Рефераты. Психолого-педагогическое воздействие занятий по ОБЖ на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина

поручений, создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.

Охарактеризуем данные методы. Педагогическое наблюдение

характеризуется непосредственным восприятием деятельности, общения,

поведения личности в целостности и динамике их изменения. Различают

разнообразные виды наблюдения – непосредственное, открытое и скрытое,

непрерывное и дискретное, монографическое и узкое и пр.

Чтобы успешно использовать наблюдение для изучения

дисциплинированности и ответственности личности, надо вести его с

конкретной целью, владеть программой изучения личности, признаками и

критериями оценки ее воспитанности вообще и дисциплинированности и

ответственности в частности.

Наблюдения должны носить систематический характер. Важно хорошо

продумать систему фиксации наблюдаемых фактов (записи в дневник

наблюдений, в карту наблюдений и др.).

Беседы с воспитанниками помогают педагогам выяснить степень

информированности учащихся в области идейно-нравственных проблем, норм

и правил поведения, выяснить причины отклонения от выполнения этих

норм, когда они наблюдаются. Одновременно учитель фиксирует мнения,

высказывания учеников, чтобы оценить и качество своих воспитательных

влияний, отношение детей друг к другу, их симпатии, антипатии и т.п.

Так в процессе теоретических занятий учитель фиксирует отношение

учащихся к выполнению домашнего задания, выполнению обязанностей

дежурного, отношение к выполнению творческих индивидуальных заданий.

Аналогично, в период весенних полевых сборов ведется фиксация фактов

соблюдения дисциплинированности и ответственности учащихся. По

результатам наблюдений можно вести конкретную воспитательную работу с

учеником с целью выявления причин данных отклонений от норм

поведения. Причиной таких явлений может служить формальное усвоение

темы «Права и обязанности военнослужащих», не знание содержания

общевойсковых уставов и т.п.

Все чаще в классных коллективах применяются психологические

опросники, которые выявляют характер отношений между членами

коллектива, товарищеские привязанности или, наоборот, негативные

отношения к тем или иным членам его. Такие опросники позволяют

своевременно выявить возникающие противоречия и принимать меры по их

быстрому и умелому разрешению.

Для изучения результатов общественной деятельности учащихся

необходимо проводить беседы и опросы не только их самих, но и членов

классного коллектива.

О результативности воспитания сознательной дисциплины

свидетельствуют такие показатели как: сформированность мировоззрения,

усвоение норм морали, соблюдение законов, а также Правил для учащихся,

общественная активность, инициативность, самостоятельность, умение

оценит события, происходящие в нашей стране и за рубежом.

Научно обоснованного, однозначного подхода к определению уровня

сформированности у личности такого интергативного качества как

дисциплинированность и ответственность на сегодня нет. Данную проблему

ученые совместно с передовой частью учительства решают в рамках оценки

уровня воспитанности ученика. При этом следует определиться, что

понимать под воспитанностью ученика, по каким показателям можно оценит

уровень его воспитанности. Ученые считают, что уровень воспитанности

выражает степень сформированности у школьника в соответствии с его

возрастными возможностями важнейших качеств личности – показателей

воспитанности, каждый из которых оценивается по уровню

сформированности: высокий, средний или низкий.

Общая оценка воспитанности ученика выводится на основе отдельных

показателей воспитанности. При этом, если какая-то сторона поведения

ученика получила резко отрицательную оценку как не соответствующая

нормам нравственности, правилам поведения в обществе или у ученика

были обнаружены дурные привычки (курение, пьянство, противоправные

поступки и др.), то независимо от других оценок общая оценка его

воспитанности должна быть низкой.

Л.М.Фридман предлагает следующие показатели воспитанности

ученика [37, С.64]:

1.Поведение в семье: проявляет ли интерес к делам семьи, к ее

проблемам, переживает ли совместно с другими ее членами невзгоды и

радости, учится ли старательно полному самообслуживанию, выполняет ли

задания старших, проявляет ли заботу о младших и старших членах семьи,

правильно ли реагирует на замечания, вежлив ли в общении со своими

членами семьи.

