культуры у студентов третьего, четвертого и пятого курса говорит о существенных недостатков в организации общественной работы. Так, студенты, которые были вовлечены в общественную деятельность на младших курсах, продолжают заниматься ею, остальные же остаются в стороне, по возможности избегая участия в общественной жизни, и зачастую даже не расценивают социальную активность как одну из важнейших составляющих жизни вуза.

Таким образом, вовлечение студентов в общественную деятельность, формирование у них значимых гражданских качеств, а соответственно и развитие гражданской культуры, как важнейшей личностной характеристики будущего учителя, является одним из приоритетных направлений воспитательной работы вуза.

На наш взгляд, каждый из четырех компонентов, составляющих гражданскую культуру, имеет свою технологию формирования соотносящихся с ним гражданских компетенций.

компонент

содержание

технология

когнитивный

основы социально-психологических, экономических, политических, правовых знаний, знание культурных и исторических достижений народов России и мировой цивилизации

занятие-коллаж, конференция, круглый стол.

мотивационно-ценностный

ценностные ориентации, внутренние смыслы, идеалы, позиции; умение брать ответственность, делать осознанный выбор, принимать решения

минимум-максимум, деловая игра

эмоционально-оценочный

Умения критического мышления, уметь исследовать и обсуждать сущность событий, пользоваться различными источниками информации, формулировать собственные нормы и ценности; выражать, обосновывать отстаивать в устной и письменной форме собственное мнение о проблеме, событии, явлении

дебаты, дискуссия, пресс-клуб, диспут,

технологии развития критического мышления

поведенческий

способы осуществления социально-преобразующей деятельности; поведенческая модель; накопление опыта реальных социально- значимых дел, участие в гражданских объединениях, акциях, направленных на защиту прав граждан, укрепление правопорядка.

проектная деятельность

I. Когнитивный - этап осознания (остановка и фиксация) реалий личностного и профессионального становления, получение информации с последующим обсуждением:

­ осознание системы понятий, соотносящихся с гражданской культурой (обсуждение понятия «гражданская культура», определение собственного уровня гражданской культуры в жизни и профессиональной деятельности, выявление принципов, критериев функций, содержания и структуры гражданской культуры учителя);

­ осознание системы представлений педагога о самом себе (образ себя как профессионала) и осознание своих затруднений в общении;

­ осознание выраженности собственных гражданских качеств.

Благодаря увеличению объема информации происходит расширение границ понимания гражданской культуры как личностной характеристики педагога. Высокий уровень развития самосознания педагога предполагает самосознание собственного Я, умение анализировать свое поведение и поступки, оценивать их со стороны, обнаруживать свои недостатки и стремится к самообразованию. Развитие осознанной потребности в самоанализе, саморазвитии и самосовершенствовании является одним из условий формирования гражданской культуры педагогов

Учебное занятие в форме «коллажа» создает условия для формирования опыта осмысления учебной программы с помощью невербальных средств. Рассмотрим технологию проведения подобного занятия на примере коллажа по теме «Человек-гражданин ».

Суть «коллажа» сами студенты определяют с помощью «синквейна» (стихотворения, состоящего из пяти строк), например, следующим образом:

Человек.

Обладающий правами, свободами.

Рассуждает, критикует, оценивает.

Гражданин в своем государстве.

Деятельность.

Гражданин.

Правопорядочный, активный.

Исследует, создает, выбирает.

Выполняет свои обязательства.

Человек!

Как известно, коллаж - это прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-нибудь основу материалов, отличающихся по цвету и фактуре. В методике обучения «коллаж» - условное название игрового занятия, цель которого - получить в результате учебной деятельности студентов своеобразный образовательный продукт, с помощью которого обучающиеся отражают свое видение обозначенный проблемы. Таким образом, «коллаж» - это схематически фиксированное отображение определенной части предметного содержания, объединенного ключевой проблемой. Для занятия необходимо подготовить соответствующее оборудование: иллюстративный материал, ножницы, ватман, клей, фломастеры. Студенты объединяются в рабочие группы во главе с координатором. Каждая группа в процессе учебной деятельности в тайне от других групп определяет свою подтему, например, «Права гражданина», «Обязанности гражданина», «Человек и государство». Избранная подтема станет стержневой идеей учебного коллажа. Тема коллажа фиксируется на листочке и передается на хранение преподавателю, что впоследствии позволит проконтролировать, действительно ли студенты освоили учебный материал и справились с поставленной задачей. После того, как тема определена, группа совместными усилиями выделяет особенности выбранного вида государственной службы, основываясь на знании соответствующих нормативно-правовых актов. Завершив теоретический этап работы над коллажем, студенты приступают к изготовлению собственно коллажа. Теперь их задача состоит в поиске иллюстраций, символизирующих понятия и термины избранной учебной проблемы. Преподаватель подчеркивает, что на этом этапе особенно важно думать вместе, обсуждать мысли вслух, доказывать остальным правильность своего выбора и приходить к общему мнению. Когда иллюстраций наберется достаточно, чтобы ими заполнить пространство ватмана, члены группы обдумывают композицию, а затем ее окончательный вариант фиксируют с помощью клея. Фломастеры используются для того, чтобы подчеркнуть разные детали, соединить части произведения, если это необходимо, или что-нибудь дорисовать. Следующий этап работы - презентация коллажей, которые вывешиваются на всеобщее обозрение. Группы «читают» представленную информацию, анализируют ее и формируют тему коллажей других групп, которая сверяется с зафиксированной авторами коллажа темой, хранящейся у преподавателя. Затем группы готовят публичное выступление по содержанию «чужого» коллажа. Группы-соперницы имеют право выбрать в качестве докладчика любого члена выступающей группы. После выступления представителей групп группы-оппоненты оценивают выступление, исправляют ошибки, добавляют пропущенной фактический материал. Преподаватель комментирует результаты работы, очерчивает перспективы дальнейшего изучения данной темы.

