Рефераты. Психолого-педагогическое воздействие занятий по ОБЖ на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина

Однако полностью исключать соревнование из наиболее важной области

жизни и деятельности школьников было бы неправильно. Опыт показывает,

что использование соревнования в учебной работе оказывается возможным

и приносит очевидную пользу, если оно ведется за добросовестное

отношение к учению. В условия соревнования младших школьников,

например, вносятся такие обязательства: всегда выполнять домашнее

задание, работать прилежно, не иметь замечаний на уроке, иметь

опрятный внешний вид, опрятные школьные принадлежности, выполнять

школьный и домашний режим дня и т.д. В старших классах среди юношей

можно объявить соревнование на подтягивание и отжим, например, через

месяц, чтобы создать ситуацию самостоятельно позаниматься в домашних

условиях.

Соревнования бывают коллективными и индивидуальными, а по времени

действия различаются длительные и эпизодические.

В процессе организации и проведения соревнования необходимо

соблюдать принцип гласности, сравнимости результатов, педагогического

такта.

Соревнование как метод формирования дисциплинированности и

ответственности учителями ОБЖ используется очень широко как в процессе

теоретических занятий, так и на практических, особенно в период

военных сборов. Соревнование стимулирует чувство коллективизма,

активизации личности в целом. Примером может служить военизированная

эстафета, где царит дух товарищества, четкая слаженность в действиях,

а тем самым проявление ответственности и дисциплинированности.

При проведении праздника, посвященного «Дню Защитника Отечества»,

учащиеся самостоятельно готовили команде противника вопросы и задания

не только из программного материала, но и на общую эрудицию.

Поощрение

Поощрение – способ выражения общественной положительной оценки

поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Его

стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное

признание того образа действий, который избран и проводится учеником в

жизнь. Переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъем

энергии, уверенность в собственных силах.

Нельзя полагать, что одобрение и поощрение полезны всегда и

везде. Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно

заключает в себе оценку не только результата, но и мотива и способов

деятельности. Надо приучать детей ценить более всего сам факт

одобрения, а не его престижный вес. Плохо, если ученик ждет награды за

малейший успех. В поощрении особенно нуждаются дети несмелые,

неуверенные. К поощрениям чаще приходится прибегать в работе с

младшими школьниками и подростками, которые особенно чувствительны к

оценке их поступков и поведения в целом. Но лучше, если это будут

коллективные поощрения. Учителю необходимо одинаково заботиться о том,

чтобы не появились ученики захваленные и обойденные общественным

вниманием. Сила воспитательного влияния поощрения зависит от того,

насколько оно объективно и находит поддержку в общественном мнении

коллектива.

В последние годы все чаще возникает вопрос о соответствии между

выполненным делом мерой удовлетворенности поощрением. Часто не только

дети, но и взрослые, испытывают неудовлетворение от высказанного

поощрения учителем или руководителем. Если поощрение соответствует

ожидаемому удовлетворению личности, то оно стимулирует закрепление

данных навыков деятельности и тем самым формирует сознательную

дисциплину и дисциплинированность, но если не возникает соответствия

между ними, то это может оказать самое негативное влияние на процесс

формирования дисциплинированности как качества личности. Это очень

серьезная проблема, психолого-педагогический и методический механизм

функционирования которой в полном объеме еще не изучен.

В практической деятельности учителя ОБЖ метод поощрения для

формирования ответственности и дисциплинированности можно применять

практически на каждом занятии, но при этом необходимо соблюдать меру

похвалы и ее целесообразность. Поощрение должно быть за весомые дела и

поступки. Так, учащийся самостоятельно подготовил доклад на тему:

«Личная дисциплинированность воина» и показа ее историческое,

социальное и нравственное значение со времен Александра Македонского

до наших дней заслуживает не просто отличной оценки, а самой серьезной

похвалы перед учащимися класса и даже сообщение родителям данного

ученика о его успехах.

Наказание

Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво и

неоднозначно. В значительной мере под влиянием свободного воспитания в

первые годы работы советской школы наказания вообще были запрещены.

Обосновывая правомерность наказания как одного из методов воспитания,

А.С.Макаренко писал: «Разумная система наказания не только законна, но

и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому

характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю,

человеческое достоинство, уменье сопротивляться соблазнам и

преодолевать их» [17, С.399].

Наказание – это такое воздействие на личность школьника, которое

выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам

общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им.

Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и

чем он ошибается, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта,

стыда. А.С.Макаренко называл это состояние «выталкиванием из общих

рядов». Это состояние порождает у школьника потребность изменить свое

поведение. Но наказание ни в коем случае не должно причинять ребенку

страдания – ни физического, ни морального. В наказании нет

подавленности, а есть переживание отчужденности от коллектива, хотя бы

временного и небольшого.

Может применяться такая форма наказания, как изменение отношения

к воспитаннику со стороны учителя или классного коллектива. Умелое

применение наказаний требует от учителя педагогического такта и

определенного мастерства.

Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин и условий,

породивших тот или иной поступок. В тех случаях, когда ученик нарушил

правила поведения необдуманно, случайно, можно ограничиться беседой

или простым упреком. Наказание приносит успех, когда оно согласуется с

общественным мнением коллектива. Педагог поступит неправильно, если

будет наказывать по подозрению. По возможности надо избегать

коллективных наказаний, поскольку они могут привести к объединению

учащихся, нарушающих общественный порядок и дисциплину.

Воспитание по своему определению не стремится к угнетению,

принуждению, к прагматическому, безудержному, по искусственно

завышенным стандартам потребительству. Его цель – сформировать

свободную, ответственную, дисциплинированную личность. Исходя из

молчаливого признания несовершенств реального человека, любых

общественных отношений, воспитание готовит ребенка к преобразованию

самого себя, к достижению духовного и физического совершенства, а не

к ролевому, конформистному прозябанию в мещанско-обывательской рутине.

Воспитание в отличие от внешнего приспособления к данному

социуму, есть формирование средствами ненасилия, в сочетании с

предопределенными законами природы и социума педагогически

целесообразным, принудительным воздействием, духовного «ядра»

личности, ее нравственной свободы. Воспитание направлено на развитие

личности, способной в негативных социальных условиях и экстремальных

ситуациях быть самим собой, оставаться инакомыслящей, готовой к

самостоятельным ответственным решениям и действиям. «Только воспитание

как вечный, объективный, изначально присущий обществу механизм

передачи подрастающим поколениям опыта общественной жизни, а отнюдь не

социализация, представляющая собой субъективное изобретение

охранителей социального расслоения, готовит личность к борьбе с

валюнтаристским политическим, нравственным, социальным, эстетическим

насилием» - писал Б.Т.Лихачев [11, С.59].

Наказание как метод очень «тонкий» инструмент в руках учителя.

Следует на практике в период посещения воинской части обсудить данный

вопрос с военнослужащими. Наказание должно быть, ибо в противном

случае начнет проявляться безответственность, вседозволенность, не

соблюдение воинской дисциплины. Какими могут быть последствия

уснувшего дневального, часового на посту и т. д.

2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки

в воспитании дисциплинированности и ответственности

Управляемость целостного педагогического процесса невозможна без

обратной связи, которая несет характеристику его результативности.

Выполнить эту функцию помогают методы контроля, самоконтроля и

самооценки в воспитании.

Чтобы оценить эффективность воспитательного процесса по

формированию дисциплинированности учащихся, необходимо изучать

деятельность и поведение воспитуемых. О людях судят прежде всего по их

действиям.

О показателях воспитанности и в том числе дисциплинированности

школьников можно судить по степени их участи во всех основных видах

деятельности, соответствующей их возрасту: игровой, учебной, трудовой,

общественной и др. – и результатам этого участия.

Важным показателем воспитанности школьников являются общение и

отношения в коллективе, со сверстниками, старшими и др. Характер

общения и поведения школьников во многом определяет результативность

воспитательных влияний на личность.

К показателям воспитанности личности необходимо отнести также ее

информированность, прежде всего в области морально-политической,

культурной, эстетической и др.

Ни один из этих показателей не может рассматриваться сам по себе,

так как нельзя разделить сознание, действия и поведение, общение

личности. Всякое подразделение их носит условный характер и

применяется лишь в целях более детального и поэлементного изучения

общего уровня дисциплинированности и воспитанности учеников. То же

самое надо сказать и об условности выделения соответствующих методов

воспитания и оценки эффективности.

Общий анализ педагогического процесса складывается из оценки его

результативного компонента и процессуального, отражающего характер

протекания процесса. Необходимо оценивать действия самих воспитателей,

правильность их подхода к ученикам, характер утверждаемого или стиля

общения, взаимодействия, их влияния на развитие инициативы и

самодеятельности учащихся. Рассмотрение в единстве результативных и

процессуальных показателей делает изучение воспитания объективным.

К основным методам контроля относятся: педагогическое наблюдение

за учениками, беседы, направленные на выявление воспитанности, опросы

(анкетные, устные и пр.), анализ результатов деятельности, выполнение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.