2. Поведение в школе: внимательность на уроках, старательность

в выполнении заданий учителей, трудолюбие и аккуратность в учебной

работе, разумное отношение к успехам и неудачам в учении, проявление

чувства ответственности за порученные общественные дела, бережное

отношение к собственному и школьному имуществу, дисциплинированное

поведение на переменах.

3. Отношение к старшим: вежливость в общении, послушание в выполнении

заданий, оказание посильной помощи нуждающимся в ней, вежливое

обращение к старшим при встрече и прощании.

4. Отношение к сверстникам: активное участие в совместной

деятельности и играх, стремление поделиться своими радостями и

огорчениями с товарищами, готовность бескорыстно помогать

товарищам, стремление не подвести своих товарищей, класс.

5. Поведение на улице и в общественных местах: соблюдение правил

дорожного движения, сохранение природы, соблюдение чистоты и

порядка в общественных местах, в транспорте, на улице.

6. Отношение к самому себе: аккуратность и бережливость в одежде,

обуви; соблюдение правил личной гигиены, выполнение режима дня и

утренней зарядки; самокритичность в оценке своего поведения и

отдельных поступков; правдивость, честность, принципиальность.

Эти показатели уточнены и конкретизированы для каждой возрастной

группы учащихся. Процедура оценивания состояла из следующих этапов.

Воспитатели (классные руководители) попросили родителей каждого

ученика заполнить и прислать или принести в школу следующую анкету с

вопросами:

1. Какие положительные качества характерны для вашего сына?

2. Какие отрицательные вы заметили?

3. Какие качества личности вы стараетесь воспитать у вашего

ребенка и на сколько это вам удается выполнить?

4. Имеет ли ваш ребенок постоянную обязанность по дому и как он

ее выполняет?

5. Как он относится к другим членам семьи, оказывает ли он им

нужную помощь, сочувствие, защиту?

6. Принимает ли активное участие в делах семьи, в семейных

праздниках, какую инициативу он проявляет при этом?

Использование данных показателей уровень воспитанности

исследуемых качеств можно достаточно точно спрогнозировать и тем самым

содержанием учебного материала ОБЖ в процессе теоретической и

практической подготовки будущих воинов успешно сформировать и развить.

Заключение

Проблема воспитания подрастающей личности в теории и практике

всегда была актуальной. На ее решение оказывали и оказывают самые

разнообразные факторы: экономические, социально-политические,

материальные и т.д.

В своей квалификационной работе мы попытались решить данную

проблему содержанием учебного предмета ОБЖ в той ее части, которая

посвящена основам подготовки к военной службе. Рассмотрев вопрос о

воспитании дисциплинированности и ответственности в отечественной

школы мы выделили методы их воспитания: приучение, упражнение,

создание воспитывающей ситуации, стимулирования поведения и

деятельности, соревнование, поощрение и наказание. Общение с учителями

ОБЖ, с классными руководителями и учителями-предметниками, а также с

учащимися и целенаправленное наблюдение за их учебной деятельностью в

школе и беседы с родителями о их мнении об уровне ответственности и

дисциплинированности ребенка позволили нам сделать следующий вывод.

Проблема формирования дисциплинированности и ответственности у

будущих воинов своими корнями уходит в семейное воспитание. Мы

считаем, что деятельность учителей школы под руководством учителя ОБЖ

совместно с родительской общественностью класса и школы, а также

воспитательное пространство района способны данную проблему решить.

Библиографический указатель.

1. Акулкин Э.В., Соловьев В.М. Расширять знания школьников о

сознательной дисциплине //Советская педагогика № 2. 1985. С.19-

24.

2. Андрианов А.Е. Воспитание сознательной дисциплины у младших

школьников //Советская педагогика. 1940. №11-12. С. 94.

3. Безрукова В.С. Педагогика. Екатеринбург, 1993. С.273

4. БеспалькоВ.П. Психологические парадоксы образования //Педагогика

№ 5 2000. С. 15- 16.

5. Блонский П.П. О наказаниях //На путях к новой школе. 1924. № 1.

С. 61.

6. Брюнелли Е.Л. О воспитании сознательной дисциплины у учащихся

//Коммунистическое просвещение. 1935. № 2. С. 73-74.

