организация называется ОСТО – оборонная спортивно-техническая
организация. В рамках данной организации осуществляется добровольная
подготовка граждан к военной службе, которая предполагает: занятия
военно-прикладными видами спорта и овладение военно-учетными
специальностями.
Проблема подготовки будущих защитников Отечества заключается в
формировании их готовности к службе в Вооруженных Силах.
В Словаре русского языка С.И.Ожегова под «готовностью» понимается
согласие сделать что-нибудь, состояние, при котором все сделано, все
готово [22, С. 122]. Сам термин, возникнув в экспериментальной
психологии, был перенесен в психолого-педагогические исследования.
Готовность определяют как условие успешного выполнения деятельности,
как избирательную активность, настраивающую организм, личность на
будущую деятельность, как предпосылку и регулятор деятельности.
Различают временную (ситуативную) и долговременную (устойчивую)
готовность, функциональную и личностную, психологическую и
практическую, готовность к умственной и физической деятельности. В
Психологическом словаре «готовность к действию» рассматривается в
нескольких аспектах: как вооруженность человека необходимыми для
успешного выполнения действий знаниями, умениями, навыками; согласие
на решимость совершать какие-либо действия и т.д.
Содержание готовности будущего воина к службе в армии в широком
смысле слова объединяет морально-волевые качества личности, социально
значимые мотивы, знания, умения и навыки. В узком смысле – овладение
допризывником соответствующими профессионально значимыми знаниями,
умениями и навыками. В условиях подготовки допризовников в рамках
программы общеобразовательного учреждения на занятиях по ОБЖ в полном
объеме решить проблему формирования готовности будущих воинов не
представляется реальным, ибо это задачи специальных организаций типа
ОСТО и т.п. В тоже время формировать морально-волевые качества
личности, социально значимые мотивы и фрагментарные знания, умения и
навыки о воинской службе является одной из обязательных задач предмета
ОБЖ.
Для будущего защитника Отечества имеет большое значение
осознанность понятия «Оптимальное боевое состояние», которое для
каждого человека индивидуально, но в нем можно выделить три основных
компонента: физический, эмоциональный и мыслительный.
Физический компонент означает совокупность физических качеств и
соответствующих им ощущений в организме таких как сила, быстрота,
реакция, чувство свободного дыхания, четкой работы сердца.
Эмоциональный компонент предполагает владение личностью уровнем
эмоционального возбуждения, понимаемым как определенная сила
волнения, в котором находится человек.
Мыслительный компонент характеризует способность человека к
осмысленным действиям и полной сосредоточенности на выполняемой работе
и при этом четкое представление о цели и средствах ее достижения.
Мыслительный компонент характеризуется образовательным уровнем
допризывников который в настоящее время достаточно высок, хотя есть и
такие, образовательный уровень которых очень низкий. Мышление
человека можно при определенных психолого-педагогических условиях
достаточно успешно и быстро развить. Физический компонент в условиях
четкого соблюдения режима занятий по физической подготовке также
поддается достаточно быстрому достижению соответствующего уровня. В
тоже время все больше и больше наших допризывников имеют серьезные
заболевания и отклонения от норм физического развития.
Практика работы с допризывниками показала, что желание
добровольно идти на службу в армию резко падает, особенно среди
городской молодежи. Многие допризывники психологически не приемлют
свое пребывание в Вооруженных Силах.
Поэтому перед учителями ОБЖ, работниками военных комиссариатов
стоит серьезная государственная задача: повернуть молодежь к армии,
сформировать и развить положительную потребность и мотивацию к службе
в армии не просто как необходимость, а как осознанный долг перед
Отечеством, всем своим поведением демонстрировать искреннее желание
это осуществить. Это очень сложно, ибо СМИ передают, а бывшие
военнослужащие рассказывают о буднях солдатской жизни далеко не
«сладкую» и приятную миссию, связанную с безразличие офицерского
корпуса к солдату. События с призывниками, о которых сообщили СМИ в
январе 2004 года, только подтверждают это.
