Групповое поведение, иерархия, невербальные ср-ва общения, функциональное использование орудий Эти предпосылки не взаимосвязаны. Наследственные программы поведения, ритуалы Возникновение действий и необходимость сознания
Учет пространственно-временных условий, двухфазность, удлинение поисковой фазы в поведенческом акте (приобретение опыта, накопление его впрок – крысы Толмена) Нет учета социальных условий, ограниченность рамками наглядных ситуаций Наличие культуры (материальная + знаковая речь) Изготовление орудий животными, сигнальный язык
Нет изготовления орудий другими орудиями, нет сохранения орудий + ограниченность языка биологическими потребностями У животных деятельность направлена на предметы биологической потребности и связана с конкретной биологической ситуацией. У человека: действия. Культура – преобразованная и сохраненная природа.
Знак дает возможность оперировать с предметом без прямого контакта с ним. Удвоение мира – возможность мышления. Знак – это средство и результат сохранения сознательного опыта. У животных – сигнальная речь. За сигналом стоит аффект, а за знаком – предмет. Особенности языка животных: отсутствие семантической функции генетическая фиксированность (закрытая система) Особенности психической деятельности животных: вся активность определяется биологическими мотивами
вся деятельность ограничена рамками наглядных конкретных ситуаций (нет планирования) основой поведения являются наследственные, видовые программы отсутствует закрепление, накопление и передача опыта поколений в материальной форме Гипотеза о происхождении сознания (Леонтьев):
Сознание – отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства независимо от наличных отношений к ней субъекта. Биологические предпосылки: развитие мозга, прямохождение, развитие кисти. Труд – процесс воздействия на природу. Это – изготовление орудий + Появление коллективного труда – разделение операций. Некоторые из них биологически бессмысленны (загонщик) – направлены на промежуточный результат. Этот результат становится для индивида самостоятельной целью, которая отделяется от мотива (биологического) – выделение действия (операции становятся действиями для индивида). Предпосылки: совместный характер деят-ти высших животных
выделение 2-х фаз в деят-ти животного: подготовка и осуществление, которые могут отодвигаться др от др во времени. Но связь фаз определяется пространственными, вещными отношениями Действие – это процесс, предмет и мотив которого не совпадают. Необходимо понимание смысла действия! ! Смысл действия – это понимание отношения мотива к цели.
Связь мотива с предметом отражает не естественные, но объективно-общественные связи и отношения. Смысл приобретается только в условиях коллективной трудовой деят-ти. Необходимо, чтобы смысл действий был осознан человеком. Сознание смысла действия и совершается в форме отражения его предмета как сознательной цели. Деятельность людей отделяется теперь для их сознания от предметов. Идея вещи отделяется от самой вещи и может быть удержана в сознании (например, идея пищи).
Изготовление и употребление орудий возможно только в связи с сознанием цели трудового действия. Орудие труда объективно отражает свойства предмета труда. Орудие есть носитель первой настоящей сознательной и разумной абстракции. Орудие есть общественный предмет – имеет определенный способ употребления, который общественно выработан и общественно закреплен. У животных операция не фиксируется в орудии – нет надобности в его хранении. Орудие животного – продолжение руки. У человека сама орудийная деят-ть создала специфические возможности его руки. Развитие мышления в процессе труда. Фаза подготовления становится самостоятельной деят-тью, которая затем становится внутренней, умственной.
Развитие речи и языка – параллельно с развитием труда: возникновение потребности что-то сказать друг другу. Действия человека приобретают двоякую функцию: непосредственно производственную и функцию воздействия на других (общение). Жест – движение, отделенное от своего результата. Переход от жеста к звукам голоса – речь. Язык становится формой сознательного обобщения действительности. Сначала непосредственная связь с трудовой деят-ю. Затем – абстракция словесных значений от реального предмета – возможность существования значения в качестве мысли (идеально). Со-знание – совместное знание.
Основные образующие человеческого сознания: смыслы и языковые значения. Выводы:
возникновение сознания возможно лишь, когда отношение человека к природе становится опосредованным его трудовыми связями с другими людьми сознание возможно лишь в условиях активного воздействия на природу (трудовая деят-ть посредством орудий) сознание возможно лишь в условиях существования языка
индивидуальное сознание возможно лишь в условиях существования сознания общественного. 17. Основные образующие сознания.
