Гражданское общество понимается как совокупность различных интересов, часто противостоящих друг другу (политические, корпоративные, сословные, религиозные и др.), упорядочение которых возможно только через договор. Полная содержательная разработка теории общественного договора принадлежит Т. Гоббсу, Б. Спинозе и Дж. Локку.
Свою концептуальную самостоятельность она приобретает в XIX-XX вв., и это связано с интерпретацией связки государство - общество. Еще Ш.Монтескье в отличие от Б.Спинозы, Дж. Локка, Ж-Ж. Руссо указывал на тот факт, что проблема свободы гражданина актуализируется уже после общественного договора. Власть всегда несет зародыш собственной избыточности, который, развившись, превращает ее в противоположность безопасности и спокойствию - в угрозу гражданской свободе. Поэтому необходимо разграничение возможностей государства и гражданского общества, что и отражено в его теории разделения властей. [53]
Именно в этом ключе в XIX в. концепцию гражданского общества развивают И. Кант, Г. Гегель, А. Токвиль, Дж. С. Милль и др., сохраняя метафизический мотив размышлений. Исходя из принципа имманентности атрибута свободы человеческой личности, Кант выводит необходимость права и закона в социально-политической жизни общества. Его гражданское общество - это результат общественного договора, где поведение любого человека прежде всего определяется высшим нравственным законом - категорическим императивом. Кантовская концептуализация гражданского общества связана с теорией правового государства. Здесь мы видим попытку избавления от довлеющей власти государства над обществом, над гражданином. Как считает И. Кант, «забота» государства сковывает инициативу и самостоятельность человека, снижает социальную активность и притупляет чувство гражданской ответственности, стимулирует настроения иждивенчества и ведет к нравственной деградации личности. Кант пытается разрушить власть государства, обоснованную договором, власть единой субстанции. Он вводит понятие «моральная автономия» личности, согласно которому общество само решает возникающие проблемы и конфликты через закон, а не государство.[43]
Итак, классическая теория гражданского общества обосновала наличие такой сферы социальной реальности, которая отлична от политической, но не свободна от нее, и в которой реализуются частные интересы и устремления граждан. Она предложила видеть социальность в интенсивных отношениях и связях, возникавших между отстаивавшими свои интересы общественными организациями различного уровня и направленности. Последние представляют собой структуру гражданского общества, и ее разветвленность свидетельствует об уровне его зрелости. В качестве основных категорий гражданского общества теории выступают легитимность, свобода и закон. Фундаментальными принципами жизнедеятельности гражданского общества являются: индивидуальная свобода и автономия гражданина, социальная активность, гражданская ответственность.
Развитие познавательного исследовательского интереса к специфике функционирования общества приводит к появлению трудов О. Конта, Ф. Тенниса, М. Вебера, Г. Зиммеля, Э.Дюркгейма и становлению новой научной отрасли - социологии.
Обращение к социальному действию и определение характера социальности с позиции «производственных отношений» К.Маркса или «идеального типа» М.Вебера, с нашей точки зрения, сыграло очень большую роль в развитии теории гражданского общества. Во-первых, гражданское общество стало рассматриваться как особая реальность общественной практики. Примером специального обсуждения проблем индивидуальной свободы человека и ее реализации в социальной и политической сферах являются труды Дж.Ст. Милля «О свободе», А. Токвиля « О демократии в Америке». Во-вторых, предметом исследовательского интереса становятся непосредственный акт гражданского действия, ценности гражданской культуры, структура, динамика и функции гражданского общества. По сути, формируется вся категориальная база теории гражданского общества и понятие «свободы» дополняется такими понятиями, как «публичность», «легальность», «ассоциации», «ответственность» и другие. [53]
Анализ вышесказанного позволяет сделать вывод, что гражданское общество понимается как общество, состоящее из граждан, где каждый реализует себя не только как верноподданный государства, но и как личность, обладающая всеми правами и свободами.
1.2 Сущностные характеристики, функции и уровни гражданской культуры
Гражданское общество имеет место при индивиде такой степени развития, что мы называем личностью в социальном смысле, самостью в философском и «Я» - в психологическом, что предполагает полную самостоятельность при включении в тот или иной институт гражданского общества.
Речь идет о социокультурном подходе в изучении гражданского общества, в направленности его формирования. Процесс формирования и функционирования гражданского общества выступает как творение культуры, и сам термин «гражданское » включает высшее из ранее известных истории проявление экономической, политической и правовой культуры.
Формирование гражданского общества, состояние его качественной стороны исследователи этой проблемы связывают с гражданской культурой.
