Рефераты. Психолого-педагогическое воздействие занятий по ОБЖ на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина

Психолого-педагогическое воздействие занятий по ОБЖ на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина

Министерство Образования Российской Федерации

Уральский Государственный Педагогический Университет

Иниститут Физической Культуры

Кафедра Безопасности Жизнедеятельности

Психолого-педагогическое воздействие занятий по ДП на воспитание

дисциплинированности и ответственности личности будущего воина

Выпускная квалификационная работа

Исполнитель: студент 5 курса

дневного отделения

Воробьев Н.С.

Руководитель: заведующий

кафедры БЖ

Репин Ю.В.

Допущен к защите

«___»________2004г.

Заведующий кафедры БЖ ______________

Екатеринбург, 2004г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..........................................................

..............................................3

Глава I. Психолого-педагогические аспекты процесса

воспитания

личности...............................................................

.................7

1. Воспитание как процесс целенаправленного формирования

и развития

личности........................................................

....7

2. Проблемы дисциплины в истории отечественной школы...20

1.3. Личность как субъект индивидуальной истории.........34

Глава II. Воспитание дисциплинированности и ответственности личности

будущего воина на занятиях по ДП...................................45

2.1. Современные требования по подготовке личности

будущего воина на занятиях по

ДП.....................................45

2.2. Воспитание дисциплинированности и ответственности

будущего защитника

Отечества...............................................55

2.3. Методы организации деятельности по воспитанию

дисциплинированности и ответственности личности будущего воина на

занятиях по ДП.........................................68

2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании

дисциплинированности и ответственности.....83

Заключение.................................................................

..............................88

Библиографический

указатель.............................................................89

Введение

Становление современной молодежи пришлось на годы реформ, период

социально-экономической, идеологической и культурной ломки, крушения

надежд и жизненных планов. Изменившиеся идеалы и ценности, усложнение

социальной структуры, идейный и нравственный плюрализм, безработица и

правовой беспредел, резкое обнищание 80% семей и платное образование – все

это сильно повлияло на социализацию молодежи и на ее готовность к

выполнению воинского долга.

Проблемы современного образования и воспитания подрастающего поколения

настолько глобальны, что практически любой аспект учебно-воспитательного

процесса является актуальным. Среди этого многообразия проблем мы в своей

работе рассматриваем вопрос о воспитании дисциплинированности и

ответственности будущего воина на занятиях по допризывной подготовке.

Патриотическое воспитание всегда было в центре внимания отечественной

науки и практики. В этом плане имеется достаточно большой опыт в проведении

данной работы. Однако практика показывает, что служба в рядах Российской

Армии не является священным долгом и почетной обязанностью для очень

большого числа молодых людей призывного возраста. Это свидетельствует либо

о негативном отношении к своей малой и большой Родине, либо о низком

качестве образования и воспитания, об утере тех духовных традициях, которые

характерных всем слоям населения, уважающих свою нацию, свое государство.

Любовь к Отечеству сегодня особенно актуализируется и рассматривается как

один из способов возрождения России. В этой связи следует вспомнить слова

К.Д.Ушинского, который утверждал, что как нет человека без самолюбия, так

нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает верный ключ к сердцу

человека и могущественную опору для борьбы с дурными природными, личными,

семейными и родовыми наклонностями. Это позволяет сделать вывод о том, что

в любом человеке, а формирующейся детской личности, тем более, потенциально

заложены возможности для воспитания патриотизма.

В основе патриотического воспитания заложены нравственные основы

личности, показателем которой могут выступать такие качества как

дисциплинированность и ответственность.

Таким образом, на практике назрело противоречие между потребностью

общества в достойных защитниках своего Отечества, с одной стороны, и

негативным отношением к воинской обязанности части молодежи, с другой

стороны, которое делает актуальной проблемой необходимость данной

подготовки. Это определило тему нашей выпускной квалификационной работы:

«Психолого-педагогическое воздействие занятий по ДП на воспитание

дисциплинированности и ответственности личности будущего воина».

Объект исследования – процесс обучения ОБЖ в общеобразовательном

учреждении.

