Рефераты. Технологии формирования гражданской культуры будущего учителя

p align="left">· ориентация на социопрофессиональные ценности, профессиональное самоопределение, развитие профессиональной педагогической компетентности студентов;

· интеграция в мировое образовательное пространство на основе инновационных технологий обучения;

· демократическое управление открытой образовательной системой, прогрессирующей на основе мультикультурного развития содержания образования и социальной интеграции образования с жизнью общества;

· создание атмосферы социальной активности, эмпатии и уважения в межличностных отношениях.

Все названые образовательные условия необходимы для формирования социального мировоззрения, воспитания согласия в вопросах национальной политики. Необходимо, чтобы учебная деятельность, имеющая профессиональную направленность становилась личной потребностью, осознанной целью образования.

По мнению известного ученого А.А. Бодалева, профессионал - это субъект деятельности, обладающий такими характеристиками ума, воли, чувств или, если хотите смотреть более обобщенно, такими психическими свойствами, которые представляют устойчивую структуру, позволяют ему на высоком уровне продуктивности выполнять ту деятельность, в которой он зарекомендовал себя как большой специалист. [31] Еще А. Адлер утверждал, что только труд, предполагающий социальный интерес и приносящий пользу людям, заслуживает одобрения. Гражданская культура профессиональной деятельности вообще является определяющим фактором для его приятия или неприятия в обществе. Данная посылка позволяет предположить, что кроме категории профессионализма, важна категория гражданственности, государственности личности профессионала.[62]

А.А. Деркач подчеркивает важность профессионального образования как ведущего в формировании основ профессионализма и определяет содержание этапа профессионального обучения, его составляющие:

- понимание целей и задач профессиональной деятельности;

- принятие данных целей и задач профессиональной деятельности;

- соотнесение личной системы мотивов и установок с целями и задачами профессиональной деятельности;

- использование уже сформированных знаний, навыков и умений в период практики и стажировок;

- становление собственных приемов по получению необходимых профессиональных знаний, навыков, умений в период практики и стажировок;

- соотнесение личной системы мотивов и установок с профессиональными целями и задачами;

- формирование и закрепление индивидуально-своеобразной системы внутренних и внешних средств профессиональной деятельности;

- выстраивание и планирование профессиональной карьеры;

- формирование отношения к традициям, ценностным ориентациям, детерминированным профессией;

- соотнесение личной системы мотивов и установок с нормами образа жизни профессионала в данной области. [31]

Очевидно, что адаптация в профессиональной деятельности, профессиональное становление в целом востребует не только обучение профессии (формирование профессионально важных качеств, знаний и умений личности), но и формирование актуальной системы отношений субъекта деятельности и гражданского общества, государства. Становление профессионала обусловлено социальными, гражданскими отношениями, характером прав и обязанностей, связей и взаимодействий. Это объективно существующий контекст, в который включен человек.

Наряду с актуальным профессиональным становлением личности в настоящее время в обществе все более отчетливо формируется позиция, предполагающая необходимость гражданского становления.

Гражданская культура личности является одной из важнейших составляющих профессионализма, независимо от содержания и специфики деятельности специалиста. Становление гражданской культуры личности профессионала - есть становление системы его отношений к государству, гражданскому обществу, гражданским правам и обязанностям. Изучение трудов Б.И. Додонова, В.Н. Мясищева, В.В. Столина позволяет предположить, что основополагающими составляющими становления гражданской зрелости, как системы и программы отношений, являются: потребности, мотивы, интересы, оценки, эмоции, убеждения. Такая «программа отношений», согласно Б. И. Додонову, побуждает индивида активно искать или создавать жизненные ситуации, в которых запроектированные им отношения могли бы реализоваться и действительно реализуются. Его деятельность в этих ситуациях - источник объективных ценностей. С другой стороны, с этими же программами отношений человек постоянно сверяет свои ситуативно возникающие чувства и мысли и, если они оказываются не такими, какие запрограммированы, стремится подавить их, не дав формироваться «порочному» намерению и прорваться неприемлемым для него мотивам в действие. [34]

Любой профессионал несет в себе внутреннюю систему личностной регуляции поведения и отношений. В этом смысле он является результатом действия системы социализации, а также собственного внутреннего контроля. В итоге такого действия оказывается сформированным определенное отношение профессионала к себе как к представителю группы, общества, государства; стремление соответствовать соотносимой с ним социальной группе, так называемому личностному образцу; ориентация на формирование у себя качеств и умений, адекватных образцу; понимание собственных возможностей как представителя группы, государства.

