поручений, создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.
Охарактеризуем данные методы. Педагогическое наблюдение
характеризуется непосредственным восприятием деятельности, общения,
поведения личности в целостности и динамике их изменения. Различают
разнообразные виды наблюдения – непосредственное, открытое и скрытое,
непрерывное и дискретное, монографическое и узкое и пр.
Чтобы успешно использовать наблюдение для изучения
дисциплинированности и ответственности личности, надо вести его с
конкретной целью, владеть программой изучения личности, признаками и
критериями оценки ее воспитанности вообще и дисциплинированности и
ответственности в частности.
Наблюдения должны носить систематический характер. Важно хорошо
продумать систему фиксации наблюдаемых фактов (записи в дневник
наблюдений, в карту наблюдений и др.).
Беседы с воспитанниками помогают педагогам выяснить степень
информированности учащихся в области идейно-нравственных проблем, норм
и правил поведения, выяснить причины отклонения от выполнения этих
норм, когда они наблюдаются. Одновременно учитель фиксирует мнения,
высказывания учеников, чтобы оценить и качество своих воспитательных
влияний, отношение детей друг к другу, их симпатии, антипатии и т.п.
Так в процессе теоретических занятий учитель фиксирует отношение
учащихся к выполнению домашнего задания, выполнению обязанностей
дежурного, отношение к выполнению творческих индивидуальных заданий.
Аналогично, в период весенних полевых сборов ведется фиксация фактов
соблюдения дисциплинированности и ответственности учащихся. По
результатам наблюдений можно вести конкретную воспитательную работу с
учеником с целью выявления причин данных отклонений от норм
поведения. Причиной таких явлений может служить формальное усвоение
темы «Права и обязанности военнослужащих», не знание содержания
общевойсковых уставов и т.п.
Все чаще в классных коллективах применяются психологические
опросники, которые выявляют характер отношений между членами
коллектива, товарищеские привязанности или, наоборот, негативные
отношения к тем или иным членам его. Такие опросники позволяют
своевременно выявить возникающие противоречия и принимать меры по их
быстрому и умелому разрешению.
Для изучения результатов общественной деятельности учащихся
необходимо проводить беседы и опросы не только их самих, но и членов
классного коллектива.
О результативности воспитания сознательной дисциплины
свидетельствуют такие показатели как: сформированность мировоззрения,
усвоение норм морали, соблюдение законов, а также Правил для учащихся,
общественная активность, инициативность, самостоятельность, умение
оценит события, происходящие в нашей стране и за рубежом.
Научно обоснованного, однозначного подхода к определению уровня
сформированности у личности такого интергативного качества как
дисциплинированность и ответственность на сегодня нет. Данную проблему
ученые совместно с передовой частью учительства решают в рамках оценки
уровня воспитанности ученика. При этом следует определиться, что
понимать под воспитанностью ученика, по каким показателям можно оценит
уровень его воспитанности. Ученые считают, что уровень воспитанности
выражает степень сформированности у школьника в соответствии с его
возрастными возможностями важнейших качеств личности – показателей
воспитанности, каждый из которых оценивается по уровню
сформированности: высокий, средний или низкий.
Общая оценка воспитанности ученика выводится на основе отдельных
показателей воспитанности. При этом, если какая-то сторона поведения
ученика получила резко отрицательную оценку как не соответствующая
нормам нравственности, правилам поведения в обществе или у ученика
были обнаружены дурные привычки (курение, пьянство, противоправные
поступки и др.), то независимо от других оценок общая оценка его
воспитанности должна быть низкой.
Л.М.Фридман предлагает следующие показатели воспитанности
ученика [37, С.64]:
1.Поведение в семье: проявляет ли интерес к делам семьи, к ее
проблемам, переживает ли совместно с другими ее членами невзгоды и
радости, учится ли старательно полному самообслуживанию, выполняет ли
задания старших, проявляет ли заботу о младших и старших членах семьи,
правильно ли реагирует на замечания, вежлив ли в общении со своими
членами семьи.