Предмет исследования – воздействие занятий по ДП на воспитание

дисциплинированности и ответственности личности будущего воина.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально

проверить психолого-педагогическое воздействие занятий по ДП на воспитание

дисциплинированности и ответственности личности будущего воина.

В основу нашей работы положена следующая гипотеза: процесс воздействия

занятий по ДП на воспитание дисциплинированности и ответственности личности

будущего воина будет эффективным, если воспитание строится на основе

требований к уровню развития личности будущего защитника, теории и практики

рассматриваемых категорий:

- ориентации воспитания дисциплинированности и ответственности как

длительного и целенаправленного процесса на выработку потребности и

привычки собственного поведения в соответствии с принятыми нормами

в Вооруженных Силах России;

- взаимодействии и единстве взглядов педагогического коллектива,

родительской общественности и воспитательного пространства по

воспитанию дисциплинированности и ответственности допризывников;

- использовании разнообразных методов организации деятельности по

воспитанию дисциплинированности и ответственности допризывника.

Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие задачи

исследования:

1. Изучить состояние проблемы воспитания дисциплинированности и

ответственности личности будущего воина в педагогической теории и

практике.

2. Определить возможность ее разрешения на занятиях по ДП при

изучению ОБЖ в общеобразовательном учреждении.

Научная новизна заключается в том, что предлагаются методы и

приемы воспитания дисциплинированности и ответственности личности будущего

воина на занятиях по ДП в новых условиях функционирования

общеобразовательного учреждения.

Теоретическая и практическая значимость состоит в том, что процесс

воздействия занятий по ДП на воспитание дисциплинированности и

ответственности личности будущего воина рассматривается как привитие

привычки, потребности и нормы поведения данных качеств личности в процессе

усвоения содержания образования по ОБЖ. Данные результаты могут быть

использованы учителями ОБЖ

Методы и теоретические основы исследования определялись необходимостью

решения теоретических и практических проблем: теоретический анализ и синтез

философского, педагогического, психологического и методического знания по

проблеме исследования; эмпирические методы – беседа, интервьюирование,

анализ деятельности учителей-практиков по данной проблеме, наблюдения за

деятельностью учащихся с целью выявления уровня исследуемого явления.

Итогом использования данных методов выступили обобщение и систематизация

теоретических и практических результатов по теме выпускной квалификационной

работе.

База исследования – муниципальное общеобразовательное учреждение №11

г.Екатеринбурга.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической

и теоретической обоснованностью рассматриваемой проблемы и системным

подходом к ее разработке, привлечением большого теоретического материала и

его анализом. Результаты исследования обладают воспроизводимостью и

повторяемостью.

Глава I. Психолого-педагогические аспекты процесса

воспитания личности

1. Воспитание как процесс целенаправленного

формирования и развития личности

В научно-педагогической литературе сложилась неоднозначность в понимании

термина «воспитание», что проявляется в различных подходах к его

определении.

В одном случае считают, воспитание – это обретение молодежью опыта

старшего поколения и вообще всей накопленной культуры. Это чрезвычайно

расширенный смысл, поскольку имеется в виду влияние не только школы,

педагогов, но и среды, и других факторов развития личности

В другом случае воспитание рассматривается как целенаправленная

передача культурного опыта человечества и целенаправленное формирование

личности. Это более узкое понимание смысла воспитания, подразумевающего

только чисто педагогическую деятельность. Однако и оно не совсем конкретно,

так как сочетает и формирование личности («собственно воспитание»), и

педагогическую деятельность по передаче молодому поколению накопленных

знаний («образование и обучение»).

Наконец, в третьем варианте воспитание предстает как целенаправленное и

последовательное формирование качеств личности. Если хотят подчеркнуть

такой смысл слова, то говорят о воспитании в узком смысле слова, т.е. о

собственно воспитании или воспитательной работе.

В научной и практической деятельности ученые педагоги и педагоги

практики не всегда указывают, какой смысл придается тому или иному термину

и в результате происходит путаница при рассмотрении многих теоретических

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.