Это кратковременная яврковыраженная непроизвольная защитная реакция организма в ситуации жизненной опасности. Натуральная психическая функция. Аффект оставляет обобщенный след (аккумулирование – аффективный взрыв). След остается в памяти: тенденция к навязчивости + тенденция к торможению. Диагностика: через речь (метод свободных ассоциаций) и через тело (метод сопряженных моторных реакций Лурии). Собственно эмоции=эмоции в узком смысле (более длительные, ситуационные, более слабые). Предметный х-р, направленность, возможность к обобщению и коммуникации. Чувства – связаны с личностью. Это устойчивое социально и личностнозначимое эмоциональное состояния, управляемое с помощью культурных средств. Чувства внеситуативны, это ВПФ, преобразованный аффект. Ряд уровней: от непосредственных к внешним, социлаьным. Исследования мимики и пантомимики: являются ли врожденными универсальными социо-культурно обусловленными Эксп-ты Лэндиса 20-е гг: спонтанные + актеры изображают
Спонтанные эмоции индивидуально типичны, а актерские не похожи на спонтанные Фотографии, выделение групп мышц углем: нет типичной мимики для тех или иных эмоций у каждого свой характерный репертуар мимических реакций
2 ряда мимических схем: естественная выразительность и конвенциональная мимика Боринг и Титченер: показ спонтанного, актерского и схематического выражений (хуже всего схема) Гудинаф: слепорожденные дети – не формируется конвенциональная, а врожденная редуцируется 3 мимические схемы: врожденная видотипичная (развивается с возрастом) индивидуальная прижизненная модификация социальная произвольная
Базовые эмоции – имеют культурно-универсальные схемы. Но повод – культурно-специфичен. 7. Теории эмоций.
1. Что предшествует эмоции? Джемс, Ланге: эмоции предшествует некое событие, затем КГР, затем осознание, потом эмоция (мы боимся, потому что бежим от опасности). St – висцеральное изменение – эмоция как переживание физиологических изменений. Относится к стандартным эмоциям – имеющим отчетливое телесное выражение. Критика: Физиологи Психологи
Периферическая теория эмоций – необходимо вводить центральную. Кэннон: отделение иннервации внутр орг-ов от ЦНС – не привело к эмоц изменениям темпы реакций внутр орг-ов и ЦНС различны одни и те же внутр измен-я происходили при разных эмоциях одни и те же искусственные висц изм-я не порождают эмоций
Вывод: висцеральные акты участвуют в возн-и эмоций, но их роль переоценена. Эмоции могут возникать без внешнего St и сопутствующих висц измен-й 1) Клапаред: чувства первичны, эмоции вторичны, могут быть даже вредны. Чувственная оценка всегда адаптивна. Восприятие – чувство оценки – периферическая реакция – осознание – эмоция. 2) Шехтер: эксп-т с изменением обратной связи – лекарство, воздействующее на эмоц сферу (+пустышки) – у всех одинаковые периф изменения Анохин: биологическая теория эмоций
Эмоции – физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную суб окраску. С эволюцией эмоций приспособление животных к окр условиям становится более совершенным, т. к эмоции охватывают весь организм (интегральность) – являются сигналами полезного или вредного воздействия. Например: чувство боли – ограничение движений – способствует выздоровлению. 2 стадии поведения живых существ: формирование потребности удовлетворение потребности – чувство удовольствия.
Положительная эмоция закрепляет полезный приспособительный эффект.
! Эмоция закрепляет правильность и полноту совершенного акта, его соответствие исходной потребности! В ЦНС формируется акцептор действия (центральный аппарат оценки будущего действия) - он посылает эфферентное возбуждение органам – они выполняют свою функцию – от рецепторов в головной мозг идут афферентные импульсы (обратная афферентация). Если обратная инфо точно совпадает с акцептором действия, то возникает положительная эмоция. Если нет – беспокойство, поиск новой комбинации эфферентного возбуждения. Симонов: информационная теория эмоций
Эмоции – отражение мозгом актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения. Э=f{П, (Ин – Ис)…} П – потребность, Ин – инфо о необх ср-вах, Ис – инфо об имеющихся ср-вах. Другие факторы: индивидуальные особенности субъекта фактор времени (аффект или настроение) качественные особенности потребности
Главные факторы: потребность и возможность ее удовлетворения. Информация: вся совокупность средств достижения цели – знания, навыки, ресурсы организма, время и т. д. Низкая вероятность удовлетворения – отрицательные эмоции, высокая – положительные. Спор с Анохиным: эмоция есть не просто сигнал о полезных или вредных воздействиях: необходимо сопоставление ценностей (отражательно-оценочная функция). Например: боль и опасность для жизни – движение может осуществляться несмотря на боль. Эмоции – универсальная мера ценностей! Другие функции эмоций: переключающая – переориентация на более достижимую цель подкрепляющая (формир усл рефлекса) компенсаторная (замещающая)
гипермобилизация организма при возникновении напряжения (на всякий случай) принцип доминанты (голод – все кажется пищей) – снижение критериев принятия решения Дарвин: выразительные движения.
