19. Проблема периодизации развития личности. Понятие социальной ситуации развития. Выготский - 2 группы теорий развития:
Механистические: развитие как процесс количественных изменений Диалектические: качественное изменение структур сознания человека, закономерное чередование колич изменений и кач перестройки сознания р-ка. Сочетание изменений и стабильности в развитии – преемственность стадий развития. Объект развития – ребенок, включенный в систему социальных отношений. 3 возможности выделения стадий: Природное развитие (формирование зубов) Социальное развитие – Эльконин. 2 источника:
А) Выготский - социальная ситуация развития. Судим о стадии по тому, с кем человек контактирует. Эта ситуация обеспечивает новообразование в психике, в дальнейшем – изменение психики, изменение самой социальной ситуации развития. Б) Леонтьев – движущей силой развития является деят-ть р-ка. Понятие ведущей деятельности. На каждом этапе есть своя ВД, внутри которой появляются новые св-ва психики и возникают изменения в личностном росте + развитие новых видов деят-ти. Р-к входит в 2 мира: мир людей (социальное развитие) и мир вещей (культурное развитие). Эти 2 мира чередуются на каждом этапе. Собственно личностное – Эриксон. Основание для выделения стадий: личностный выбор. Эпигенетическая концепция. Эпигенез (из эмбриологии) - принцип пренатального развития: преемственность стадий, врожденный план развития, поэтапность возникновения органов. Применительно к развитию личности: личность есть целое, каждый этап имеет непреходящее значение. Развитие личности – путь к развитию идентичности. 3 линии развития: соматическое, социальное, развитие ЭГО (единство). Психо-социальный кризис: в результате несогласованности линий развития. Кризис необходим для перехода на новую стадию. Разрешение кризиса: позитивный (формирование сильного кач-ва личности) и негативный (формир патологического качества). Категория активности – кризис разрешается личностью.
Выготский: целостность процесса развития. Каждый возраст обладает своей неповторимой стр-рой. Ребенок включен в социум, общество задает некие формы общения и взаимодействия (социальные ожидания). Важно отношение р-ка к своему месту в обществе. Место, которое занимает р-к в системе соц отношений – социальная ситуация развития (уникальна на каждом этапе). Она целиком определяет формы и путь приобретения р-ком новых свойств личности. ССР – социальное бытие – изменение в сознании (поэтому новообразование возникает в конце периода) – изменение самой личности – изменение всей системы его отношений с миром и с собой – складывается новая ССР. Учение о кризисах развития: решение задачи развития, которая состоит в необходимость смены ССР. Закономерность чередования стабильных и критических возрастов. Особенности кризиса: Особая динамическая стр-ра Относиетльная трудновоспитуемость р-ка Негативный х-р развития
Формирования псих новообразовний. 2 типа новообразований (в динамике): центральное и частичные. Эльконин: деятельность р-ка внутри 2 систем: Ребенок – общественный предмет: усвоение способов действий Ребенок – общественный взрослый: усвоение норм отношений Это единый процесс формирования личности. Различия в ведущей деятельности на разных этапах.
Гипотеза о периодичности процессов псих развития – закономерное чередование периодов (спиралевидная): преимущественное развитие мотивационно-потребностной сферы – формирование операционально-технических возможностей – и т. д. 3 эпохи (раннее детство, детство, подростничество) по 2 периода, разделены кризисами. Переход: при возникновении несоответствия между опер-техн возм-тями р-ка и задачами мотивац-й деят-ти. Большие кризисы: требуют перестройки отношений личность и общество. Малые (1, 7, 15 лет): рождение личного сознания р-ка, перестройка отношения к себе. Возраст Круг общения Ведущая деятельность Исходы личностного выбора Младенчество до 1 Мать Эмоциональное общение Доверие/недоверие Раннее детство 1-3 Родители Предметно-манипулятивная Автономия/зависимость, стыд, сомнение Дошкольное детство 3-6 Семья, сверстники Сюжетно-ролевая игра Инициатива/чувство вины Младший школьный 7-12 Школа и соседи Учебная Предприимчивость, умелость/неполноценность Подростковый 11-15 (Эльконин) 12-20 (Эриксон) Сверстники и учителя Интимно-личностное Формирование идентичности/смешанная идентичность: Кто Я? Старший школьный 15-16 (Эльконин) Ранняя зрелость 20-26 (Эриксон) Друзья, коллеги Учебно-профессиональная Интимность/изоляция Зрелость (Эриксон) 26-60 Профессиональное окружение, семья Генеративность/стагнация Старость (Эриксон) Больше 60 Близкие люди, все человечество Целостность, единство Я/одиночество, дезинтеграця, отчаяние Часть III
Виды образных явлений. Определение ощущений и восприятия. Свойства ощущений и образов восприятия. Классификации ощущений и рецепторов. Образы: перцептивные неперцептивные постперцептивные (образы памяти) образы воображения По степени обобщиения: индивидуально-конкретный обобщенный (визуальное понятие) Функции образа: Изображение
Знак (произволен, не связан с содержанием – нуждается в интерпретации) Символ (связан с содержанием – понимание, всегда эмоционален)
