Рефераты. Психолого-педагогическое воздействие занятий по ОБЖ на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина

организация называется ОСТО – оборонная спортивно-техническая

организация. В рамках данной организации осуществляется добровольная

подготовка граждан к военной службе, которая предполагает: занятия

военно-прикладными видами спорта и овладение военно-учетными

специальностями.

Проблема подготовки будущих защитников Отечества заключается в

формировании их готовности к службе в Вооруженных Силах.

В Словаре русского языка С.И.Ожегова под «готовностью» понимается

согласие сделать что-нибудь, состояние, при котором все сделано, все

готово [22, С. 122]. Сам термин, возникнув в экспериментальной

психологии, был перенесен в психолого-педагогические исследования.

Готовность определяют как условие успешного выполнения деятельности,

как избирательную активность, настраивающую организм, личность на

будущую деятельность, как предпосылку и регулятор деятельности.

Различают временную (ситуативную) и долговременную (устойчивую)

готовность, функциональную и личностную, психологическую и

практическую, готовность к умственной и физической деятельности. В

Психологическом словаре «готовность к действию» рассматривается в

нескольких аспектах: как вооруженность человека необходимыми для

успешного выполнения действий знаниями, умениями, навыками; согласие

на решимость совершать какие-либо действия и т.д.

Содержание готовности будущего воина к службе в армии в широком

смысле слова объединяет морально-волевые качества личности, социально

значимые мотивы, знания, умения и навыки. В узком смысле – овладение

допризывником соответствующими профессионально значимыми знаниями,

умениями и навыками. В условиях подготовки допризовников в рамках

программы общеобразовательного учреждения на занятиях по ОБЖ в полном

объеме решить проблему формирования готовности будущих воинов не

представляется реальным, ибо это задачи специальных организаций типа

ОСТО и т.п. В тоже время формировать морально-волевые качества

личности, социально значимые мотивы и фрагментарные знания, умения и

навыки о воинской службе является одной из обязательных задач предмета

ОБЖ.

Для будущего защитника Отечества имеет большое значение

осознанность понятия «Оптимальное боевое состояние», которое для

каждого человека индивидуально, но в нем можно выделить три основных

компонента: физический, эмоциональный и мыслительный.

Физический компонент означает совокупность физических качеств и

соответствующих им ощущений в организме таких как сила, быстрота,

реакция, чувство свободного дыхания, четкой работы сердца.

Эмоциональный компонент предполагает владение личностью уровнем

эмоционального возбуждения, понимаемым как определенная сила

волнения, в котором находится человек.

Мыслительный компонент характеризует способность человека к

осмысленным действиям и полной сосредоточенности на выполняемой работе

и при этом четкое представление о цели и средствах ее достижения.

Мыслительный компонент характеризуется образовательным уровнем

допризывников который в настоящее время достаточно высок, хотя есть и

такие, образовательный уровень которых очень низкий. Мышление

человека можно при определенных психолого-педагогических условиях

достаточно успешно и быстро развить. Физический компонент в условиях

четкого соблюдения режима занятий по физической подготовке также

поддается достаточно быстрому достижению соответствующего уровня. В

тоже время все больше и больше наших допризывников имеют серьезные

заболевания и отклонения от норм физического развития.

Практика работы с допризывниками показала, что желание

добровольно идти на службу в армию резко падает, особенно среди

городской молодежи. Многие допризывники психологически не приемлют

свое пребывание в Вооруженных Силах.

Поэтому перед учителями ОБЖ, работниками военных комиссариатов

стоит серьезная государственная задача: повернуть молодежь к армии,

сформировать и развить положительную потребность и мотивацию к службе

в армии не просто как необходимость, а как осознанный долг перед

Отечеством, всем своим поведением демонстрировать искреннее желание

это осуществить. Это очень сложно, ибо СМИ передают, а бывшие

военнослужащие рассказывают о буднях солдатской жизни далеко не

«сладкую» и приятную миссию, связанную с безразличие офицерского

корпуса к солдату. События с призывниками, о которых сообщили СМИ в

январе 2004 года, только подтверждают это.

