Наличие врожденных схем действия, их распространение на новые объекты (сосание) Ассимиляция: отработка готовых схем, расширение области их применения Необходимость учета свойств новых объектов – изменение схем действия Вторичные 4-8 мес
Связь движения с перцептивной активностью – сочетание сенсорики и моторики (дергание погремушки). Разделение цели и средства.
Пассивная аккомодация (учет св-в без их осознания, нет осознания причинно-следственных связей). Схема объекта определяется через схему действия: с объектом можно действовать по-разному. Возникновение сенсомоторных понятий Исследовательская активность. Третичные 8-18 мес
Исследовательские действия с объектом (бросание, разламывание). Изменение действия – слежение за результатом. Активная аккомодация (осознание причинно-следственных связей) – уподобление движения объекту. Появление схемы объекта в рез-те действий с ним. Полное образное представление объекта
Появление операционального: возникновение речи – ЗНАК вместо образа. Сенсомоторный интеллект Операциональный Последовательно развернут во времени Симультанное, целостное представление Направленность на результат, успех действия Возможность интереса к процессу, форме мышления Хронотоп: происходит в реальном времени Расширение хронотопа: взаимодействие с возможным опытом 2. Дооперациональная стадия
На этой стадии появляется речь, но у р-ка еще нет понятий. Поэтому для него слово еще не является знаком (произволен и конвенционален), но символом (сходство с замещаемым предметом). Сначала возникают индивидуальные символы, затем – усвоение знаков из социума. Первые схемы интеллекта – символические. Мышление еще находится в плену у восприятия: наглядность необходима ля представления мира. Место логических операций – интуиция. Когнитивные схемы Содержание Функции Возможность развития Символические 2-4 года
Синкретическое обобщение (познавательный эгоцентризм, непроницаемость для опыта) Ассимиляция сенсомоторных схем Разрушение синкрета Интуитивные 4-7 лет
Подражание логическим операциям (трансдукция – от частного к частному) Пассивная аккомодация
Подражание рассуждениям взрослого, но без принятия его т. з. (эгоцентрическая речь – иллюзия понимания) Операциональные Сопоставление и координация разных частных св-в Активная аккомодация Децентрация
Слово относится р-ком не к объекту, а ко всем ситуациям действия с этим объектом + эмоц отношение, возм-ть действий с ним. Первые слова – глобальные неупорядоченные обобщения (синкреты). Аутизм ребенка. Далее – необходимость в общении – социализация, разрушение синкрета. 3. Конкретные операции
Овладаение принципом сохранения (тесты Пиаже). Обратимость мышления: возможность вновь вернуться к исходному расположению предметов за счет обращения движений. Тесная связь с конкретными предметами. Формирование операций: классификация сериация (упорядочивание по изменению свойства) мультипликация (одновременно 1 и 2) Конкретные операции Формальные операции Могут возникать спонтанно из повседневного опыта Только путем обучения. Конечный этап социализации. Зависит от материала
Независимость от материала – чистые операции 2-го порядка (логические) Ограниченность реальной ситуацией
Расширение пространсва: гипотетико-дедуктивные рассуждения. Гипотеза о будущем, возможном опыте Достоверны эмпирически Достоверны логически Формальные операции
Полная обратимость мышления, логическое рассуждение, манипулирование не предметами, а идеями. Размышление над операциями. Комбинаторика.
16. Определение памяти. Классификации видов памяти. Типы памяти. Сохранение прошлого опыта, следов взаимодействия. Появляется в неживой природе. Мнемофункция – генетически первичная форма психики. Виды памяти: Классическое деление (уровни, стадии развития) Жане: моторная (привычка Уотсон) аффективная (Рибо) образная (Аристотель) логическая (память-рассказ Жане)
В такой последоват-ти в онтогенезе и филогенезе. Образная есть у животных, моторная и аф-я – даже у червей. Моторная – у простейших. Но: моторная и эмоц слиты в онтогенезе + слитность с мышлением и восприятием (для р-ка думать есть вспоминать). Исследования патологии памяти:
утрата впечатлений в обратном порядке по отн к запоминанию (Рибо) аффективные исчезают медленнее, чем интеллектуальные (эксп-т Корсакова) дольше всего сохр автоматизмы и навыки
Корсаков: забытое сохраняет след в б/с. Распад памяти – фрагментарный процесс (не равен развитию). Фрейд: мотивированное неосознаваемое забывание Бергсон: привычка и воображение.
