сенсорный регистр – непосредственный отпечаток: длит 0. 1 – 0. 5 сек кратковременная – удерживает селективную инфо. Осн мех-м – повторение. 20 сек. Емкость7+-2 ед. долговременная – неограниченная емкость, длит-ть хранения, сложная система кодирования. Сенсорный регистр
Сохранение данных органов чувств: иконическая 2 с, эхоическая 2-4 с. Хранение без предварительной переработки – избыточная инфо (материал для селекции). Эксп-т Сперлинга: матрица из 12 эл-тов, воспроизводится 4-5. Если неполный объем (частичный отчет), а по отдельным ячейкам – полное воспроизведение. С временной задержкой – распад образа. Извлечение: параллельное считывание. Эффект приставки: ухудшает припоминание. Эффект модальности: лучше запоминается слышимая инфо. Кратковременная
В процессе введения зрительной инфо в КП, она переходит в акустическую форму. Для ДП нужна единая форма кодирования: подготовка логической инфо в словесной, акустической форме. Структурирование инфо в КП: одновременность предъявления инфо и наличие родства эл-тов. Познер: ряды проб АА Аа Аб – надо сравнить буквы. Замеры времени реакции (ВР). АА лучше – зрительное кодирование, Аа и Аб – добавление вербального. Удлинение интервала до 2сек + первая буква исчезает с экрана: нет разницы в ВР. Это доказывает хранение зрит инфо. Она хранится именно в КП (пребъявление узорчатого поля в промежутке не стирало иконический след буквы). Повторение: обеспечивает удержание материала в КП способствует его переводу в ДП
1954 Петерсоны: запомнить 3 буквы и воспроизвести через 18 сек. В промежутке – обратный счет тройками: не могли запомнить буквы (нет повторения). Забывание:
интерференция – введение новых единиц. Левин: забывание легче, когда деят-ть близка к замещаемой. стирание во времени
Оба взаимосвязаны. Эксп-т: предъявление ряда букв для запоминания, затем сложная задача, проверка букв через 30 сек. Цель: избежать повторения и интерференции. Отличное сохранение материала (т. к. нет интерференции). Но: память становится хрупкой, и даже незначительная инт-я ее разрушает. Стернберг: наборы стимулов, контрольный – есть/нет в списке. 2 стратегии извлечения инфо: параллельное сканирование или последовательное. В сенсорном регистре параллельное, а в КП последовательное (поиск-перебор). Метод зонда: если зонд в начале ряда – плохое воспроизведение, в середине 50%, в конце 100%. Эббингауз – эффект края.
Вопрос о семантическом кодировании в КП (связано с влиянием ДП): Эксп-т Шуммана: список из 10 слов + 1 контрольное (то же или синоним). Узнавание синонимов – семант. кодир-е. Эксп-т Уикконса: лучше припоминаются семантически близкие слова. Модель Аткинсона: 2 части КП буфер повторения – нет семант кодир
рабочее пространство КП – смысловое структурирование (программируется ДП) Долговременная Тульвинг: семантическая память сетевые модели теоретико-множественные основанные на семантическом признаке эпизодическая (кодирование контекстом, местом и временем)
Сетевые модели: сети понятий, связь – ассоциации. Основной метод: проверка истинности утверждения (канарейка-птица и канарейка-рыба). Значимо время реакции: феномен величины класса. Каждый элемент входит в различные категории. Скорость определения понятия зависит от кол-ва множеств, в кот. оно попадает (канарейка-птица, курица-птица (еда, перья, яйца). Понятия как набор признаков: существенные и несущественные. Вывод о близости понятий – на основе общих признаков и по степени их важности. Существенность сугубо индивидуальна. Извлечение: отыскание наличного или построение утраченного – связано с хранением. Браун, Мак-Нейл – верчение на языке. 17. Основные подходы к изучению памяти. Теории памяти.
Психология поведения: изучение моторной памяти. Формирование двигательного навыка. Зависит от времени: Научение – число повторений + оптимальное расстояние между пробами Период без практики
Период возобновления навыка – критерий наличия памяти. Навык сохраняется, т к отдельные движения образовали целостную стр-ру и начали функционировать совместно: феномен совместного функционирования частей. Память как ассоциация частей. Моторный навык основан на врожденных мех-мах – дольше сохраняется. Бернштейн: также изучал моторную память. Формирование навыка как решение задач. С каждой новой пробой – преобразование составляющих частей навыка (повторение без повторения). Двиг задача решается на разных уровнях (см вопрос 20) – развертка фоновых уровней. Память – это не последоват-ть событий, а решение задачи. Ассоцианизм (см. 19) Когнитивная (см 20)
Левин: связь решения мнемической задачи с деят-тью – мотивация. Зейгарник: стр-ра деят-ти – удовлетворение квазипотребности изучение непроизвольного запоминания прерывание при приближении к цели Биренбаум: память зависит от предъявления задачи
подписи (забывание связано с разрушением целевой ср-ры действия) содержательное внутреннее замещение (нарисовать монограмму=поставить подпись - внутреннее сходство) косвенное замещение (помнить о намерении)
Деятельностный подход: Зинченко – завис-ть непроизвольного запоминания от места в стр-ре деят-ти. Эксп-т: карточки с картинками и номерами.
