Рефераты. Общая психология - (шпаргалка)

p>Предмет полностью определяет образ. Выделение особенностей объекта, которые влияют на выделение целостной фигуры (близость стимулов, сходство, стремление к замкнутому контуру, хорошее продолжение). Стремление к равновесной фигуре (прегнантность). Круг – наиболее равновесная. Келер: принцип изоморфизма – в стимуле и в психике существуют идентичные структуры. Образ просто отражает объект, а не строится. Восприятие не рассматривается как процесс. Перцептивная психофизика

Стимул полностью определяет образ – в нем есть все. Но необходима активность субъекта для дифференциации стимула.

    Субъектно-ориентированные теории
    Теория б/с умозаключений Гельмгольца
    Теория перцептивных гипотез Грегори
    Теория восприятия как процесса категоризации Брунера

Субъект сам строит свой перцептивный образ. Восприятие – процесс решения задачи. Гельмгольц: при необычной стимуляции – умозаключение о природе стимула. Отбираем то, что полезно. Этот процесс – мгновенный х-р и б/с: нет опоры на сознательные знания

    непреодолимость
    следует из прошлого опыта (по аналогии)
    влияние привычки, тренировки

2) Грегори: при встрече со стимулом восприятие выдвигает ряд возможных интерпретаций образа – объект-гипотезы. Гипотезы должны быть правдоподобны. Они ограничены прошлым опытом. Несовместимость гипотез вызывает аффективную реакцию. Брунер: существуют перцептивные категории – набор правил объединения объектов: обобщенные представления об объекте, хранящиеся в прошлом опыте. Восприятие – решение задачи классификации, отнесения к категории (операция умозаключения). Активность субъекта! Категории различаются по их готовности (минимизация неожиданностей, максимизация успеха). Категоризация зависит от мотивации. Мера истинности восприятия: соответствие готовности категории и вероятности реальных событий. Процесс восприятия:

Предъявление объекта на очень короткое время – первичная категоризация. У суб уже есть перцептивная готовность на восприятие того или иного объекта – категория. Готовность категории к обнаружению, к перенесению из прошлого опыта в настоящий. Поиск признаков. Если они подтверждают категорию, то

    Подтверждающая проверка

Принятие окончательного решения. Закрытость к дополнительным признакам. Возможен перцептивный конфликт (иллюзии).

Перцептивная адаптация – псевдоскоп. Мир утрачивает предметность до начала действий субъекта.

Ориентация на взаимодействие: познание как понимание реальности источник построения образ – контакт с объектом

не придается занчения прошлому опыту – только настоящее время восприятие и мышление становятся самостоятельными процессами Экологическая теория Гибсона:

Мир – это экологическая ниша, среда обитания субъекта (субъект и мир не разделены). Акт восприятия не двухфазный (получение сетчаточного образа и переработка инфо) – не надо ничего интерпретировать! Восприятие не есть мышление. Надо уметь извлекать инофрмацию в непосредственном контакте с миром. В мире есть все необходимое для восприятия. Мы воспринимает не сетчаткой, а всем телом – принцип встроенности. Восприятие – психосоматический акт живого наблюдателя. Извлечение инфо – активный и непрерывный процесс. Информация неспецифична относительно рецепторов (ср. Мюллер). Отличие перцептивной системы от органов чувств:

    активность
    способнсоть к обучению и совершенствованию

специфика определяется не рецепторами, а качествами окружающих предметов Реальное пространство – это земная поверхность. Она определяется тем, из какого вещества состоит, у нее есть границы, очертания, рельеф. Это всегда совокупность поверхностей – компановка. Они встроены др в др. Главная единица времени – событие. Всякое событие обязательно встроено в другое. Восприятие не требует памяти – инфо всегда есть в наличии: постоянная встроенность наших переживаний в реальный временной процесс. Мир объят светом. Источник восприятия – световой поток, который освещает поверхность (объемлющий световой строй). Мы видим не свет, а освещенную структурированную поверхность – текстуру. Градиент – закономерное изменение текстуры.

3. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Теории перцептивного научения. Примеры эксп-тов.

Константность (вопрос 7) + перцептивное научение Гельмгольц, Хелд (вопрос 8) + теория перцептивного научения Гибсона. Гибсон: 2 теории перцептивного научения:

восприятие как процесс добавления: соответствие между восприятием и стимуляцией постепенно уменьшается как процесс различение: усиление соответствия между восприятием и стимуляцией Эксперимент с различением спиралей по нескольким основаниям: док-во наличия перцептивного научения. С научением возрастает способность к различению. Эсп-т на понижение порога кожной чувств-ти.

    Основные формы презентации мира: действие, образ, знак.

Ребенок имеет дело в основном с перцептивными образами. Затем отрыв перцептивного образа от конкретного объекта – неперцептивные образы (более абстрактные). Механизм перехода – действие. Конкретное – абстрактное

    Глобальное - дифференцированное
    Внешнее – сущностное

Аффект делит гомогенный мир (поток сенсорного х-ра) ребенка – переход в мир предметности через манипуляции с предметами (доречевая форма социализации). Зависмость образов от действий. Брунер: опыт с колечком. При изменении положения тела вся моторная конструкция нарушается – выражение познавательного эгоцентризма р-ка. Залог восприятия мира для ребенка – собственная стабильность (для взрослого – неподвижность объектов). Диффузность и глобальность восприятия в детском возрасте (трудно вычленить замаскированную фигуру на рисунке) Поддъяков: лабиринт, необходимо прогнать шарик. Исследование форм мышления: наглядно-действенное

    наглядно-образное
    символическое
    у взрослого сохраняются все три способа решения задач
    сущ тип задач, где лучше пользоваться наглядно-действенным
    у маленьких детей – внутренний план сознания
    Идеи Поддъякова:
    Генетическая смена 3-х форм мышления в онтогенезе
    Ранняя стадия – наглядно-действенная

В процессе взаимодействия с предметов разделение свойств на константные и ситуативные, выделение константных и их отрыв от конкретной ситуации – предпосылки для наглядно-образного (абстрагирование путем действия).