2. Поведение в школе: внимательность на уроках, старательность
в выполнении заданий учителей, трудолюбие и аккуратность в учебной
работе, разумное отношение к успехам и неудачам в учении, проявление
чувства ответственности за порученные общественные дела, бережное
отношение к собственному и школьному имуществу, дисциплинированное
поведение на переменах.
3. Отношение к старшим: вежливость в общении, послушание в выполнении
заданий, оказание посильной помощи нуждающимся в ней, вежливое
обращение к старшим при встрече и прощании.
4. Отношение к сверстникам: активное участие в совместной
деятельности и играх, стремление поделиться своими радостями и
огорчениями с товарищами, готовность бескорыстно помогать
товарищам, стремление не подвести своих товарищей, класс.
5. Поведение на улице и в общественных местах: соблюдение правил
дорожного движения, сохранение природы, соблюдение чистоты и
порядка в общественных местах, в транспорте, на улице.
6. Отношение к самому себе: аккуратность и бережливость в одежде,
обуви; соблюдение правил личной гигиены, выполнение режима дня и
утренней зарядки; самокритичность в оценке своего поведения и
отдельных поступков; правдивость, честность, принципиальность.
Эти показатели уточнены и конкретизированы для каждой возрастной
группы учащихся. Процедура оценивания состояла из следующих этапов.
Воспитатели (классные руководители) попросили родителей каждого
ученика заполнить и прислать или принести в школу следующую анкету с
вопросами:
1. Какие положительные качества характерны для вашего сына?
2. Какие отрицательные вы заметили?
3. Какие качества личности вы стараетесь воспитать у вашего
ребенка и на сколько это вам удается выполнить?
4. Имеет ли ваш ребенок постоянную обязанность по дому и как он
ее выполняет?
5. Как он относится к другим членам семьи, оказывает ли он им
нужную помощь, сочувствие, защиту?
6. Принимает ли активное участие в делах семьи, в семейных
праздниках, какую инициативу он проявляет при этом?
Использование данных показателей уровень воспитанности
исследуемых качеств можно достаточно точно спрогнозировать и тем самым
содержанием учебного материала ОБЖ в процессе теоретической и
практической подготовки будущих воинов успешно сформировать и развить.
Заключение
Проблема воспитания подрастающей личности в теории и практике
всегда была актуальной. На ее решение оказывали и оказывают самые
разнообразные факторы: экономические, социально-политические,
материальные и т.д.
В своей квалификационной работе мы попытались решить данную
проблему содержанием учебного предмета ОБЖ в той ее части, которая
посвящена основам подготовки к военной службе. Рассмотрев вопрос о
воспитании дисциплинированности и ответственности в отечественной
школы мы выделили методы их воспитания: приучение, упражнение,
создание воспитывающей ситуации, стимулирования поведения и
деятельности, соревнование, поощрение и наказание. Общение с учителями
ОБЖ, с классными руководителями и учителями-предметниками, а также с
учащимися и целенаправленное наблюдение за их учебной деятельностью в
школе и беседы с родителями о их мнении об уровне ответственности и
дисциплинированности ребенка позволили нам сделать следующий вывод.
Проблема формирования дисциплинированности и ответственности у
будущих воинов своими корнями уходит в семейное воспитание. Мы
считаем, что деятельность учителей школы под руководством учителя ОБЖ
совместно с родительской общественностью класса и школы, а также
воспитательное пространство района способны данную проблему решить.
Библиографический указатель.
1. Акулкин Э.В., Соловьев В.М. Расширять знания школьников о
сознательной дисциплине //Советская педагогика № 2. 1985. С.19-
24.
2. Андрианов А.Е. Воспитание сознательной дисциплины у младших
школьников //Советская педагогика. 1940. №11-12. С. 94.
3. Безрукова В.С. Педагогика. Екатеринбург, 1993. С.273
4. БеспалькоВ.П. Психологические парадоксы образования //Педагогика
№ 5 2000. С. 15- 16.
5. Блонский П.П. О наказаниях //На путях к новой школе. 1924. № 1.
С. 61.
