экстринсивная мотивация (внешняя): награда, наказание, отдаленная цель, престиж интринсивная (внутренняя: поведение ради него самого): свобода от цели, радость от активности реальные и возможные мотивы (могут появляться в процессе) отношение к сознанию мотивы осознаются: верное осознание: мотив-цель неверное: мотивировка мотивы не осознаются, но проявляются в эмоциях, желаниях Влияние мотивации на деят-ть: активизирующее/тормозящее направляющее эмоциональная окраска временная динамика успешность деят-ти: оптимум мотивации
1908 Йеркс и Додсон: задача различения 2 яркостей, 3 уровня трудности различения, 3 уровня мотивации (наказание животного током). В случае трудной задачи оптимум достигается при слабой мотивации, при легкой – сильной. Патрик: кабина с 4 дверьми, надо быстро найти выход. При усилении мотивации (гвозди, ток) – снижение эффективности решения. Базовая мотивация. Стратегии ее выделения. 2 противоположные т. з:
Гомеостатические, биологизаторские (физическое существование субъекта – базовые потребности для любого живого существа). Антигомеостатические – Асмолов, Маслоу 1. Потребности: базовые и производные 3 класса базовых потребностей: витальные познавательные в общении
Мак-Дауголл: называет базовый мотив инстинктом (позже – склонностью, предрасположенностью). Инстинкт охватывает 3 процесса: селективное восприятие (познавательный) эмоциональный импульс (ядро инстинкта) активность (моторный компонент) Критерии выделения инстинктов спонтанность движений
продолжительность и настойчивость (независмо от наличия раздражителя) успокоение после достижения цели приготовление к новой ситуации эффект научения
Виды инстинктов: неприятие, любознательность, агрессивность, самоуничижение, продолжение рода, пищевой, страдные, приобретательство, самоутверждение (12 шт)
Мюррей: выделяет единицу “индивид-среда”. Организм и его окружение следует рассматривать вместе – взаимное обусловливание. Центральные понятия: потребность и давление (со стороны ситуации). Взаимодействие между ними – тема. Потребности: первичные (организм) и вторичные (психогенные) позитивные (поиск) и негативные (избегание) явные и латентные
Виды психогенных: достижение, аффилиация, агрессия, уважение, защита, доминирование, секс и т. д.
Кеттел: факторный анализ – выделил эрг (биологически обусловленное влечение)
2. Маслоу – выделение метапотребностей (бытийные ценности). Иерархия потребностей. Они тоже базовые, но направленность на развитие (см. вопрос 11). Противоречия являются условием развития личности. Пути самоактуализации: полное и бескорыстное переживание процесс выбора предоставления Я возможности проявления взятие ответственности смелость актуализация своих возможностей высшие переживания отказ от защит
Ситуативная мотивация и ее исследования. Уровень притязаний и мотивация достижения. Курт Левин: источник мотивации во взаимодействии. Мотивы возникают только при контакте со средой. мотивационное поле: субъект и его предметное окружение. Важен актуальный опыт субъекта. предметы обладают валентностью (требовательный х-р объекта), каждый предмет есть потенциальный мотив. квазипотребность – стремление к завершению начатого действия. Возникают под влиянием ситуации. Порождаются напряжением системы, которая стремится к разрядке – гомеостаз. Опыты:
Овсянкина – если человека прервать, то 86% захочет вернуться к прерванному действию. Левин: (кафе, официант забывает заказ оплатившего посетителя) Зейгарник: выполненное задание запоминается гораздо хуже, чем незаконченное Биренбаум: эффект замещения – близкое по форме действие может разрядить заряженную другим намерением систему. Фаянс: изучение действенности намерений. Демонстрация детям привлекательной, но недосягаемой игрушки. Регистрация: длительности целенаправленного поведения и длит-ти фрустрации. Время тем больше, чем ближе целевой объект. Вывод: возрастание валентности целевого действия с уменьшением психологического расстояния. Уровень притязаний:
Эксперименты Дембо: изменение поведения в зависимости от успеха/неудачи. Хоппе: Я-уровень – это представление субъекта о себе как решающем данную задачу; стремится к стабильности. УП – это сохранение Я-уровня в процессе решения задач. Для измерения важно учесть динамику. 1 этап: предшествующее достижение
2 этап: постановка цели. Целевое несоответствие: расстояние между поставленной целью и предшествующим достижением. 3 этап: очередное достижение – успех/неудача 4 этап: реакция на успех/неудачу
Феномен: увеличение УП после успеха, уменьшение после неудачи Индивидуальные различия в х-ре притязаний: личностные особенности (честолюбие, смелость, осторожность, упорство, медлительность) Теория результирующей валентности (Аткинсон): значимость для субъекта успеха и неудачи
