Рефераты. Технологии формирования гражданской культуры будущего учителя

p align="left">Психолого-педагогические принципы деловой игры:

1) принцип имитационного моделирования содержания профессиональной деятельности, конкретных условий и динамики производства;

2) принцип воссоздания проблемных ситуаций, типичных для данной профессиональной деятельности через систему игровых заданий, содержащих некоторые противоречия и вызывающие состояние затруднения;

3) принцип совместной деятельности участников в условиях взаимодействия имитируемых в игре производных функций специалистов;

4) принцип диалогического общения и взаимодействия партнеров по игре как необходимое условие решения учебных задач, подготовки и принятия согласованных решений.

5) Принцип двуплановости игровой учебной деятельности.

Учебные деловые игры (цель которых - сформировать определенные навыки и умения учащихся в их активном творческом процессе) по уровню сложности можно разделить на следующие разновидности.

1) Имитационные упражнения - они отличаются от деловой игры меньшим объемом и ограниченностью решаемых задач(например, кто лучше может запомнить приведенные данные). Цель имитационных упражнений - предоставить обучающимся возможность в творческой обстановке закрепить те или иные навыки, акцентировать внимание на каком-либо важном понятии, категории.

2) «Анализ конкретных профессиональных ситуаций» - обучаемые знакомятся с определенной ситуацией, с совокупностью взаимосвязанных фактов и явлений, характеризующих конкретное событие, ученики предлагают свои решения в той или иной ситуации, которые конкретно обсуждаются. Например, решение и обсуждение конфликтных педагогических ситуаций.

3) «Разыгрывание ролей» - студенты получают исходные данные по ситуации, а затем берут на себя исполнение определенных ролей. Исполнение ролей происходит в присутствии других обучающихся, которые потом оценивают действия участников ситуации, принимаемые ими самостоятельные решения в зависимости от условий сценария, действий других исполнителей и в зависимости от ранее принятых собственных решений. При разыгрывании ролей нельзя полностью предсказать ситуации, в которых оказывается тот или иной исполнитель; этот метод обучения используется для выработки практических профессиональных и социальных навыков.

4) Полномасштабная деловая игра, имитирующая профессиональную деятельность и последствия принимаемых профессиональных решений. Разработку деловой игры начинают с создания двух моделей - имитационной и игровой, которые будут встроены в ее сценарий. Таким образом, первый принцип деловой игры реализуется на начальном этапе ее разработки. Имитационная модель - это прототип модели, она создает контекст деятельности специалиста в учебном процессе.

Игровая модель задает социальный контекст и представляет собой работу участников деловой игры с имитационной моделью.

Имитационная модель получает свое воплощение в следующих структурных компонентах: цели, предмет игры, графическая модель взаимодействия участников, система оценок. Компоненты игровой модели - сценарий, правила, цел, роли и функции игроков.

Объектом имитации обычно выбирается наиболее типичный фрагмент профессиональной деятельности, требующий системного применения разнообразных умений и навыков, которыми должен овладеть учащийся за период, предшествующий игре.

Педагогическая модель имеет две группы целей - обучающие, или дидактические, и воспитательные. Предмет игры - это предмет деятельности участников игры, он зависит от модели специалиста и представляет собой перечень процессов или явлений, требующих профессионально компетентных действий. Важный элемент сценария - способ генерирования событий, определяющий динамику и характер развития игрового процесса.

В структуре учебного процесса на основе игры можно выделить четыре элемента - этапа.

1. Ориентация.

Преподаватель представляет изучаемую тему, знакомит с основными представлениями, которые в ней используются. Далее он дает характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры.

2. Подготовка к проведению.

Преподаватель излагает сценарий, останавливаясь на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчета очков, примерном типе решений в ходе игры. После распределения ролей между участниками проводятся пробный «прогон» игры в сокращенном виде.

3. Проведение игры как таковой.

Преподаватель организует поведение самой игры, по ходу дела фиксируя следствия игровых действий (следит за подсчетом очков, характером принимаемых решений), разъясняет неясности и т.д.

4. Обсуждение игры.

Преподаватель проводит обсуждение, в ходе которого дается описательный обзор - характеристика событий игры и их восприятия участниками, возникавших по ходу дела трудностей, идей, которые приходили в голову. Особое внимание при этом нередко уделяется сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, установлению связи содержания игры с содержанием учебного курса или курсов. Одним из результатов обсуждения может быть пересмотр игры, сбор предложений по внесению в нее поправок, изменений.

Технология деловой игры выгодно отличается от других методов обучения тем, что позволяет студенту стать лично причастным к функционированию изучаемой системы, дает возможность прожить некоторое время в близких к реальным жизненных условиях.

2.2 Интерактивные технологии формирования гражданской культуры будущего учителя

Термин «интерактивное обучение» пришел к нам из английского языка («interactive»: «inter» - между, меж; «active» - от «act» - действие) и представляет собой перевод термина interactive learning. Таким образом, интерактивное обучение - это обучение, основанное «на прямом взаимодействии обучающихся с учебным окружением».[49:с.13] Учебное окружение, или учебная среда, выступает как реальность, в которой участники находят для себя область осваиваемого опыта.