Основные образующие человеческого сознания: смыслы и языковые значения. Леонтьев: индивидуальное сознание как специфически человеческая форма субъективного отражения объективной реальности может быть понято только как продукт тех отношений и опосредствований, которые возникают в ходе становления и развития общества. Первоначальное сознание сущ лишь в форме психического образа – деятельность остается практической, внешней. Позднее предметом сознания стан и деят-ть: осознаются действия других и себя, они коммуницируются (жестами или звуковой речью) – предпосылка порождения внутренних действий и операций. Разрушение первоначальной слитности сознания трудового коллектива и сознания образующих его индивидов. Психический образ с самого начала уже отнесен к внешней реальности, он вычерпывается из нее. Но для этого должна произойти трансформация предмета – он должен выступить как познаваемый субъектом, т. е. идеально. Трансформация эта происходит посредством функционирования языка. Язык несет в своих значениях (понятиях) то или другое предметное содержание, но освобожденное от своей вещественности. Многомерность сознания:
Чувственная ткань – конкретные образы реальности. Они придают реальность сознательной картине мира, благодаря чувсвенному содержанию сознания мир выступает для суб как существующий не в сознании, а вне его сознания. Субъект способен дифференцировать восприятие реального мира и свое внутреннее феноменальное поле. Чувственная ткань образа мб представлена в сознании двояко: либо как то, в чем существует для сб предметное содержание, либо сама по себе (инвертирующие очки). Сразу после надевания очков – лишь чувственная ткань, лишенная предметного содержания. Перцептивная адаптация – процесс восстановления предметного содержания зрительного образа в его инвертированной чувственной ткани. Характерно только для человека – у обезьян не происходит. Глубокая природа чувственных образов состоит в их предметности, в том, что они порождаются в процессах деят-ти, практически связывающей ыи с внешним предметным миром.
У человека образы приобретают свою означенность. За языковыми значениями скрываются общественно выработанные способы (операции) действия, в процессе кот люди изменяют и познают объективную реальность. В значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма сущ-я предметного мира, его свойств, связей и отношений. Сознание обязано своим возникновением происходящему в труде выделению действий, познавательные рез-ты которых абстрагируются и идеализируются в форме языковых значений. Коммуницируясь, они становятся достоянием сознания индивидов. Остаются общими для всех пока сохраняется общность мотивов. Затем – раздвоение значений в сознании индивидов (с разделением труда и т. д. ). Необходимо различать сознаваемое объективное значение и его значение для субъекта (т. е. личностный смысл). Значения субъективируются, но при этом не утрачивают своей объективности. Возвращение значений к чувственной предметности мира + приобретение ими пристрастности.
Личностный смысл создает пристрастность человеческого сознания. Функционируя в системе индивидуального сознания, значения реализуют не самих себя, а движение воплощающего в них себя личностного смысла. Значения вообще не существуют иначе, как реализуя те или иные смыслы. Несовпадение личностных смыслов со занчениями – драматизм внутренней работы сознания. Внутренние переживания сигнализируют о личностном смысле событий. Сознание человека не аддитивно. Деятельность человека составляет субстанцию его сознания.
19. Понятие высших психических функций: их строение и развитие. Передача опыта: Животное Человек Генетически Генетически Морфологически (видовой опыт) Морфологически Инстинкты Инстинкты (плач, моргание) Прижизненный опыт Прижизненный опыт Облигатное научение (видовой опыт) Облигатное есть, но различие в фиксации опыта: Факультативное (видотипично, но более гибко) Фиксация опыта: У жив-ных - непосредственное участие в поведении.
У человека – опосредованное (знаки, орудия, утилитарные предметы, искусство, мораль, знания) 2 этажа психики: натуральные психические функции высшие (произвольная память, внимание, логическое мышление) 3 логические части теории: Человек и природа (общефилософские предпосылки). человек начинает овладевать природой использование орудий Человек и его психика:
овладение собственной психикой – произвольные формы деятельности (ВПФ). Связь с овладением природой. это происходит с помощью псих орудий – знаки, стимулы-средства (язык, нумерация, мнемические средства, письмо, искусство). У животных – натуральная мнемическая функция (палка – удар), зависит от актуальной ситуации. Знак (узелок на память) порождает новую структуру запоминания как псих процесса. Знак не имеет органической связи с ситуацией. Аналогичен орудию труда: служит для преодоления естественных ограничений псих. возможностей. Цель – управление чужим, а затем и своим поведением. Генетические аспекты
Превращение интерпсихологических процессов в интрапсихологические – интериоризация. В онтогенезе 3 стадии интериоризации: взрослый – ребенку; ребенок – взрослому; ребенок – себе. ВПФ Низшие Произвольны
Импульсивны и полезависимы (зависят от влияния потребностей и стимулов) Опосредствованы – знак позволяет прервать биологическую психику Непосредственны, адаптивный х-р
Социальны – разделены между людьми. Память не нужна одному человеку. Асоциальны
Системность – для построения одной ВПФ нужны несколько натуральных. Формирование одной ВПФ ведет за собой изменения и в других.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18