Виды образов: осознанные субъективные представления, носящие квазисенсорный, но не перцептивный х-р (Хольт). мысленный образ – смутное воспроизведение при отсутствии адекватного сенсорного воздействия (образ памяти и образ воображения) фосфены – при наличии внешнего воздействия, неадекватного рецептору (пятна при надавливании на глаз) фантомный
синестезии – сопровождение восприятий одного типа образами других сенсорных модальностей образ собственного тела
гипнагогический – при засыпании или пробуждении, воспринимается как реальный галлюцинации – уверенность в их реальности, нет сенсорного воздействия псевдогаллюцинация – субъективное осознание сновидения
эйдетический – неперцептивный образ перцептивного происхождения. Необходимая стадия в развитии памяти р-ка. Отличается от последовательного образа, который сущ доли секунды. Проверка: уклонение от закона Эммерта (увеличение последовательного образа по мере удаления экрана от глаз) Виды образов по Петухову: Перцептивная память: послеобраз (сенсорный регистр) эйдетический образ гипнагогический галлюцинации
Перцептивное воображение: воссоздающее и создающее (мысленный поворот Шепарда) Обобщенные образы прошлого:
образ-представление – имеет х-р схемы (визуальное понятие Арнхейм) Творческое воображение – процесс построения символов. Построение образа: Структурализм – из элементарных ощущений
Гештальтпсихология – восприятие как целостный интеллектуальный процесс. Свойства образа (перцептивного): предметность – реальность объективированность – вынесенность вовне означенность – привязка к предмету с его св-вами
константность – постоянство при изменении условий восприятия полимодальность
Сенсорные процессы: сложные процессы восприятия, протекающие в органах чувств и соотв отделах мозга. Классификация видов чувствительности:
Модальность – отражение нашей способности взаимодействовать с объектом (5 модальностей) Структурный критерий (Вундт): по виду энергии (механическая, химическая, световая) и по рецепторам (механо, хемо, термо, фото) Функциональный критерий: функции чувств-ти в построении движения (Бернштейн): сигнально-пусковая – анализаторы
контрольно-коррекционная – сенсорный синтез (рефлекторное кольцо) Генетический критерий + по степени объективности:
протопатическая (+- реакция – проба Хэда), более древняя. Высокий порог: усиление от зрения к вкусу. эпикритическая – более объективное восприятие предмета. Развитие от вкуса к зрению. Синестезии – опыт Леонтьева (различение цвета кожей ладони): первоначально органы чувств не разделены. Шеррингтон – расположение органов чувств в организме + по возникновению в эволюции: внутри тела – проприоцепция: внутренняя координация частей тела, схема тела на внутренней поверхности – интероцепция: поддержание обмена между организмом и средой на внешней поверхности – экстероцепция: связь с внешним миром контактные дистантные Основные подходы к изучению восприятия. Теории восприятия. Подход предшествует тоерии. 3 подхода к изучению познания:
Объектный: каков объект, таков и его образ. Главный процесс – восприятие. Субъектный – построение образа зависит от самого субъекта. Стимул недостаточен, надо его достраивать, принимать решение – мышление. Взаимодействие – ориентация на субъект-объектный контакт. Восприятие и мышление – самостоятельные процессы.
Объектно-ориентированный подход: особенности предмета определяют особенности образа. наличие универсального языка для описания всех психических процессов отношение к активности субъекта: отвержение или ограничение (выделение первичных данных) выделение элементарных психических процессов, сведение сложных к сумме элементарных Теории восприятия: Классическая психология сознания (структурализм) Гештальттеория восприятия Перцептивная психофизика (ранний Гибсон) Структурализм
Вундт - разделение целого на элементы (чистые ощущения). Необходимость интроспекции. Анлитическая: выделение ощущений. Ощущение как отражение свойства вещи (модальноть, интенсивность, протяженность, длительность). Мюллер: закон специфических энергий органов чувств. Наше восприятие не отражает свойств объекта: восприятие зависит от специфики рецептора. Внешний мир состоит из элементарных стимулов, которые вызывают элементарные ощущения в рецепторах (принцип однозначного соответствия). Ощущения и восприятия – различные процессы. Элементарные ощущения затем складываются в образы (ассоциации). Фехнер - сенсорная психофизика: идея однозначного соответствия между стимулом и психическим переживанием: S – П (переживание). Предъявлял не объекты, а физические энергии (звуки, цвета): ощущение уже не нужно специально выделять. Аналитическая интроспекция: специальное усилие по разложению целостного обрза на отдельные признаки. Активность субъекта не учитывается – вся уходит на выявление первичных признаков. Процесс восприятия: наложения деталей. Опознание совершается по отдельным признакам (удобно для моделирования восприятия с помощью машин). Гештальттеория Критика структурализма: отвержение механизма ассоциаций как главного отвержение прошлого опыта
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18