Однако полностью исключать соревнование из наиболее важной области
жизни и деятельности школьников было бы неправильно. Опыт показывает,
что использование соревнования в учебной работе оказывается возможным
и приносит очевидную пользу, если оно ведется за добросовестное
отношение к учению. В условия соревнования младших школьников,
например, вносятся такие обязательства: всегда выполнять домашнее
задание, работать прилежно, не иметь замечаний на уроке, иметь
опрятный внешний вид, опрятные школьные принадлежности, выполнять
школьный и домашний режим дня и т.д. В старших классах среди юношей
можно объявить соревнование на подтягивание и отжим, например, через
месяц, чтобы создать ситуацию самостоятельно позаниматься в домашних
условиях.
Соревнования бывают коллективными и индивидуальными, а по времени
действия различаются длительные и эпизодические.
В процессе организации и проведения соревнования необходимо
соблюдать принцип гласности, сравнимости результатов, педагогического
такта.
Соревнование как метод формирования дисциплинированности и
ответственности учителями ОБЖ используется очень широко как в процессе
теоретических занятий, так и на практических, особенно в период
военных сборов. Соревнование стимулирует чувство коллективизма,
активизации личности в целом. Примером может служить военизированная
эстафета, где царит дух товарищества, четкая слаженность в действиях,
а тем самым проявление ответственности и дисциплинированности.
При проведении праздника, посвященного «Дню Защитника Отечества»,
учащиеся самостоятельно готовили команде противника вопросы и задания
не только из программного материала, но и на общую эрудицию.
Поощрение
Поощрение – способ выражения общественной положительной оценки
поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Его
стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное
признание того образа действий, который избран и проводится учеником в
жизнь. Переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъем
энергии, уверенность в собственных силах.
Нельзя полагать, что одобрение и поощрение полезны всегда и
везде. Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно
заключает в себе оценку не только результата, но и мотива и способов
деятельности. Надо приучать детей ценить более всего сам факт
одобрения, а не его престижный вес. Плохо, если ученик ждет награды за
малейший успех. В поощрении особенно нуждаются дети несмелые,
неуверенные. К поощрениям чаще приходится прибегать в работе с
младшими школьниками и подростками, которые особенно чувствительны к
оценке их поступков и поведения в целом. Но лучше, если это будут
коллективные поощрения. Учителю необходимо одинаково заботиться о том,
чтобы не появились ученики захваленные и обойденные общественным
вниманием. Сила воспитательного влияния поощрения зависит от того,
насколько оно объективно и находит поддержку в общественном мнении
коллектива.
В последние годы все чаще возникает вопрос о соответствии между
выполненным делом мерой удовлетворенности поощрением. Часто не только
дети, но и взрослые, испытывают неудовлетворение от высказанного
поощрения учителем или руководителем. Если поощрение соответствует
ожидаемому удовлетворению личности, то оно стимулирует закрепление
данных навыков деятельности и тем самым формирует сознательную
дисциплину и дисциплинированность, но если не возникает соответствия
между ними, то это может оказать самое негативное влияние на процесс
формирования дисциплинированности как качества личности. Это очень
серьезная проблема, психолого-педагогический и методический механизм
функционирования которой в полном объеме еще не изучен.
В практической деятельности учителя ОБЖ метод поощрения для
формирования ответственности и дисциплинированности можно применять
практически на каждом занятии, но при этом необходимо соблюдать меру
похвалы и ее целесообразность. Поощрение должно быть за весомые дела и
поступки. Так, учащийся самостоятельно подготовил доклад на тему:
«Личная дисциплинированность воина» и показа ее историческое,
социальное и нравственное значение со времен Александра Македонского
до наших дней заслуживает не просто отличной оценки, а самой серьезной
похвалы перед учащимися класса и даже сообщение родителям данного
ученика о его успехах.
Наказание
Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво и
неоднозначно. В значительной мере под влиянием свободного воспитания в
первые годы работы советской школы наказания вообще были запрещены.
Обосновывая правомерность наказания как одного из методов воспитания,
А.С.Макаренко писал: «Разумная система наказания не только законна, но
и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому
характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю,
человеческое достоинство, уменье сопротивляться соблазнам и
преодолевать их» [17, С.399].
Наказание – это такое воздействие на личность школьника, которое
выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам
общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им.
Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и
чем он ошибается, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта,
стыда. А.С.Макаренко называл это состояние «выталкиванием из общих
рядов». Это состояние порождает у школьника потребность изменить свое
поведение. Но наказание ни в коем случае не должно причинять ребенку
страдания – ни физического, ни морального. В наказании нет
подавленности, а есть переживание отчужденности от коллектива, хотя бы
временного и небольшого.
