Рефераты. Общая психология - (шпаргалка)

p>Органическая чувствительность: выражают состояния организма, неопредмечены (тоска, тревога, радость) Предметные чувства (выражают отношение к миру): интеллектуальные, эстетические, моральные обобщенно-предметные чувства (мировоззренческие): юмор, ирония, возвышенное, трагическое Отдельно: аффекты, страсти (четкая предметная направленность, высокая интенсивность), настроения (нет предметности, слабость, б/с компонент).

    Леонтьев: 3 класса эмоций
    Аффекты – природные, реактивные

Это кратковременная яврковыраженная непроизвольная защитная реакция организма в ситуации жизненной опасности. Натуральная психическая функция. Аффект оставляет обобщенный след (аккумулирование – аффективный взрыв). След остается в памяти: тенденция к навязчивости + тенденция к торможению. Диагностика: через речь (метод свободных ассоциаций) и через тело (метод сопряженных моторных реакций Лурии). Собственно эмоции=эмоции в узком смысле (более длительные, ситуационные, более слабые). Предметный х-р, направленность, возможность к обобщению и коммуникации. Чувства – связаны с личностью. Это устойчивое социально и личностнозначимое эмоциональное состояния, управляемое с помощью культурных средств. Чувства внеситуативны, это ВПФ, преобразованный аффект. Ряд уровней: от непосредственных к внешним, социлаьным.

    Исследования мимики и пантомимики:
    являются ли врожденными
    универсальными
    социо-культурно обусловленными
    Эксп-ты Лэндиса 20-е гг: спонтанные + актеры изображают

Спонтанные эмоции индивидуально типичны, а актерские не похожи на спонтанные Фотографии, выделение групп мышц углем:

    нет типичной мимики для тех или иных эмоций
    у каждого свой характерный репертуар мимических реакций

2 ряда мимических схем: естественная выразительность и конвенциональная мимика Боринг и Титченер: показ спонтанного, актерского и схематического выражений (хуже всего схема) Гудинаф: слепорожденные дети – не формируется конвенциональная, а врожденная редуцируется 3 мимические схемы:

    врожденная видотипичная (развивается с возрастом)
    индивидуальная прижизненная модификация
    социальная произвольная

Базовые эмоции – имеют культурно-универсальные схемы. Но повод – культурно-специфичен.

    7. Теории эмоций.

1. Что предшествует эмоции? Джемс, Ланге: эмоции предшествует некое событие, затем КГР, затем осознание, потом эмоция (мы боимся, потому что бежим от опасности). St – висцеральное изменение – эмоция как переживание физиологических изменений. Относится к стандартным эмоциям – имеющим отчетливое телесное выражение. Критика:

    Физиологи
    Психологи

Периферическая теория эмоций – необходимо вводить центральную. Кэннон: отделение иннервации внутр орг-ов от ЦНС – не привело к эмоц изменениям темпы реакций внутр орг-ов и ЦНС различны

    одни и те же внутр измен-я происходили при разных эмоциях
    одни и те же искусственные висц изм-я не порождают эмоций

Вывод: висцеральные акты участвуют в возн-и эмоций, но их роль переоценена. Эмоции могут возникать без внешнего St и сопутствующих висц измен-й 1) Клапаред: чувства первичны, эмоции вторичны, могут быть даже вредны. Чувственная оценка всегда адаптивна. Восприятие – чувство оценки – периферическая реакция – осознание – эмоция. 2) Шехтер: эксп-т с изменением обратной связи – лекарство, воздействующее на эмоц сферу (+пустышки) – у всех одинаковые периф изменения

    Анохин: биологическая теория эмоций

Эмоции – физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную суб окраску. С эволюцией эмоций приспособление животных к окр условиям становится более совершенным, т. к эмоции охватывают весь организм (интегральность) – являются сигналами полезного или вредного воздействия. Например: чувство боли – ограничение движений – способствует выздоровлению. 2 стадии поведения живых существ:

    формирование потребности
    удовлетворение потребности – чувство удовольствия.

Положительная эмоция закрепляет полезный приспособительный эффект.

! Эмоция закрепляет правильность и полноту совершенного акта, его соответствие исходной потребности! В ЦНС формируется акцептор действия (центральный аппарат оценки будущего действия) - он посылает эфферентное возбуждение органам – они выполняют свою функцию – от рецепторов в головной мозг идут афферентные импульсы (обратная афферентация). Если обратная инфо точно совпадает с акцептором действия, то возникает положительная эмоция. Если нет – беспокойство, поиск новой комбинации эфферентного возбуждения.

    Симонов: информационная теория эмоций

Эмоции – отражение мозгом актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения. Э=f{П, (Ин – Ис)…} П – потребность, Ин – инфо о необх ср-вах, Ис – инфо об имеющихся ср-вах. Другие факторы:

    индивидуальные особенности субъекта
    фактор времени (аффект или настроение)
    качественные особенности потребности

Главные факторы: потребность и возможность ее удовлетворения. Информация: вся совокупность средств достижения цели – знания, навыки, ресурсы организма, время и т. д. Низкая вероятность удовлетворения – отрицательные эмоции, высокая – положительные. Спор с Анохиным: эмоция есть не просто сигнал о полезных или вредных воздействиях: необходимо сопоставление ценностей (отражательно-оценочная функция). Например: боль и опасность для жизни – движение может осуществляться несмотря на боль. Эмоции – универсальная мера ценностей! Другие функции эмоций:

    переключающая – переориентация на более достижимую цель
    подкрепляющая (формир усл рефлекса)
    компенсаторная (замещающая)

гипермобилизация организма при возникновении напряжения (на всякий случай) принцип доминанты (голод – все кажется пищей) – снижение критериев принятия решения

    Дарвин: выразительные движения.