Сформированная привычка к выживанию в неблагоприятных условиях и

при этом оставаться ЧЕЛОВЕКОМ, способность к быстрой адаптации,

раскрытие своей индивидуальности и интеграция в солдатское сообщество

позволят будущему воину успешно пройти военную службу. Но этого еще не

достаточно. Необходимо знать индивидуальные способности будущего

воина, чтобы определить к каким видам деятельности он более всего

подходит. Современный отбор солдат в те или иные рода войск в

большинстве случаев осуществляется на основе состояния здоровья,

специальной допризывной подготовкой на базе ОСТО, которая позволяет

выявить способности будущих воинов, их предрасположенность к той или

иной деятельности. Но это больше редкость, чем закономерность в работе

с допризовниками. В связи с этим следует обратить внимание учителя по

ОБЖ по выявлению у будущих солдат предрасположенности и склонности к

какому-либо виду деятельности и в каких родах войск это можно

максимально учесть и создать личностную ситуацию успеха в прохождении

воинской службы. Данный подход позволит успешно осуществить процесс

адаптации, ответственно относиться к своим обязанностям, сознательно

соблюдать воинскую дисциплину и в конечном итоге с глубоким чувством

выполненного гражданского долга перед Родиной, своими родителями и

земляками вернуться домой.

Обязательный минимум содержания предмета ОБЖ по вопросам

допризывной подготовки направлен на изучение следующих вопросов:

- назначение, состав, принципы строительства и комплектования

Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск. Руководство и

управление Вооруженными Силами Российской Федерации, частями,

подразделениями и другими войсками;

- боевое знамя части (корабля), военную присягу. Боевые традиции

Вооруженных Сил Российской Федерации, Героические подвиги воинов в

военное и мирное время. Исторические и боевые традиции воинской части.

В процессе изучения учащимися ОБЖ их знакомят:

- с содержанием воинской обязанности и воинской службой граждан,

с воинскими уставами и их значением в жизни и деятельности

военнослужащих;

- с военно-учебными заведениями Вооруженных Сил Российской

Федерации и правилами приема в них.

Выпускник по предмету ОБЖ должен овладеть навыками

- в выполнении физических упражнений для развития общей

выносливости, ловкости, вестибулярной устойчивости к гипоксии;

- в выполнении двух-трех приемов рукопашного боя;

- в знании воинских званий, военной геральдики, принадлежности

военнослужащих к войскам министерства (ведомства), виду Вооруженных

Сил Российской Федерации и роду войск.

Систематическое изучение вопросов подготовки к воинской службе

начинается с IX класса при изучении на занятиях ОБЖ темы «Основы

обороны государства и воинской обязанности граждан» (10 часов),

которая состоит из двух подтем:

а) Правовые основы военной службы – 5 часов;

б) Размещение жизнь и быт военнослужащих – 5 часов.

В X классе на занятиях ОБЖ изучается две темы:

1. «Основы подготовки к военной службе» (23 часа), которая

включает в себя следующие подтемы: а) «Основы обороны

государства» (5 часов), б) «Назначение, состав и принципы

строительства Российских Вооруженных Сил» (12 часов), в)

«Организация медицинского обследования, освидетельствования

и постановки на воинский учет» (6 часов);

2. 2. «Прикладная физическая подготовка» (15 часов).

В XI классе изучаются тема 1. «Основы подготовки к военной

службе» (29 часов), которая включает в себя следующие подтемы: «Основы

обороны государства и воинской обязанности», в которой рассматриваются

вопросы: «Воинская обязанность и военная служба граждан» (8 часов);

«Воинские уставы и воинские коллективы» (4 часа); «Военно-учебные

заведения Вооруженных Сил России (2 часа).

2. «Прикладная физическая подготовка» (15 часов).

Примерное тематическое планирование уроков ОБЖ в XI классе

Тема 1. «Основы подготовки к военной службе» (29 часов).

«Воинская обязанность и военная служба граждан» (8 часов);

Тема урока

Количество часов

1. Основные понятия о воинской обязанности

1

2. Организация воинского учета и его предназначение

1

3. Организация медицинского освидетельствования и меди-

цинского обследования при постановке на воинский учет

1

3. Обязательная подготовка граждан к воинской службе

4. Добровольная подготовка граждан к военной службе

1

5. Призыв граждан на военную службу

1

6. Военная форма одежды

1

7. Увольнение с воинской службы и пребывание в запасе

1

8. Основные права, свободы и гарантии по социальной

защите

1

«Воинские уставы и воинские коллективы» (4 часа)

1. Общевойсковые уставы Вооруженных Сил Российской

Федерации

1

2. Военная присяга и порядок ее принятия

1

3. Воинская дисциплина, ее сущность и значение

1

4. Воинские коллективы

1

«Военно-учебные заведения Вооруженных Сил России (2 часа).

1. Общая классификация военных училищ: командные,

инженерные и технические

1

2. Правила приема в военные училища. Окончание военно-

учебного заведения

2

«Прикладная физическая подготовка» (15 часов). Средства

физического воспитания:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.