Приучение обнаруживает наибольшую эффективность на ранних
ступенях воспитания и развития детей. Применение этого метода требует
соблюдения некоторых педагогических условий. Приучение невозможно без
ясного представления о том, что должно быть усвоено. Предписывая
учащимся тот или иной образ действий, необходимо выразить его в
возможно более коротком и ясном правиле. На каждый данный отрезок
времени должен быть выделен минимум отдельных действий, из которых
складывается данная форма поведения. Для выработки привычки требуется
время, торопливость здесь не приводит к поставленной цели. Вначале
следует добиться точности производимого действия и лишь затем
быстроты. Метод приучения предполагает контроль за способом выполнения
действия. Контроль требует благожелательного, заинтересованного
отношения учителя к воспитанникам, выявления и анализа возникающих
трудностей, обсуждения способов дальнейшей работы. Еще более важно
организовать самоконтроль учащихся.
Метод приучения варьируют в зависимости от возраста, условий
жизни и воспитания. Не всегда целесообразно, например, открыто ставить
перед детьми задачу овладения тем или иным способом поведения. Учитель
в этом случае так организует деятельность детей, чтобы, с
удовольствием выполняя ее, они незаметно для себя свободно и
непринужденно привыкли к нужной форме поведения. Иногда возникает
необходимость открыто поставить перед школьниками задачу научиться
вести себя определенным образом, например, быть вежливым,
предупредительным, дисциплинированным. В отдельных случаях необходимо
вызвать у учащихся стремление воспитать в себе сначала то или иное
качество личности (скромность, выдержку, самообладание и т.д.). Это
стремление побуждает учеников овладевать соответствующими привычками.
Формы общественного поведения, ставшие для воспитанников
привычными, отличаются гибкостью и обобщенностью, легко проявляются в
разных обстоятельствах, принимая соответствующие этим обстоятельствам
конкретные способы действия.
Одним из испытанных средств приучения к заданным формам поведения
является режим жизни и деятельности учащихся. Отсутствие разумного,
последовательно осуществляемого режима, законных пределов для поступка
не может быть возмещено никакой словесной мудростью. Чем строже и
определеннее режим, тем лучше формирует он динамический стереотип,
который лежит в основе образования привычек.
Для будущего воина имеет большое значение привычка заниматься
физической подготовкой. Это направление деятельности учителя ОБЖ
является постоянно в поле внимания, но он не всегда может дать
утвердительный ответ на систематические занятия физической культурой в
свободное от занятий время. Эту проблему необходимо начинать решать с
детского сада. В настоящее время многие школы поддерживают идею
преемственности между детским садом и школой. Встречи с родителями
дошкольников, с работниками детского сада позволяют составить систему
физических упражнений с учетом данного возраста. Затем на уровне
начальной школы и так далее. В работе учителя ОБЖ по привитию привычки
заниматься физической культурой большое место отводится работе с
родителями, которые могут в условиях дома поддерживать начинания
ребенка заниматься спортом.
Привычки по выполнению домашнего задания – яркий пример
ответственности и дисциплинированности ученика.
Упражнение
«Наше поведение, - писал А.С.Макаренко, - должно быть
сознательным поведением… но это вовсе не значит, что в вопросах
поведения мы всегда должны апеллировать к сознанию… Настоящая широта,
этическая норма становится действительной только тогда, когда ее
«сознательный» период переходит в период общего опыта, традиции,
привычки, когда эта норма начинает действовать быстро т точно…» [16,
С.435-436]. Это достигается благодаря упражнению, которое находится в
широких и многосторонних связях с приучением. Если в основе приучения
лежит овладение ребенком преимущественно процессуальной стороной
деятельности, то упражнение делает ее личностно значимой. Выполняемая
школьником деятельность выступает здесь в единстве ее цели и
операционной структуры как упражнение в правильном поступке.
Основное назначение упражнения как метода воспитания сознательной
дисциплины – практический опыт коллективных отношений, необходимых для
формирования качеств личности. Опираясь на приучение, упражнение
предусматривает многократное повторение, закрепление, упрочение и
совершенствование ценных способов действий как устойчивой основы
общественного поведения. При этом оно не имеет ничего общего с
механической выучкой и тренажом в духе поведенческой психологии:
стимул – реакция – подкрепление.
Упражнение в широком смысле – это такая организация жизни и
деятельности учащихся, которая создает им условия поступать в
соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами поведения.
«Нельзя, - говорил А.С.Макаренко, - воспитать мужественного человека,
если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить
мужество, - все равно в чем, - в сдержанности, в прямом открытом
слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости… волю,
мужество, целеустремленность нельзя воспитать без специальных
упражнений в коллективе» [14, С.424-425].