Если приложить эту схему к привычному для всех преподаванию на занятии, станет понятно, что в традиционном процессе стадии переживания конкретного опыта и его осмысления отсутствуют, а применение на практике полученного опыта заменяется «закреплением» теоретического материала. В традиционном обучении ведущий (преподаватель, учитель, тренер) выполняет роль «фильтра», который пропускает через себя учебную информацию. Таким образом, остается только обобщение: обучающиеся превращаются в пассивных слушателей, внимающих, как учитель излагает им обобщенный опыт человечества, рефлексируя по этому поводу в меру своей увлеченности предметом. В интерактивном же обучении преподаватель часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, эксперта, фасилитатора, создателя условий для инициативы студентов. М.В. Кларин в статье «Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта»[49] особое внимание уделяет экспертной и фасилитаторской позиции педагога. В интерактивном обучении педагог на какое-то время выходит из роли «носителя знания» и в эту роль ставит самих участников процесса обучения. Его задача состоит в том, чтобы поддержать (фасилитировать) процесс выработки нового опыта. Слово «фасилитация» происходит от латинского корня, обозначающего «помощь». Опыт участников всегда несет в себе зерна нового. Задача фасилитатора - помочь им прорасти, то есть в самом общем виде задача фасилитатора - направлять процесс обмена информацией. В этом основное его отличие от роли эксперта, задача которого - самому предоставлять информацию, выстаивать и направлять решения. Образно говоря, задача эксперта - прокладывать маршрут, а задача фасилитатора - направлять движение. Его активность уступает место активности обучающихся, его задача - создать условия для их инициативы.

Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии обучающихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только «учебному». В интерактивном обучении «источником новизны стало преобразование имеющегося опыта. Новое знание, умение, отношение формируется на основе и в связи с таким опытом. Часто творческие задания не предполагают одного правильного ответа, и тогда важен процесс нахождения решения, который всегда основывается на опыте студента. В таком обучении студенты выступают не пассивными «обучаемыми», но полноправными участниками, их опыт важен не менее чем опыт ведущего, который не дает готовых знаний, а лишь побуждает к самостоятельному поиску. Объем опыта и его интенсивность-это только предпосылка, условие для его интенсивного, глубокого осмысления, то есть для получения собственно учебных результатов.

Существует большое количество приемов и ухищрений, с помощью которых ведущий может поддерживать высокую активность участников, но они все же будут оставаться пассивными зрителями и слушателями. Чтобы разобраться в особенностях интерактивного обучения, разделим активность участников на физическую, социальную и познавательную.

Примеры физической активности. Участники:

· меняют рабочее место, пересаживаются;

· говорят;

· пишут;

· слушают;

· рисуют и т.д.

Примеры социальной активности. Участники:

· задают вопросы;

· отвечают на вопросы;

· обмениваются мнениями и т.д.

Примеры познавательной активности. Участники:

· вносят дополнения или поправки в высказывания;

· выступают как один из источников профессионального опыта;

· сами находят решение проблемы.

В полноценном обучении-тренинге участники взаимодействуют и с физическим, и с социальным окружением (друг с другом и с преподавателем), и с изучаемым содержанием. Основное правило звучит просто: все три вида активности должны быть взаимосвязаны и разнообразны. Ведь двигательная (физическая) активность еще не означает взаимодействия с изучаемым содержанием; игровые двигательные упражнения, если они изолированы от содержания, превращаются в «просто разминки». Точно так же задания на общения (коммуникативная, микросоциальная активность), не связанные с содержанием выступают как отвлеченное средство оживления обстановки.

Таким образом, интерактивное обучение нацелено в первую очередь на формирование коммуникативной компетентности обучающихся.

Коммуникативная компетенция, то есть готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному (мимика, язык тела), с другими людьми, есть важнейшее качество, необходимое человеку во всех ситуациях жизни. Однако особенно в последние годы со стороны работодателей и преподавателей вузов участились жалобы, что студенты обладают этой способностью в неудовлетворительной степени. Ситуация усугубляется еще и тем, что различные альтернативные традиционному уроку открытые формы обучения, исследовательские проекты, предполагающие командные формы работы, коллективные обсуждения и представление результатов, направленные на формирование ключевых компетенций, находятся в зависимости от элементарной готовности и способности студентов к коммуникации.[39]

Коммуникативная компетенция сегодня является ключевой, что объясняется несколькими причинами: первая причина, на которую можно указать, - это общественный запрос, или, выражаясь современным языком «вызов времени». Если говорить более конкретно, таких «запросов» несколько.

1) Запрос от взрослого профессионального делового мира, который остро ощущает дефицит в практических коммуникативных умениях выпускников вузов. Не случайно сейчас наблюдается всплеск интереса к коммуникативным тренингам, курсам делового общения и т.п.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.