Врожденный х-р (покраснение, усиление ритма сердца), но некоторые нуждаются в практике (плач, смех) + подражание. Ранее все выполнялись произвольно с определенной целью: произвольноть – привычка – наследственность. Сходство выразительных движений – все расы произошли от одной древней формы. Смех, страх, страдание – есть и у обезьян. Подавление внешних проявлений – смягчение эмоций (ср. Джемс-Ланге).
9. Тревожность и фрустрация: определения и примеры исследований. Тревога – предвосхищение опасности, склонность переживать по поводу ожидаемого неблагоприятного хода событий. Неприятие мира, боязнь окружения. Фрейд: 4 причины тревожности боязнь утраты любимого объекта боязнь утраты любви со стороны этого объекта боязнь утраты себя или части себя боязнь утраты любви к себе (печаль, меланхолия)
Перлз: необоснованное забегание вперед, отказ жить в актуальном опыте Роджерс: это точка личностного роста – признак необходимости изменить себя (несоответствие представления о себе и реального Я). Личностная: Т-диспозиция Ситуативная: Т-состояние Базовая черта личности Стимульные причины Глобально освещает всю психическую жизнь Парциальность – связь с опред св-вами ситуации Формируется в раннем детстве Труднопреодолима Ситуационно устойчива Выражается как состояние постоянного беспокойства Постоянная оценка ситуации как угрожающей - агрессивность
Хекхаузен: Измерение общей тревожности: опросники MMPI, MAS Варьирование степени трудности задания – легкие лучше тревожные, трудные – нетревож. Но при изменении ситуации - применении метода занижения рез-та и сокращения времени – различия еще резче проявляются. Реактивная гипотеза – высокотревожные обладают лишь сильной предрасположенностью к тревожности, они ведут себя как более тревожные лишь в напряженных и угрожающих ситуациях. Трудная задача не сама по себе усиливает тревожность, а в связи с возможной неудачей – усиление ситуативной тревожности. Опросник Спилберга “Состояние и свойство тревожности”.
Корреляции между значениями Т-диспозиции и Т-состояния, но не является жесткой: при восприятии боли или физической угрозы нет разницы в Т-состоянии между тревожными и нетревожными. Также зависимость от того, насколько данная ситуация воспринимается как содержащая угрозу, что зависит от прошлого опыта. Высокотревожные Низкотревожные Задачи средней и низкой сложности Трудные задания Ориентированы на неуспех Ориентация на успех Плохо работают в условиях цейтнота и соревнования Соревнование мотивирует Высокие показатели сенсорной, эмоц чувств-ти Низкие показатели Истощаемость по отн к монотонии и стрессу Устойчивость Поддерживающая стратегия обучения Критическая стратегия
Фрустрация – негативное эмоциональное состояние, которое возникает при невозможности достичь поставленную цель. Ситуативна. Левин – понятие динамического поля. Оно выходит из равновесия – вектор желания. Тамара Дембо – исследование реакций на фрустрацию (цветок). Источник фрустрации – препятствие, барьер: ситуативный – круг на полу (внутренний барьер) внешний, социальный – принятие задачи, долг выполнить ее 4 группы реакций на фрустрацию: агрессия – прямая, ситуативная или косвенная.
Сила агрессии зависит от интенсивности мотива, от достижимости объекта + гентика регрессия: эмоциональная (плач) инструментальная (повторение шаблонных способов поведения)
познавательная – избегание логики, переход от понятий к комплексам уход рационализация – попытка оправдать неуспех
замещение (позитивная реакция) – попытка заменить исходную ситуацию сходной по: содержанию степени субъективной трудности связанной с теми же людьми
фантазирование – попытка сделать внутренний барьер полупроницаемым (отрицание реальности) Общее представление о стрессе. Аффекты и их диагностика.
Стресс – приспособительный рефлекс организма (см. реферат- Селье). По Селье - это чисто физиологическое (биохимическое) событие в ситуации неизбежной опасности для жизни. 2 вида стресса: физиологический психологический
эмоциональная напряженность – сверхмотивация (разрушает деят-ть) операциональный стресс – уровень оптимальной напряженность, необходимый для поддержания деят-ти В современном понимании 3 фазы: Мобилизация Дестабилизация (умеренное нарушение деят-ти) Деструкция – разрушение псих. стр-р Истощение по Селье включает 2 и 3.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18