Дети и взрослые – арифметические задачи: дети лучше запоминают числа, т к для них это уровень действий. Смирнов: запоминание по дороге на работу (препятствия – действия). 18. Развитие памяти. Натуральная память (прапамять): Это память-восприятие (эйдетическая) Связана с движением: четкая последоват-ть операций Связь с аффектом – не смысловая
Переход к языку – от комплекса к понятию – знаку (ВПФ): переход к схеме (выделение общих признаков и их соотнесение), причинно-следственные связи, знак и предмет не зависят др от др. Социальное развитие памяти:
Выготский: соц развитие памяти по линии опосредствования: выработка приемов. У р-ка и примитива память есть центральная ф-я (мыслить=вспоминать, т. е опираться на прежний опыт). Переход к социальной – 3 процесса: изменение внутр стр-ры, мех-ма памяти – опосредств изменяется функциональный состав операций памяти
изменение межфункциональных отношений – память из суперфункции становится лишь одним из условий псих развития. Переход от комплексов к абстрактным понятиям: для подростка вспоминать=мыслить.
Леонтьев: попытки овладеть натуральной – создание ср-в запоминания (узелковое письмо – еще требует расшифровки). Совершенствование ср-в памяти: развитие внешних форм запоминания – письменности
редукция внешней формы и создание знаковых систем (развитие логической памяти) Опыт Леонтьева с опосредствованным запоминанием (параллелограмм развития запоминания).
Первоначально основной объект социализации не сохранение, а своевременное воспроизведение: постепенное продвижение от воспроизведения к запоминанию от исключительно совместной деят-ти к ф-ии саморегуляции ситуативное освобождение памяти от случайных событий иррадиация процессов запоминания на процессы забывания. Разделение памяти: непосредственная (непроизвольная) мотивац значимость экстремальность новизна опосредованная (произвольная) сознательное намерение мнемическая направленность
Смирнов: непроизвольная память связана с неосозн уст-ками на запоминание (включение в основное русло деят-ти – приход на работу). Мысли запоминаются хуже, лучше действия. Особенно – что мешало + странное, необычное. 5 мнемических установок (произвольное запоминание): на полноту запоминания точность воспроизведения прочность (по времени) последовательность своевременность Источники направленности: цели направленность на качество условия
индивид кач-ва личности (способности, привычки, интерес, возраст) особ-ти материала (объем, плотность, сложность, своеобразие) Истомина: дети – магазин (в игре лучше)
Зинченко: ряд слов - придумать парное по смыслу или по начальной букве. Различные мотивы: игра или проверка способностей. У дошк-в – лучше в игре, у шк-в – второе. По нач букве – нет различий (мотивация здесь не играет роли). Опыт с карточками: картинка и цифра, 3 группы – дош, шк и взрослые. Запоминается объект, связанный с основным заданием. Выводы: цифры запомин хуже картинок лучше основной материал для взрослых – понимжение мотивации
снижение запоминания фонового стимула с возрастом (трудность переключения)
21. Определение и основные свойства внимания. Виды внимания. (+22, 23) В. как особый псих. процесс или аспект любой деят-ти? Критерии внимания:
феноменальный – ясность и отчетливость любого содержания сознания продуктивный – повышение качества любой деят-ти мнемический (побочный мнемо эффект) адаптивный селективность деят-ти как рез-т В.
Внимание включается в любую деятельность. Тесная связь с сознанием. 2 подхода: структурный – Вундт и Титченер функциональный – Джемс
Вундт: внимание – центральная область поля сознания. Это состояние ясного и отчетливого восприятия. Процесс – апперцепция. Связано с переживанием чувства активности (мышечное напряжение). В. сущ-т как самостоятельная сущность.
Титченер: В. есть св-во сознания – сенсорная ясность (нет самостоятельной сущности). Свойства внимания: объем – от 3 до 6 элементов направленность (фокусная точка), распределение В. высота волны – степень внимания (уровневая стр-ра). динамика во времени (колебания, устойчивость) 2 стадии развития:
первичное (непроизвольное, непосредственное) – вызывается новизной, неожиданностью стимула вторичное – борьба с отвлекающими ф-рами – волевой акт
производное первичное внимание – связь с сознательной целью, не требует волевого усилия Джемс: В. есть направленность потока сознания. Связано с: избирательностью потока (селекция)
сосредоточенностью (возм-ть удержания материала в сознании) “Вечеринка с коктейлем” - много потоков инфо. Внимание как психотелесное явление (приспособительные движения органов чувств), гл. ф-я – упорядоченность. Преперцепция – преднастройка к восприятию объекта: лучше воспринимается ожидаемое и лучше видится привычное. Физиологические условия В: приспособление органов чувств идеационное возбуждение центра
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18