Может применяться такая форма наказания, как изменение отношения
к воспитаннику со стороны учителя или классного коллектива. Умелое
применение наказаний требует от учителя педагогического такта и
определенного мастерства.
Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин и условий,
породивших тот или иной поступок. В тех случаях, когда ученик нарушил
правила поведения необдуманно, случайно, можно ограничиться беседой
или простым упреком. Наказание приносит успех, когда оно согласуется с
общественным мнением коллектива. Педагог поступит неправильно, если
будет наказывать по подозрению. По возможности надо избегать
коллективных наказаний, поскольку они могут привести к объединению
учащихся, нарушающих общественный порядок и дисциплину.
Воспитание по своему определению не стремится к угнетению,
принуждению, к прагматическому, безудержному, по искусственно
завышенным стандартам потребительству. Его цель – сформировать
свободную, ответственную, дисциплинированную личность. Исходя из
молчаливого признания несовершенств реального человека, любых
общественных отношений, воспитание готовит ребенка к преобразованию
самого себя, к достижению духовного и физического совершенства, а не
к ролевому, конформистному прозябанию в мещанско-обывательской рутине.
Воспитание в отличие от внешнего приспособления к данному
социуму, есть формирование средствами ненасилия, в сочетании с
предопределенными законами природы и социума педагогически
целесообразным, принудительным воздействием, духовного «ядра»
личности, ее нравственной свободы. Воспитание направлено на развитие
личности, способной в негативных социальных условиях и экстремальных
ситуациях быть самим собой, оставаться инакомыслящей, готовой к
самостоятельным ответственным решениям и действиям. «Только воспитание
как вечный, объективный, изначально присущий обществу механизм
передачи подрастающим поколениям опыта общественной жизни, а отнюдь не
социализация, представляющая собой субъективное изобретение
охранителей социального расслоения, готовит личность к борьбе с
валюнтаристским политическим, нравственным, социальным, эстетическим
насилием» - писал Б.Т.Лихачев [11, С.59].
Наказание как метод очень «тонкий» инструмент в руках учителя.
Следует на практике в период посещения воинской части обсудить данный
вопрос с военнослужащими. Наказание должно быть, ибо в противном
случае начнет проявляться безответственность, вседозволенность, не
соблюдение воинской дисциплины. Какими могут быть последствия
уснувшего дневального, часового на посту и т. д.
2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки
в воспитании дисциплинированности и ответственности
Управляемость целостного педагогического процесса невозможна без
обратной связи, которая несет характеристику его результативности.
Выполнить эту функцию помогают методы контроля, самоконтроля и
самооценки в воспитании.
Чтобы оценить эффективность воспитательного процесса по
формированию дисциплинированности учащихся, необходимо изучать
деятельность и поведение воспитуемых. О людях судят прежде всего по их
действиям.
О показателях воспитанности и в том числе дисциплинированности
школьников можно судить по степени их участи во всех основных видах
деятельности, соответствующей их возрасту: игровой, учебной, трудовой,
общественной и др. – и результатам этого участия.
Важным показателем воспитанности школьников являются общение и
отношения в коллективе, со сверстниками, старшими и др. Характер
общения и поведения школьников во многом определяет результативность
воспитательных влияний на личность.
К показателям воспитанности личности необходимо отнести также ее
информированность, прежде всего в области морально-политической,
культурной, эстетической и др.
Ни один из этих показателей не может рассматриваться сам по себе,
так как нельзя разделить сознание, действия и поведение, общение
личности. Всякое подразделение их носит условный характер и
применяется лишь в целях более детального и поэлементного изучения
общего уровня дисциплинированности и воспитанности учеников. То же
самое надо сказать и об условности выделения соответствующих методов
воспитания и оценки эффективности.
Общий анализ педагогического процесса складывается из оценки его
результативного компонента и процессуального, отражающего характер
протекания процесса. Необходимо оценивать действия самих воспитателей,
правильность их подхода к ученикам, характер утверждаемого или стиля
общения, взаимодействия, их влияния на развитие инициативы и
самодеятельности учащихся. Рассмотрение в единстве результативных и
процессуальных показателей делает изучение воспитания объективным.
К основным методам контроля относятся: педагогическое наблюдение
за учениками, беседы, направленные на выявление воспитанности, опросы
(анкетные, устные и пр.), анализ результатов деятельности, выполнение
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16