7. Виноградова Н.Д. Привычка – основа нравственного воспитания

//Педагогика № 5. 1997. С. 91-96.

8. Гликман И.З. Воспитание или формирование //Педагогика № 5, 2000.

С. 22

9. Крупская Н.К. Пед. соч.: В 6 т. Т.6. М., 1979. С.377

10. Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 27. С. 241

11. Лихачев Б.Т. Педагогика противления злу насилием //Педагогика, №

4. 1998. С. 20

12. Лихачев Б.Т. Проблема целостности в воспитании //Советская

педагогика № 5. 1986. С.59

13. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М., 1976. С. 270.

14. Макаренко А.С. Воля, мужество, целеустремленность //Соч. – М.,

1958. Т. V. - С. 424-425.

15. Макаренко А.С. О «взрыве» //Соч. – М., 1958. Т. V. - С. 507.

15а. Макаренко А.С. Художественная литература о воспитании детей

//Соч. – М., Т V. – С.363.

Макаренко А.С. О коммунистической этике //Соч. – М., 1958. Т. V. -

С. 435-436.

16. Макаренко А.С. Проблемы воспитания в советской школе //Соч. –

М., 1958. – Т. V .- С. 398.

17. Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. Т. 5. М., 1958. С. 284.

18. Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. Т.4.М., 1951. С.22

20. Муравский А. Как относиться к вам, дети? Больной вопрос //Народное

просвещение. 1928. № 7. С. 117.

19. Народный учитель. 1928. № 1, 2

20. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов /Под ред.

Чл.-корр. АП СССР Н.Ю.Шведовой. – 18-е изд., стереотип.- М.:

Рус. Яз., 1986, 797 с.

21. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл.: Учебник для

общеобразоват. учреждений /В. В. Марков, В. Н. Латчук, С. К.

Миронов, С. Н. Вангородский. – 4-е изд., испр. – М.: Дрофа,

2003. – 288 с.: ил.

22. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 кл.: Учебник для

общеобразоват. учреждений /В. В. Марков, В. Н. Латчук, С. К.

Миронов, С. Н. Вангородский. – 4-е изд., испр. – М.: Дрофа,

2003. – 288 с.: ил.

23. Педагогика: Курс лекций. М., 1966.

24. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1998. С.9

25. Программно-методические материалы: Основы безопасности

жизнедеятельности / Сост. Б.И.Мишин. – 2-е изд. – М.: Дрофа,

1999. – 128 с.

26. Родионов В. К вопросу о нормах поведения школьников //Народный

учитель. 1929. № 1. С. 49.

27. Родионов В. К вопросу о нормах поведения школьников //Народный

учитель. 1929. № 1. С. 49.

28. Середа В.З., Денисов М.Н. К вопросу о мерах поднятия

успеваемости и дисциплины //Просвещение на транспорте. 1927. № 4-

5, С. 82.

29. Сухомлинский В.А. О воспитании. – 2-е изд. – М., 1975. – С.14.

30. Тарасов В. Дисциплина и среда //На путях к новой школе. 1926. №

5-6. С. 13.

31. Топорков И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для

учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.:

«Просвещение» при участии издательства «Покровка», 1996. – 125

с.: ил.

32. Ушинский К.Д Материалы к III тому «Педагогической антропологии»

//Собр. Соч. – М., 1950. – Т.10. – С. 390-391.

33. Ушинский К.Д. Изб. пед. соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1974. С. 274

Философский словарь. – М.:Политиздат. 1972. - 469 с.

34. Фридман Л. М. Опыт оценки воспитанности учащихся //Педагогика №

4. 1997. С.64

35. Цейтлин А. Вопросы дисциплины в детучреждениях в связи

психологическими особенностями ребенка //Просвещение на

транспорте. 1927. № 1 . С. 201.

36. Цейтлин А. Вопросы дисциплины в педучреждениях в связи

педологическими особенностями ребенка //Просвещение на

транспорте. 1927. № 2 . С. 20.

37. Шамахов Ф. Правильная организация педагогического процесса как

путь укрепления сознательной дисциплины в школе //Просвещение

Сибири. 1933. № 3-4. С.70.

38. Шацкий С.Т. Кто виноват? //На путях к новой школе. 1928. № 4. С.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.