Приступая к анализу феномена гражданской культуры следует начать с проблемы определения культуры вообще. Культура как явление чрезвычайно сложна и многолика. Именно поэтому формирование общей теории культуры сопряжено с немалыми трудностями. Наличие ряда точек зрения по проблемам теории культуры -- это вполне закономерное явление, обусловленное различными факторами.
Как показало развитие культурологической мысли на протяжении прошедшего столетия, единое понимание сущности феномена -- культура -- не достигнуто ни на Западе, ни в отечественной философии. Философский взгляд на культуру, не сводящий культуру к какой-то частной форме деятельности человека, видит в культуре производное от многосторонне-целостной деятельности человека. Культура - это прежде всего характерный образ мыслей и образ действий, направленный на все сферы бытия, которые находятся в пределах досягаемости человека и культурация которых, т. е. превращение в культурные предметы и действия отвечает его человеческим потребностям: так объектами аккультурации становятся природа, общество и сам человек, поскольку он является и творцом культуры, и ее творением.
Формы превращения природных явлений в культурные предметы очевидны -- это и научные модели, и теории, и технические конструкты, и мифологические, а затем художественные образы природы. Столь же понятны формы превращения натуры человека в культуру -- это и педагогическая деятельность, включающая воспитание, образование и научение входящего в жизнь юного существа, и его физическое развитие, и игровая деятельность. Что же касается культурной обработки социальной реальности -- общества, то это проблема более сложная и большинством культурологических теорий вообще не рассматривалась, хотя в последнее время мы все чаще встречаем и в специальной теоретической литературе, и в публицистике такие понятия, как “политическая культура”, “правовая культура”, “экономическая культура”. Все это свидетельствует о назревшей потребности наук, изучающих общество, включить культуру в сферу своих теоретических интересов, и вряд ли можно сомневаться в том, что теория культуры должна пойти им навстречу, сделав предметами специального рассмотрения не только все конкретные социокультурные образования, но и саму возможность и необходимость скрещения культуры и общества. Эта возможность и эта потребность состоят в том, что человеческое общество как стихийно складывающаяся система связей между совместно живущими и действующими людьми нуждается в конкретной организации этих связей и взаимоотношений по той простой причине, что в отличие от биологических связей, связи людей в обществе не заданы им генетически, не кодируются и не транслируются генами и потому должны организовываться людьми на основе их знаний, умений и ценностей. Они становятся культурными связями и взаимоотношениями, а значит, что взаимоотношения культуры и общества являются частным случаем онтологической связи формы и содержания: культура опредмечивает и тем самым формирует, оформляет, организует, структурирует общественные отношения, которые являются содержанием этих созидаемых культурой институтов, организаций, учреждений.
Класс явлений культуры - это не что иное, как многообразная специфическая система средств, благодаря которой осуществляется коллективная и индивидуальная жизнь людей, стимулируется, мотивируется, программируется, исполняется, физически обеспечивается, социально воспроизводится их активность, организуются, функционируют и развиваются человеческие коллективы.
Возникшая на заре человеческой истории в качестве специфического социального феномена, уникального механизма самосохранения общества, культура и поныне продолжает выполнять эти функции, неся в себе очень сильный адаптивный заряд на перспективу.
Ч. Локхарт считает, что «культура часто трактуется как комплекс неизменяющихся привычек, которые, не подвергаясь сомнению, переходят от поколения к поколению. В целом, ученые обычно рассматривают культуру как оплот стабильности и антитезис сомнению. Законы, правители и институты могут изменяться, но культура остается одной и той же». [83]
В наибольшей степени трактовка культуры как основы неизменности традиции присуща так называемой теории «кумулятивной социализации» Г. Экстайна.[82] Согласно этой теории, культура представляет собой своеобразный «фильтр»- укорененные в сознании человека представления и установки, оказывающие постоянное влияние на его поведение. Через этот «фильтр», заложенный, как правило, в детстве, пропускается и специфическим образом «просеивается» весь жизненный опыт человека.
Одной из важнейших черт человеческой деятельности является ее совместный, кооперированный характер, предполагающий объединение усилий множества индивидов для достижения определенных социально значимых целей. Но эти цели могут быть достигнуты лишь при условии соответствующей организации и координации усилий действующих индивидов. Социорегулятивная функция культуры как раз и создает возможности для осуществления отмеченных функций. Непосредственным механизмом, обеспечивающим соответствующую организацию деятельности, является институционализация (социальное упорядочение в рамках общественных объединений) отношений и поведения индивидов в самых различных областях. Именно благодаря институционализации человеческие действия социально программируются и координируются, а человеческая деятельность не только стимулируется, но и воспроизводится. Это становится возможным в результате накопления исторического общественно значимого опыта путем выражения его в соответствующих групповых стереотипах деятельности и передачи их из поколения в поколение.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15