учет субъективной вероятности успеха или неудачи (прогноз результата) + необходим учет личностных переменных 3) мотив достижения – мотив избегания неудачи 2 тенденции: Стремление к успеху Избегание неудачи Адекватный УП Заниженный УП Нацеленность на решение задачи Избегание участия в решении Активная позиция Пассивность Реалистические цели средней сложности Либо слишком сложные, либо слишком простые
Обратная связь между 1 и 2: если успех был мало вероятен, то субъективная ценность будет высокой. Поведение в ситуации риска: суб в-ть успеха=суб в-ть неудачи. Здесь все зависит от преобладающей мотивации: м-я достижения – положительная результирующая тенденция, выбор задач средней сложности м-я избегания – задачи “на краях” Варианты поведения в ситуации неуспеха: резкое повышение УП тыкание в одну точку снижение УП отказ от продолжения (защита, агрессия) 3 параметра УП: высота, устойчивость, адекватность 2 способа трактовки УП: индикатор самооценки репрезент мотивации достижения
Патологии: эпилепсия (ригидность, нет динамики); шизофрения – нет динамики, психопатия – пилообразный профиль, неустойчивость Методы: Хоппе, лабирины Юкнат, матрицы Равена, ТАТ (индуцирование определенного мотивационного состояния с помощью предварительного теста, затем ТАТ).
Конфликты: виды и способы их расзрешения. Защитные механизмы личности. Когнитивный диссонанс. Левин: конфликт – ситуация, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы равной величины. Типы ситуаций: Между двумя положительными валентностями равной величины (буриданов осел) Равные отрицательные валентности (угроза наказания). Тенденция ухода: физический уход (бродяжничество) маскировка ухода (выбор более приятных заданий) обман
Взрослый должен поставит р-ку барьер: физический, социальный (запрет, всевидящий бог), идеологический (апелляция к тщеславию, нормам группы) Положительная и отрицательная валентности одновременно.
Когнитивный баланс – теория Хайдера: принциа хорошей формы. Все стремится к балансу. Левин: существуют спонтанные тенденции к выравниванию диспбаланса. Когнитивный диссонанс – Фестингер 1957: представление человека о мире и себе не терпит противоречий и стремится к соответствию. Способы снятия диссонанса (неосознаваемый процесс): Изменение поведения (бросить курить)
Изменение знания – понижение значимости (опасности нет - самоубеждение) Селекция информации (отбрасывание страшных рассказов) Особенности КД: это негативное состояние стремление его редуцировать избегание событий, порождающих КД
интенсивность КД зависит от: значимости знаний и кол-ва знаний в диссонансе редукция и избегание зависят от интенсивности КД редукция:
добавление новых знаний (усиливающих одну из сторон или изменяющих значимость эл-тов) изменение существующих элементов (снижение противоречия, понижение значимости) Редукция КД играет роль в: конфликты после принятия решения
более высокая оценка избранной альтернативы в случае высокого дис-са сожаление, попытка отменить решение
Эксп-ты Брема: оценка разложенных вещей, затем разрешение взять предмет и вновь его оценить – переоценка взятого себе. Обратный феномен у людей с заниженной самооценкой. вынужденное совершение поступков – самооправдание
Эксп-т Мансона: оплата скучной работы 20$ или 1$. Соленое печенье и кол-во воды: органическая потребность тоже попадает под волевую регуляцию. Эксп-ты на групповое давление: неравные отрезки специфический отбор информации – подбор позитивной инфо несогласие с группой
неожиданные рез-ты действия – возможно даже изменение самооценки Источники КД: из логической непоследовательности
из несоответствия когнитивных эл-тов нормам (профессор кричит на студента) из несоответствия более широкой системе представлений из несоответствия прошлому опыту Защитные механизмы личности:
Фрейд: связаны с невозможностью прямой реализации инстинктивных влечений в социуме. Это интериоризация внешних форм подавления. Мучительный, но необходимый процесс. Двоякая роль: защита психики от разрушения. Гуманистическая псих-я: осознание защит и отказ от них.
Подавление – непонятый родительский запрет (наиболее патогенный) – психосоматика. Эмоциональная тупость. Отрицание – неприятие источника тревоги как реального события. Нарушение логики. Рационализация Инверсия – замена источника угрозы противоположным Проекция Изоляция – отделение деталей от остальной сферы сознания Регрессия Сублимация – высвобождение энергии. Развитие мотивационной сферы человека Личность сущ-т только в развитии. 3 параметра развивающейся личности:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18