Рефераты. Технологии формирования гражданской культуры будущего учителя

p align="left">Необходимость и возможность сознательного и целенаправленного формирования граждан как носителей гражданской культуры очевидна и эта идея присутствует у современных ученых. Чтобы сформировать гражданское общество, нужно сформировать гражданскую культуру, то есть составляющие ее компоненты: когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоционально-оценочный и поведенческий.

Процесс формирования гражданской культуры определяет вся гражданская среда, представляющая собой совокупность институциональных и иных образований, с которыми люди вступают в непосредственный контакт и учитывают в своей деятельности. Эта деятельность опосредуется определенным комплексом гражданских знаний и умений. Исходя из этого, можно заключить, что гражданская культура формируется под влиянием социально-экономических условий и других процессов в их единстве и взаимной обусловленности.

Важнейшими характеристиками современного учителя являются: способность к профессиональной и творческой самореализации, социальная активность, личностная и профессиональная ответственность.

Формирование гражданской культуры осуществляется централизованно и системно в процессе профессиональной подготовки. Следовательно, современное педагогическое образование в вузе должно обеспечивать профессиональную социализацию и духовное развитие личности. На основе базисных и профессиональных моральных кодексов выстраивается гражданская культура учителя, его профессиональная гражданская этика.

Одним из условий формирования гражданской культуры учителя является использование личностно-деятельностных и интерактивных технологий, которые являются одними из наиболее адекватных с точки зрения становления гражданских компетентностей и гуманистических демократических ценностей. Они создают необходимые условия как для становления и совершенствования коммуникативной компетентности через включение участников образовательного процесса в осмысленное проживание и переживание индивидуальной и коллективной деятельности, так и для осознания и принятия ими гражданских ценностей, для накопления опыта гражданской деятельности. Данные технологии способствуют формированию навыков и умений, необходимых каждому человеку в реальной жизни, выработке системы личностных ценностей, создают атмосферу сотрудничества, взаимодействия являясь, одним из условий формирования гражданской культуры.

Таким образом, эффективность формирования гражданской культуры определяется следующими условиями: гражданская культура рассматривается как одна из важнейших характеристик личности учителя; процесс формирования гражданской культуры строится с учетом теоретического положения, определяющего в качестве ее состава когнитивный, эмоционально-оценочный, мотивационно-ценностный и поведенческий компоненты; в процессе формирования гражданской культуры используются интерактивные и личностно-деятельностные технологии формирования гражданской культуры студентов педагогического вуза, что подтверждает гипотезу данного исследования.

К сожалению, реальность свидетельствует о том, что в нашем обществе гражданская культура является еще не достаточно развитой. Педагоги чаще всего демонстрируют адаптивную модель поведения, основой которой является стандартизация внутреннего мира, отсутствие четко выраженной профессиональной позиции, подчинение внешним обстоятельствам в виде выполнения социальных требований, ожиданий и норм, доминирование консерватизма, авторитаризма, условностей и формально-инструктивных предписаний.

Для проведения исследования нами была разработана анкета на оценку уровня развития гражданской культуры студентов факультета иностранных языков КузГПА, которая позволила выявить общий уровень развития гражданской культуры по таким показателям как социальная активность, общественная позиция студентов, основы знаний Конституции РФ, отношение к будущей профессии. В ходе исследования нами были выделены три уровня сформированности гражданской культуры: начальный, высший и средний. В рамках каждого уровня рассмотрены 4 компонента, составляющие гражданскую культуру: когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоционально-оценочный, поведенческий.

Проведенное нами анкетирование показало, что большая часть студентов находится на начальном или среднем уровне, в то время как процент респондентов с высоким уровнем развития гражданской культуры крайне низок и наблюдается лишь небольшой процентный рост в этой сфере, который особо заметен между студентами первого и второго курсов от 5% до 9%, что можно объяснить их включенностью в поликультурную образовательную среду. Тем не менее, отсутствие роста уровня развития гражданской культуры у студентов третьего, четвертого и пятого курса говорит о существенных недостатков в организации общественной работы.

Следовательно, вовлечение студентов в общественную деятельность, формирование у них значимых гражданских качеств, а соответственно и развитие гражданской культуры, как важнейшей личностной характеристики будущего учителя, является одним из приоритетных направлений воспитательной работы вуза.

На основе полученной информации, мы разработали программу формирования гражданской культуры будущего учителя. В программе выделены 4 этапа в соответствии с компонентами, составляющими гражданскую культуру. На наш взгляд, каждый из четырех этапов, имеет свою технологию формирования соотносящихся с ним гражданских компетенций: 1) когнитивный этап - занятие-коллаж, конференция, круглый стол; 2) мотивационно-ценностный этап - минимум-максимум, деловая игра; 3)эмоционально-оценочный этап - дебаты, дискуссия, диспут; 4)поведенческий этап - проектная деятельность. Мы предлагаем данную практическую разработку для использования в качестве примера в процессе формирования гражданской культуры будущего учителя.

Список литературы

1. Авдеев А.Н. Теоретические основы гражданского образования/ А.Н. Авдеев. - Уфа: Изд-во БИРО, 2002 .- 40с.

2. Алмонд Г.А. Гражданская культура и стабильность демократии/Г.А. Алмонд, Г.С. Верба // Политические исследования. - 1992. -- № 4. - С. 122-134.