Врожденный х-р (покраснение, усиление ритма сердца), но некоторые нуждаются в практике (плач, смех) + подражание. Ранее все выполнялись произвольно с определенной целью: произвольноть – привычка – наследственность. Сходство выразительных движений – все расы произошли от одной древней формы. Смех, страх, страдание – есть и у обезьян. Подавление внешних проявлений – смягчение эмоций (ср. Джемс-Ланге).

9. Тревожность и фрустрация: определения и примеры исследований. Тревога – предвосхищение опасности, склонность переживать по поводу ожидаемого неблагоприятного хода событий. Неприятие мира, боязнь окружения. Фрейд: 4 причины тревожности

    боязнь утраты любимого объекта
    боязнь утраты любви со стороны этого объекта
    боязнь утраты себя или части себя
    боязнь утраты любви к себе (печаль, меланхолия)

Перлз: необоснованное забегание вперед, отказ жить в актуальном опыте Роджерс: это точка личностного роста – признак необходимости изменить себя (несоответствие представления о себе и реального Я). Личностная: Т-диспозиция

    Ситуативная: Т-состояние
    Базовая черта личности
    Стимульные причины
    Глобально освещает всю психическую жизнь
    Парциальность – связь с опред св-вами ситуации
    Формируется в раннем детстве
    Труднопреодолима
    Ситуационно устойчива
    Выражается как состояние постоянного беспокойства
    Постоянная оценка ситуации как угрожающей - агрессивность

Хекхаузен: Измерение общей тревожности: опросники MMPI, MAS Варьирование степени трудности задания – легкие лучше тревожные, трудные – нетревож. Но при изменении ситуации - применении метода занижения рез-та и сокращения времени – различия еще резче проявляются. Реактивная гипотеза – высокотревожные обладают лишь сильной предрасположенностью к тревожности, они ведут себя как более тревожные лишь в напряженных и угрожающих ситуациях. Трудная задача не сама по себе усиливает тревожность, а в связи с возможной неудачей – усиление ситуативной тревожности. Опросник Спилберга “Состояние и свойство тревожности”.

Корреляции между значениями Т-диспозиции и Т-состояния, но не является жесткой: при восприятии боли или физической угрозы нет разницы в Т-состоянии между тревожными и нетревожными. Также зависимость от того, насколько данная ситуация воспринимается как содержащая угрозу, что зависит от прошлого опыта.

    Высокотревожные
    Низкотревожные
    Задачи средней и низкой сложности
    Трудные задания
    Ориентированы на неуспех
    Ориентация на успех
    Плохо работают в условиях цейтнота и соревнования
    Соревнование мотивирует
    Высокие показатели сенсорной, эмоц чувств-ти
    Низкие показатели
    Истощаемость по отн к монотонии и стрессу
    Устойчивость
    Поддерживающая стратегия обучения
    Критическая стратегия

Фрустрация – негативное эмоциональное состояние, которое возникает при невозможности достичь поставленную цель. Ситуативна. Левин – понятие динамического поля. Оно выходит из равновесия – вектор желания. Тамара Дембо – исследование реакций на фрустрацию (цветок). Источник фрустрации – препятствие, барьер:

    ситуативный – круг на полу (внутренний барьер)
    внешний, социальный – принятие задачи, долг выполнить ее
    4 группы реакций на фрустрацию:
    агрессия – прямая, ситуативная или косвенная.

Сила агрессии зависит от интенсивности мотива, от достижимости объекта + гентика регрессия:

    эмоциональная (плач)
    инструментальная (повторение шаблонных способов поведения)

познавательная – избегание логики, переход от понятий к комплексам уход

    рационализация – попытка оправдать неуспех

замещение (позитивная реакция) – попытка заменить исходную ситуацию сходной по: содержанию

    степени субъективной трудности
    связанной с теми же людьми

фантазирование – попытка сделать внутренний барьер полупроницаемым (отрицание реальности)

    Общее представление о стрессе. Аффекты и их диагностика.

Стресс – приспособительный рефлекс организма (см. реферат- Селье). По Селье - это чисто физиологическое (биохимическое) событие в ситуации неизбежной опасности для жизни. 2 вида стресса:

    физиологический
    психологический

эмоциональная напряженность – сверхмотивация (разрушает деят-ть) операциональный стресс – уровень оптимальной напряженность, необходимый для поддержания деят-ти

    В современном понимании 3 фазы:
    Мобилизация
    Дестабилизация (умеренное нарушение деят-ти)
    Деструкция – разрушение псих. стр-р
    Истощение по Селье включает 2 и 3.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.