Сформированная привычка к выживанию в неблагоприятных условиях и
при этом оставаться ЧЕЛОВЕКОМ, способность к быстрой адаптации,
раскрытие своей индивидуальности и интеграция в солдатское сообщество
позволят будущему воину успешно пройти военную службу. Но этого еще не
достаточно. Необходимо знать индивидуальные способности будущего
воина, чтобы определить к каким видам деятельности он более всего
подходит. Современный отбор солдат в те или иные рода войск в
большинстве случаев осуществляется на основе состояния здоровья,
специальной допризывной подготовкой на базе ОСТО, которая позволяет
выявить способности будущих воинов, их предрасположенность к той или
иной деятельности. Но это больше редкость, чем закономерность в работе
с допризовниками. В связи с этим следует обратить внимание учителя по
ОБЖ по выявлению у будущих солдат предрасположенности и склонности к
какому-либо виду деятельности и в каких родах войск это можно
максимально учесть и создать личностную ситуацию успеха в прохождении
воинской службы. Данный подход позволит успешно осуществить процесс
адаптации, ответственно относиться к своим обязанностям, сознательно
соблюдать воинскую дисциплину и в конечном итоге с глубоким чувством
выполненного гражданского долга перед Родиной, своими родителями и
земляками вернуться домой.
Обязательный минимум содержания предмета ОБЖ по вопросам
допризывной подготовки направлен на изучение следующих вопросов:
- назначение, состав, принципы строительства и комплектования
Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск. Руководство и
управление Вооруженными Силами Российской Федерации, частями,
подразделениями и другими войсками;
- боевое знамя части (корабля), военную присягу. Боевые традиции
Вооруженных Сил Российской Федерации, Героические подвиги воинов в
военное и мирное время. Исторические и боевые традиции воинской части.
В процессе изучения учащимися ОБЖ их знакомят:
- с содержанием воинской обязанности и воинской службой граждан,
с воинскими уставами и их значением в жизни и деятельности
военнослужащих;
- с военно-учебными заведениями Вооруженных Сил Российской
Федерации и правилами приема в них.
Выпускник по предмету ОБЖ должен овладеть навыками
- в выполнении физических упражнений для развития общей
выносливости, ловкости, вестибулярной устойчивости к гипоксии;
- в выполнении двух-трех приемов рукопашного боя;
- в знании воинских званий, военной геральдики, принадлежности
военнослужащих к войскам министерства (ведомства), виду Вооруженных
Сил Российской Федерации и роду войск.
Систематическое изучение вопросов подготовки к воинской службе
начинается с IX класса при изучении на занятиях ОБЖ темы «Основы
обороны государства и воинской обязанности граждан» (10 часов),
которая состоит из двух подтем:
а) Правовые основы военной службы – 5 часов;
б) Размещение жизнь и быт военнослужащих – 5 часов.
В X классе на занятиях ОБЖ изучается две темы:
1. «Основы подготовки к военной службе» (23 часа), которая
включает в себя следующие подтемы: а) «Основы обороны
государства» (5 часов), б) «Назначение, состав и принципы
строительства Российских Вооруженных Сил» (12 часов), в)
«Организация медицинского обследования, освидетельствования
и постановки на воинский учет» (6 часов);
2. 2. «Прикладная физическая подготовка» (15 часов).
В XI классе изучаются тема 1. «Основы подготовки к военной
службе» (29 часов), которая включает в себя следующие подтемы: «Основы
обороны государства и воинской обязанности», в которой рассматриваются
вопросы: «Воинская обязанность и военная служба граждан» (8 часов);
«Воинские уставы и воинские коллективы» (4 часа); «Военно-учебные
заведения Вооруженных Сил России (2 часа).
2. «Прикладная физическая подготовка» (15 часов).
Примерное тематическое планирование уроков ОБЖ в XI классе
Тема 1. «Основы подготовки к военной службе» (29 часов).
«Воинская обязанность и военная служба граждан» (8 часов);
Тема урока
Количество часов
1. Основные понятия о воинской обязанности
1
2. Организация воинского учета и его предназначение
3. Организация медицинского освидетельствования и меди-
цинского обследования при постановке на воинский учет
3. Обязательная подготовка граждан к воинской службе
4. Добровольная подготовка граждан к военной службе
5. Призыв граждан на военную службу
6. Военная форма одежды
7. Увольнение с воинской службы и пребывание в запасе
8. Основные права, свободы и гарантии по социальной
защите
«Воинские уставы и воинские коллективы» (4 часа)
1. Общевойсковые уставы Вооруженных Сил Российской
Федерации
2. Военная присяга и порядок ее принятия
3. Воинская дисциплина, ее сущность и значение
4. Воинские коллективы
«Военно-учебные заведения Вооруженных Сил России (2 часа).
1. Общая классификация военных училищ: командные,
инженерные и технические
2. Правила приема в военные училища. Окончание военно-
учебного заведения
2
«Прикладная физическая подготовка» (15 часов). Средства
физического воспитания:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16