6. Брюнелли Е.Л. О воспитании сознательной дисциплины у учащихся
//Коммунистическое просвещение. 1935. № 2. С. 73-74.
7. Виноградова Н.Д. Привычка – основа нравственного воспитания
//Педагогика № 5. 1997. С. 91-96.
8. Гликман И.З. Воспитание или формирование //Педагогика № 5, 2000.
С. 22
9. Крупская Н.К. Пед. соч.: В 6 т. Т.6. М., 1979. С.377
10. Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 27. С. 241
11. Лихачев Б.Т. Педагогика противления злу насилием //Педагогика, №
4. 1998. С. 20
12. Лихачев Б.Т. Проблема целостности в воспитании //Советская
педагогика № 5. 1986. С.59
13. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М., 1976. С. 270.
14. Макаренко А.С. Воля, мужество, целеустремленность //Соч. – М.,
1958. Т. V. - С. 424-425.
15. Макаренко А.С. О «взрыве» //Соч. – М., 1958. Т. V. - С. 507.
15а. Макаренко А.С. Художественная литература о воспитании детей
//Соч. – М., Т V. – С.363.
Макаренко А.С. О коммунистической этике //Соч. – М., 1958. Т. V. -
С. 435-436.
16. Макаренко А.С. Проблемы воспитания в советской школе //Соч. –
М., 1958. – Т. V .- С. 398.
17. Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. Т. 5. М., 1958. С. 284.
18. Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. Т.4.М., 1951. С.22
20. Муравский А. Как относиться к вам, дети? Больной вопрос //Народное
просвещение. 1928. № 7. С. 117.
19. Народный учитель. 1928. № 1, 2
20. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов /Под ред.
Чл.-корр. АП СССР Н.Ю.Шведовой. – 18-е изд., стереотип.- М.:
Рус. Яз., 1986, 797 с.
21. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл.: Учебник для
общеобразоват. учреждений /В. В. Марков, В. Н. Латчук, С. К.
Миронов, С. Н. Вангородский. – 4-е изд., испр. – М.: Дрофа,
2003. – 288 с.: ил.
22. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 кл.: Учебник для
23. Педагогика: Курс лекций. М., 1966.
24. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1998. С.9
25. Программно-методические материалы: Основы безопасности
жизнедеятельности / Сост. Б.И.Мишин. – 2-е изд. – М.: Дрофа,
1999. – 128 с.
26. Родионов В. К вопросу о нормах поведения школьников //Народный
учитель. 1929. № 1. С. 49.
27. Родионов В. К вопросу о нормах поведения школьников //Народный
28. Середа В.З., Денисов М.Н. К вопросу о мерах поднятия
успеваемости и дисциплины //Просвещение на транспорте. 1927. № 4-
5, С. 82.
29. Сухомлинский В.А. О воспитании. – 2-е изд. – М., 1975. – С.14.
30. Тарасов В. Дисциплина и среда //На путях к новой школе. 1926. №
5-6. С. 13.
31. Топорков И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для
учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.:
«Просвещение» при участии издательства «Покровка», 1996. – 125
с.: ил.
32. Ушинский К.Д Материалы к III тому «Педагогической антропологии»
//Собр. Соч. – М., 1950. – Т.10. – С. 390-391.
33. Ушинский К.Д. Изб. пед. соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1974. С. 274
Философский словарь. – М.:Политиздат. 1972. - 469 с.
34. Фридман Л. М. Опыт оценки воспитанности учащихся //Педагогика №
4. 1997. С.64
35. Цейтлин А. Вопросы дисциплины в детучреждениях в связи
психологическими особенностями ребенка //Просвещение на
транспорте. 1927. № 1 . С. 201.
36. Цейтлин А. Вопросы дисциплины в педучреждениях в связи
педологическими особенностями ребенка //Просвещение на
транспорте. 1927. № 2 . С. 20.
37. Шамахов Ф. Правильная организация педагогического процесса как
путь укрепления сознательной дисциплины в школе //Просвещение
Сибири. 1933. № 3-4. С.70.
38. Шацкий С.Т. Кто виноват? //На путях к новой школе. 1928. № 4. С.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16