3. Амелин В.Н. Социология политики: Спецкурс/ В.Н. Амелин. - М.: Изд-во МГУ, 1992.-183 с.

4. Андреев А.Л. Становление гражданского общества: российский вариант/ А.Л. Андреев. - М., 1989.-224 с.

5. Аристотель. Политика. Афинская полития /Аристотель. - М.:Мысль, 1997. - 458 с.

6. Арон Р. Этапы развития социологической мысли/ Р. Арон. - М.: Общество, 2001.-284 с.

7. Башкирова Е.И. Россия сегодня. Трансформация ценностей российского общества/Е.И. Башкирова//Политические исследования.-2000.-№6.- С.51-65

8. Библер В.С. Культура. Диалог культур: опыт определения/ В.С. Библер // Вопросы философии. - 1989.-№ 6. -С. 31-42.

9. Борисов В.Г. Современные технологии обучения. Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении/ В.Г. Борисов, Т.Ю. Аветова, Л.И. Косова. - СПб.: Издательство «Полиграф - С», 2002, - 79с.

10. Богданов Е.Н. Введение в акмеологию/Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин. - Калуга, 2000.- 97 с.

11. Бурганов А.Х. Гражданское общество в России как сообщество граждан / А.Х. Бурганов// Социологические исследования. - 2000. - № 1. -- С. 72-86

12. Вайнштейн Г.И. Формирование гражданского общества в России: надежды и реальность/ Г.И. Вайнштейн // Мировая экономика и международные отношения. -1998.-№5.-С. 22-34.

13. Вебер М. Избранное. Образ общества/ М.Вебер.- М.: Юрист, 1994.-704с.

14. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.; под ред. А.С. Роботовой. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 208с.

15. Винник В.А. Гражданское общество: ценностные ориентиры и нравственный выбор/ В.А. Винник, В.А Пономарчук // Философские исследования.-2003.-№2.-С.21-142.

16. Витюк В.В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция/ В.В. Витюк.- М.: Институт социологии РАН, 1995.-243с.

17. Власова Т.И. Духовные ценности как культурологические основы воспитания личности/ Т.И. Власова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - №2.-С. 41-45.

18. Власова Т.И. К проблеме формирования гражданской культуры школьников в условиях традиционных институтов социализации/ Т.И. Власова//Наука и образование. - Ростов - н/Д: РГПУ.- 2003.- №2.- С.26-30

19. Володин А.Г. Гражданское общество и модернизация в России. Истоки и современная проблематика/А.Г. Володин// Полис.-2000.- №3 - С.43-52.

20. Габдулгафарова И.М. Формирование гражданской культуры у студентов педагогического университета/ И.М. Габдулгафарова // Теория и практика высшего профессионального образования: содержание, технологии, качество: По материалам XXV научно-практической конференции, Оренбург, апр. 2003г. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003.-Ч.4 - С.61-66

21. Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования/ К.С. Гаджиев // Вопросы философии. -1991.- №7.-С. 17-29.

22. Гаджиев К.С. Политическая наука/ К.С. Гаджиев. - М.: Межд.отношения, 1996. - 400с.

23. Гоббс Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского/Т. Гоббс//Сочинения: В 2 т. - М: Мысль, 1991. Т.2.-736с.

24. Голенкова З.Т. Гражданское общество в России/ З.Т. Голенкова // Социологические исследования. -1997.- №3.-С.34-45

25. Гражданское образование: содержание и методы обучения / Под.ред. С.Шехтера.- М.: Межрегиональная ассоциация за гражданское образование,1997. - 238с.

26. Гражданское общество и гражданин / Под ред. В.Н. Мехедова. -- Брянск: Изд-во БГУ, 1998. - 156 с.

27. Гражданское общество: истоки и современность / Научный редактор проф. И.И. Калькой.- СПб.: Юридический центр Пресс, 2000.-256с.

28. Гражданское общество и перспективы демократии в России/ Под.ред Б.Михайлова.-М.,-1995 .-79с.

29. Гревцова И.В. Общественно-активные школы: пять лет в России/ И.В. Гревцова //Некоммерческий мир.-2003.-Вып.8-9.-С.2-3.

30. Гусарова Е.Н. Современные педагогические технологии: Учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей вузов культуры и искусств/ Е.Н. Гусарова.- М., 2004. - 91с.

31. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека /А.А. Деркач.- М.:РАГС, 2000.- 536с.

32. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире/ А.Н. Джуринский.- М.,1999. -254с.

33. Дмитриенко Т.А. Образовательные технологии в системе высшей школы/Т.А. Дмитриенко//Педагогика.- 2004.-№2.-С.10-15

34. Додонов Б.И. В мире эмоций / Б.И. Додонов.- К.: Политиздат, 1987.- 140 с.

35. Доган М. Сравнительная политическая социология/ М. Доган, Д. Пеласси.- М.,1994.- 438с.

36. Замбровский Б.Я. К вопросу формирования гражданского общества и правового государства/ Б.Я. Замбровский//Социально-политические науки.- 1991.-№6.-С.43-53.

37. Зарецких Л.В. Понятие гражданской культуры/Л.В. Зарецких // Социокультурные проблемы политической власти в России.- 1993.-№3.-С.7-14.

38. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Издание второе, дополненное, исправленное и переработанное/И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2002. - 384с.

39. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие/ Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. - М.: АПК и ПРО, 2003.- 101с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.