Гражданская культура, таким образом, оказывает влияние на профессиональную составляющую структуры личности и предполагает определенные формы проявления в профессиональной сфере:

- отношение к профессии в связи со степенью ее актуальности для общества, государства;

- роль и самооценку профессионалом себя как государственного человека, имеющего определенное значение для общества;

- чувство причастности профессионала к делу государственной важности;

- ощущение себя необходимым актуальным для общества и государства;

- соотнесенность личностных профессиональных стандартов с государственными требованиями к профессии;

- атрибутивное соотнесение (соотнесение успехов и неудач государства с собственными профессиональными);

- единение себя с другими гражданами;

- реализация установок, эталонов и норм профессиональной деятельности во взаимосвязи с общегражданскими установками, нормами и эталонами поведения.[31]

Таким образом, структуру системы регуляции профессионализма гражданской культурой можно представить следующими базисными компонентами:

- мотивационный (положительное отношение к стране проживания и проявление стремления к достижению успехов в профессии на благо обществу и государству);

- когнитивный (знания о профессиональной этике и государственных профессиональных стандартах);

- гностический (способность к рефлексии собственной профессиональной и гражданской позиции);

- регулятивный (сформированное чувство профессионального и гражданского долга);

- эмоционально-волевой (способность к нравственному сопереживанию другим людям, эмоциональному соотнесению с позицией граждан своей страны);

- оценочный (способность относиться к себе и оценивать себя как гражданина, члена гражданского общества).

Способность человека к самореализации в рамках жизненной стратегии по таким направлениям как, как самосознание, самоопределение, самоотношение, рефлексия, смыслообразование, уровень притязаний, самоорганизация, саморегуляция, - во многом определена системой связей в звене «государство-личность». Постижение сущности гражданственности, видение и понимание путей, ведущих к гражданской зрелости личности, имеет сегодня не только теоретическое, но и практическое значение.

Учитель должен являть обучающимся образец гражданственности, профессионализма, то есть фактически быть той личностью, которая одной из первых представляет человеку обществу как социальную реальность. [20] Гражданская культура учителя предусматривает формирование следующих черт:

· выраженная гражданская позиция педагога, включающая уважение к основам конституционного строя;

· ценностное самоопределение учителя, включающее признание ценностей многообразия и толерантности;

· демократический стиль педагогической работы, включающий позитивную направленность на учащихся, стремление к компромиссу, умение слышать и поддерживать оригинальное мнение;

· высокая коммуникативная культура учителя, предполагающая вовлечение обучающихся в планирование и регулирование образовательного процесса.

Выделяются следующие базовые умения и навыки педагога - организатора гражданского образования. Прежде всего учитель должен выступать не столько в роли инструктора и наставника обучающихся, сколько быть организатором их деятельности. Для этого ему необходимо:

· осуществлять межпредметный подход к реализации гражданского образования;

· владеть методикой и использовать активные методы обучения;

· предупреждать и разрешать конфликты, углублять знания в области социальной психологии;

· обладать способностью к самообучению, осуществлять выбор учебных программ, учебников и методического обеспечения учебного процесса;

· быть наделенным культурой толерантного поведения, лидерскими умениями, в частности, умением создавать команду, вести дискуссию;

· обладать культурой проектной деятельности, осуществлять обучение, ориентированное на личность.

Нельзя не затронуть и характеристику знаний, получаемых при подготовке и повышении квалификации педагогов. Помимо необходимых каждому учителю традиционных знаний из области педагогики, психологии, методики обучения предмету, а также специальных общеполитических и общекультурных знаний, отметим принципиальную важность для педагога, занимающегося гражданским образованием, свободной ориентации в следующих областях:

· Основные теории социализации личности (социализация через гражданское образование);

· Основные формы современной организации учебной деятельности обучающихся (тренинг, активные и интерактивные методики, проектная деятельность и т.д.);

· Основы демократии и прав человека, теории гражданского общества и правового государства;

· Современные теории демократизации школы и процесса обучения, управления школой;

· Возрастной подход как условие гражданского образования;

· Учебное сотрудничество, коммуникация;

· Основы конфликтологии (предотвращение, разрешение конфликтов, ведение переговоров);

· Основы методики формирования критического мышления;

· Проектирование учебной деятельности обучающихся и др.

Принимая во внимание все вышесказанное, учитель сам в первую очередь должен уважать нормы и ценности демократии, гражданского общества, рассматривать личность, ее права и свободы как высшую ценность, быть справедливым и толерантным, знать и уважать традиции и культуру других народов. Его характерной чертой должно быть стремление к поиску разумных компромиссов, признание философии и ценностей гражданского образования.

Выводы по первой главе

В первой главе нами были рассмотрены теоретические вопросы проблемы формирования гражданской культуры. В результате исследования мы пришли к следующим выводам.

Если объективно гражданская культура выступает как характеристика гражданского общества, его духовный субстрат, то субъективно, по нашему мнению, гражданская культура выступает как мера активности индивида, характеристика индивида, которая может быть сформирована путем целенаправленной деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.