Запорожец: восприятие для р-ка есть практическое действие. Невозможность выделить первичность действия и образа. Первые месяцы: развитие сенсорных ф-й, нет перцептивных образов 3-4 мес: простейшие практические действия, сенсорные ф-ии включаются в их обслуживание – ориентировочно-исследовательские действия. Р-к выдлеяет св-ва предмета, которые непосредственно к нему обращены, остальные – глобально, нерасчлененно. 2 год: овладение орудиями. Образ приобретает структурную организацию. Возможность перцептивного предвосхищения 3-7 лет: продуктивная деятельность

    Роль сенсорного обучения:

Формирование новых перцептивных действий – практические пробы (сенсорные эталоны) Ориентировочно-исследовательские действия, предвосхищающие практические Свертывание перцептивного действие: ориентировочно-исслед д-е превращается в идеальное

Ланге: всякий акт восприятия содержит моторный компонент. 3 типа моторных компонентов: адаптационные (конвергенция, аккотодация)

    аутокинетические (непроизвольные)
    предметные (всматривание, вслушивание)

Ярбус: движение глаз при восприятии сложных объектов (выделение меток) – воздействие мышления на организацию перцептивного действия. Теплов: слуховая модальность – вокализация является моторным компонентом. Сочетание движений руки и глаза – генетическая линия развития: обособление перцептивного действия от практического.

7. Константность восприятия: виды, процедура измерения, теории. Константность – свойство восприятия: постоянство свойств образа независимо от изменения условий восприятия: удаленность объекта

    освещение
    движение объекта
    движение наблюдателя

Гельмгольц: к-ть есть результат интеллектуализации процесса восприятия (б/с умозаключения). Гештальт: к-ть есть собственное св-во восприятия.

Пиаже: к-ть – предпосылка обратимости при переходе от восприятия к интеллекту.

    Эксперименты:

6-8 недельные младенцы: поворот головы в сторону куба (30 см на расстоянии 1 м) + поощрение. Если отодвигаем куб на 3 м – тоже поворот головы. Если берем куб 90 см и помещаем на расстояние 3 м – реже поворот в его сторону (видимо, он воспринимается как другой куб, хотя зрительный угол такой же, как при расположении куба 30 см на расстоянии 1 м). Это доказывает наличие константности размера. Но вопрос врожденности: в первые недели жизни р-к видит приближающихся и удаляющихся людей. Выращивание крысят в темноте. Предъявление 2-х светящихся кругов, формирование навыка бежать к большему кругу (подкрепление). Важно: при пробеге по коридору крыса не видит кругов (только при приближении к ним). Таким образом не приобретался опыт приближения и удаления к одному и тому же предмету. Контроль: отодвигаем больший круг дальше так, чтобы его зрительный угол был меньше, чем у маленького круга. Результат: крысы бежат к маленькому кругу, который теперь кажется больше – ориентация на зрительный угол. Вывод: для появления константности размера необходим зрительный опыт – соотнесение собственных перемещений с постоянством предметов, их удаление и приближение. Так животное обучается при оценке зрительного угла учитывать расстояние. Восприятие глубины: выращивание крыс в темноте. Прыжок с платформы – точное восприятие удаленности. Клевание зерен с призмами на глазах: зерна кажутся ближе – цыплята клюют мимо. Зрительный обрыв: учащение сердцебиения у р-ка. Черепахи и утки – не боятся. Вывод: врожденность восприятия глубины. Восприятие формы: предпочтение круглых трехмерных предметов двухмерным у птенцов. Моторное уподобление руки при схватывании предметов у детей. Значение визуализации в становлении восприятия размера и формы. Зенден: восс тановление зрения у слепорожденных. 1 этап: нет нормальной организации зрительного мира, но предметная офрмленность (целостные фигуры), фиксация взгляда на объекте, слежение за ним. Страдает оценка расстояния. Точная оценка глубины – результат научения. Виды константности:

1. константность величины: для знакомых объектов – независимость оценки размера от сетчаточного размера (видимый приравнивается к реальному). Для незнакомых – видимый стремится к сетчаточному – аконстантность. Оценка на основе сетчаточного размера и удаленности. Холуэй и Боринг 1941: Г-коридор, на экране на расстоянии 3 м сравниваемый стимул – световое пятно. Его размеры испытуемый может менять. Во втором рукаве коридора – на экране аналогичное световое пятно (стандартный стимул), может передвигаться (от 3 до 36 м). Его размеры меняются вместе с расстоянием так, что он всегда имеет один и тот же угловой размер. Испытуемый должен на первом экране подобрать стимул, соответствующий стандартному. Опыт проводится в условиях редукции признаков удаленности. при бинокулярном зрении – феномен сверхконстантности (некоторая переоценка удаленности) S1> So при монокулярном – некоторое снижение константности S1

при введении искусственного зрачка – резкое снижение константности при затемнении коридора – приближение к угловой величине стандарта (аконстантность) Вывод: можно оценивать размер неизвестного предмета только при условии оценки его удаленности. Коэффициент конст-ти: мера компенсаторного изменения сетчаточного размера в зависимости от удаленности. КК=величина осуществленной компенсации/величина требуемой

    КК=1 полная константность; КК=0 аконстантность

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.