Метод упражнения часто реализуется через поручения. Они приучают
школьников жить и работать по законам коллектива, чувствовать свою
причастность к общественным делам. Но эту роль поручения выполняют
далеко не всегда. В школе еще встречаются ученики, которые, взявшись с
жаром за какое-либо дело, не заканчивают его или, выполнив одно
поручение добросовестно, к другому относятся халатно. Причина этого
явления кроется в том, что учащиеся, зная нормы и принципы
общественной морали, мало упражняются в деятельности, формирующей
единство сознания и поведения.
Привлекая воспитанников в выполнению поручений, необходимо
управлять мотивами их общественной активности. Без понимания тех
внутренних сил, которые побуждают школьника поступать определенным
образом, нельзя успешно руководить его социальным и нравственным
развитие, упражнять его в правильных поступках.
Создание воспитывающих ситуаций
В реальной жизни и деятельности школьного коллектива постоянно
возникают ситуации, в которых обнаруживается и подвергается испытанию
на прочность вся система сложившихся в нем воспитательных отношений.
Создать такую ситуацию, обнаружить заключенный в ней конфликт,
возникающую или уже назревшую проблему по плечу любому вдумчивому
педагогу. Такие специально организованные педагогические условия
называются воспитывающими ситуациями.
По своему существу это ситуации свободного выбора. Ученики в них
ставятся перед необходимостью выбирать определенное решение из
нескольких возможных вариантов: воспользоваться привилегиями самому,
уступить место другому, промолчать, сказать правду, сказать «не знаю».
В поисках выхода из созданной учителем ситуации школьник
пересматривает, переосмысливает и перестраивает свое поведение,
приводит его в соответствие с новыми требованиями, изменившимися
условиями деятельности и общения.
Анализируя внутренние противоречия воспитания и развития детей,
А.С.Макаренко установил, что « в эволюционном порядке собираются,
подготавливаются какие-то предрасположения, намечаются изменения в
духовной структуре, но все равно для реализации их нужны какие-то
более острые моменты, взрывы, потрясения» [15, С.507]. Так возникают
критические, конфликтные ситуации. Как результат столкновения
отношений личности и общественных норм поведения людей конфликтная
ситуация не может быть обойдена воспитателем. Если ее происхождение и
условия тщательно проанализированы, она может стать гибким и
действенным средством разрушения «дефектных» и утверждения здоровых
взаимоотношений, единства внешних требований и внутренних устремлений
личности.
В период проведения военных сборов создаются благоприятные
условия для реализации воспитывающих ситуаций. Так, при изучении темы
«Воинские коллективы» в условиях школы это остается за гранью реальной
жизни, ибо после занятий учащиеся расходятся по своим семьям, а в
условиях сбора они на протяжении целой недели живут плечо к плечу и
здесь как никогда проявляется и как нигде проявляется чувство
коллективизма, внутриколлективные отношения, способность прийти на
выручку, проверяется психологическая совместимость людей, так важная в
реальной воинской службе. Посещение учащимися воинской части позволяет
в беседе как с группой военнослужащих так и с отдельными солдатами
подтвердить важность коллектива и следовательно создается реальная
воспитывающая ситуация для формирования и ответственности и
дисциплинированности личности будущего солдата.
Методы стимулирования поведения и деятельности
Стимулировать – значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли,
чувству и действию. В целях подкрепления и усиления воздействия на
личность школьника тех или иных факторов применяются различные методы
стимулирования, среди которых наиболее употребительны соревнование,
поощрение.
Ознакомление учащихся с основными профессионально важными
качествами военнослужащих некоторых видов Вооруженных Сил и родов
войск позволяет уже на школьной скамье целенаправленно готовить себя к
службе в данном виде или роде войск.
Так, учащийся мечтающий попасть служить в Военно-Морской Флот,
должен знать, что он умеет поддерживать высокую работоспособность в
длительных переходах; уметь снимать нервное напряжение; проявлять
устойчивость к действию неблагоприятных факторов: перегревания,
охлаждения, температурных перепадов, изменения воздушной среды, качки
и непогоды; быстро восстанавливать работоспособность; уметь сноровисто
действовать в борьбе за живучесть корабля. Конкретные приемы такой
тренировки следует давать индивидуально и вести персональное
наблюдение за их ходом проведения. Хорошим стимулом укрепления данной
мечты могут служить кинофильмы о буднях и действиях в экстремальных
ситуациях моряков.
Соревнование
Как метод воспитания соревнование строится с учетом того
несомненного социально-психологического фактора, что детям, подросткам
и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому
соперничеству, приоритету первенства, самоутверждению. Вовлекая
учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в труде и
общественной деятельности, соревнование поднимает отстающих на уровень
передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы,
новаторских починов, ответственности и коллективизма.
В настоящее время соревнование по успеваемости учащихся не
проводится. Это связано с индивидуальными особенностями процесса
усвоения школьниками знаний, умений и навыков. У каждого человека и у
детей в том числе различные «зоны актуального и ближайшего развития».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16