Различаются по мех-му запоминания (повторение через упражнения и одномоментное запечатление). Это разные формы опыта. Привычка не связана со временем, а память-образ – автобиографична. Жане: реминисценция и рассказ. Память есть акт социальный (один чел-к в ней не нуждается! ) Память начинается с перессказа другому. Реминисценция Рассказ Длительность Краткость Несоотв-е новым обст-вам Приспособление к обст-вам Неизменность Возможность изменений Несоциальное поведение Социальное Бесполезность Полезность
Полное восстановление при наличии одного из сопровождавших обст-в Неполное восстановление Когнитивная псих-я: по способу хранения инфо – регистры: сенсорный (иконическая и эхоическая) кратковременная долговременная Акт памяти – 3 фазы (Флорес): фаза запоминания способ запечатления х-р материала фаза сохранения активный х-р непрерывный с разной скоростью в разных системах фаза реактивации усвоенного, воспроизведение активное непроизвольное (ассоциации) узнавание 3 категории мнемических процессов:
процесс воспоминания (воспроизведение, сообщение о событиях) узнавание (идентификация объекта) повторное заучивание Факторы забывания: стирание временем интерференция мотивационное забывание – вытеснение в связи с завершением действия – Левин
19. Основные методы, факты и закономерности классической психологии памяти. Ассоцианизм – Эббингауз
Общий закон ассоциаций: воспроизведение пережитых содержаний при близости элементов (по сходству, по контрасту, простр связанность, одновременность). Память - образование и сохр ас-й и их воспроизведение. Э. изучает чистую=речедвигательную память (независимую от смыслов! ) – бессмысленные слоги. Особенности: изучение общей мнемической способности произвольное запоминание непосредственное нет учета активности субъекта вне взаимосвязи с мотивацей, интересом, деятельностью Память зависит от 2 факторов: временной режим от материала Рез-ты эксп-тов Эббингауза: значение повторений
значение абсолютного места членов ряда (начало и конец) – эффект края. Фуко: это рез-т 2 процессов торможения: прогрессивного и регрессивного. кривая забывания: с отрицательным ускорением (через 1 час – забыто 60%, через 48 – 80%, через 144 часа – плато). Пьерон 1913 г. – выявление фазы сразу после заучивания, в течение которой не наблюдается изменений в сохранении заученного. значение принадлежности к одному целому + осмысленность (стихи) степень однородности материала: фон Росторф (цифры и слоги) распределение повторений: 30 повторений в один день и разделение на 3 дня. Большая эф-ть во втором случае. Йост: это связано с установлением ассоциаций – во 2-м случае актуализируются старые. Закон Йоста: из 2 ассоциаций одинаковой силы, из кот одна более старая, при послед повторении лучше будет актуализироваться старая ассоциация... Трэвис: оптимальные перерывы (10 мин) и продолж-ть упражнений (2 в день) внимание и интерес (странно звучащие слоги) сон останавливает резкое забывание (нет интерференции) слишком сильная мотивация – ухудшение памяти Исчезание ассоциации:
сначала неточность возрастает, затем неизменна (отнесение к категории) ослабление ассоц связи (меньше в осмысленных вещах – стихи) Интерференция: ретроактивная (последующий материал мешает сохранению). Реминисценция – улучшение воспроизведения через 2-3 дня без доп упражнений (феномен Бэлларда). Методы исследования:
Метод заучивания Э. – чередование предъявлений и воспроизведений до полного безошибочного воспроизведения (бессмысленные слоги, механическое заучивание на основе повторения). Скорость заучивания – 2 показателя: кол-во проб и время для полного заучивания. Метод антиципации Э. : ряды материала, необх соблюсти порядок (время, число проб, число прав ответов, число ошибок) Метод парных ассоциаций
Метод узнавания Э. : расположение заучиваемого среди новых однородных эл-тов. Труднее узнавать, чем больше новых стимулов и чем больше степень сходства Метод сбережения Э. Полная неспособность воспроизвести заученное не может говорить о полном забывании. Надо применить метод повторного заучивания, чтобы выявить сбережение упражнения. Вычисление абсолютного сбережения: разница между числом проб в первом заучивании и при повторном. Но важно относительное сбережение: отношение к числу проб в первоначальном заучивании.
Бартлетт: описание сюжетной картины – изучение процесса селективности памяти. Активное изменение х-ра изображения + активное дополнение – конструктивный процесс. Влияние личностных установок. общее упрощение рассказа. Наиболее неустойчивы: расположение предметов, цвета, сулчайные детали нормализация алогичных деталей. 20. Когнитивная психология памяти Центральное понятие – переработка инфо поэтапность переработки ограниченная емкость всех систем
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18