II. Мотивационно-ценностный этап (формирование ценностных установок, умений брать на себя ответственность, делать осознанный выбор).

В качестве примера множественности подходов и конструкций, которые могут быть использованы на мотивационно-ценностном этапе, и отправной точки для собственной фантазии педагогов приведем оригинальный вариант коллективной работы «Минимум-максимум» с продуманной процедурой объединений и перемещений, разработанный немецким психологом Клаусом Фопелем. Эта технология совмещает в себе и признаки диспута, элементы кинестетики и начатки групповой коммуникации.

Инструкция:

1. Сформулируйте участникам вопрос, по поводу которого вы хотели бы выяснить их мнение.

2. Задайте крайние точки зрения на этот вопрос ( например, по проблеме «утечки мозгов», одни считают, что это возможность для самореализации (благо), другие считают это трагедией человека, вынужденного жить вдали от родины).

3. Попросите участников оценить свое мнение по поводу вопросов, которые вы будете задавать, при помощи оппозиций, например: за - против, оптимист - пессимист, можно - нельзя и т.д.

4. Проведите на полу четкую прямую линию, концы которой будут обозначать максимальную степень выраженности каждого из противоположных мнений.

5. Попросите участников занять такое место на этой шкале, которое соответствует их представлениям, поведению, чувствам.

6. Обратите внимание на то, что речь идет не о выражении их желаний, а выяснении существующего положения вещей.

7. Предложите взглянуть, какое место занял каждый из членов группы.

8. После этого попросите объединиться в пары, причем по следующему принципу: 1 - 5, 2 - 6, 3 - 7, 4 - 8.

У собеседников каждой пары есть 10 минут для того, чтобы обсудить друг с другом свои точки зрения.

9. Теперь предложите участникам новое разделение на пары: 1-8, 2-7, 3-6, 4-5. Снова дайте время на обсуждение.

10. А затем предложите третью схему для формирования пар: 1-2,3-4,5-6,7-8. Снова дайте партнерам 10 минут для обсуждения.

11. В заключении - общегрупповой обмен впечатлениями.

III. Эмоционально-оценочный этап - сознание влияния собственного поведения на окружающих и переоценка своих реакций. Эмоциональность в любом виде деятельности предполагает адекватность, соразмерность, регулируемость. На этом этапе особое внимание следует уделить технологиям формирование критического мышления. К ним относятся различные виды дискуссий, дебаты, диспуты.

Настоящему гражданину важно научиться находить правильные решения спорных вопросов и проблем. Обычно поиск этих путей не так легок и прост. Этому можно помочь, формируя у себя критическое мышление.

Критическое мышление - это вид мышления, направленный на поиск оптимальных путей решения проблемы, умение анализировать различные стороны общественных явлений, работать с информацией и т.д. Формирование этого типа мышления включает в себя несколько этапов.

1. Определение проблемы. Прежде всего следует убедиться, в правильном понимании сути рассматриваемой проблемы или вопроса. Попытайтесь описать суть проблемы, которую необходимо решить, это поможет увидеть ее существенные стороны.

2. Определение фактов и мнений. Вникнув в суть проблемы, попытайтесь определить факты, которые помогут понять различные стороны проблемы и оценить пути ее решения. Пусть вас не удивляет то обстоятельство, что многие факты зачастую не согласуются между собой, отличаясь друг от друга. В критическом мышлении очень важно видеть различия между фактом и его интерпретацией, оценкой. Как известно, может существовать множество точек зрения, оценок того или иного факта. Личные эмоции, отношения к факту затрудняют понимание его сущности, поэтому необходимо уметь отделять конкретные факты от эмоционально-окрашенной информации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.