Рефераты. Психолого-педагогическое воздействие занятий по ОБЖ на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина

Приучение обнаруживает наибольшую эффективность на ранних

ступенях воспитания и развития детей. Применение этого метода требует

соблюдения некоторых педагогических условий. Приучение невозможно без

ясного представления о том, что должно быть усвоено. Предписывая

учащимся тот или иной образ действий, необходимо выразить его в

возможно более коротком и ясном правиле. На каждый данный отрезок

времени должен быть выделен минимум отдельных действий, из которых

складывается данная форма поведения. Для выработки привычки требуется

время, торопливость здесь не приводит к поставленной цели. Вначале

следует добиться точности производимого действия и лишь затем

быстроты. Метод приучения предполагает контроль за способом выполнения

действия. Контроль требует благожелательного, заинтересованного

отношения учителя к воспитанникам, выявления и анализа возникающих

трудностей, обсуждения способов дальнейшей работы. Еще более важно

организовать самоконтроль учащихся.

Метод приучения варьируют в зависимости от возраста, условий

жизни и воспитания. Не всегда целесообразно, например, открыто ставить

перед детьми задачу овладения тем или иным способом поведения. Учитель

в этом случае так организует деятельность детей, чтобы, с

удовольствием выполняя ее, они незаметно для себя свободно и

непринужденно привыкли к нужной форме поведения. Иногда возникает

необходимость открыто поставить перед школьниками задачу научиться

вести себя определенным образом, например, быть вежливым,

предупредительным, дисциплинированным. В отдельных случаях необходимо

вызвать у учащихся стремление воспитать в себе сначала то или иное

качество личности (скромность, выдержку, самообладание и т.д.). Это

стремление побуждает учеников овладевать соответствующими привычками.

Формы общественного поведения, ставшие для воспитанников

привычными, отличаются гибкостью и обобщенностью, легко проявляются в

разных обстоятельствах, принимая соответствующие этим обстоятельствам

конкретные способы действия.

Одним из испытанных средств приучения к заданным формам поведения

является режим жизни и деятельности учащихся. Отсутствие разумного,

последовательно осуществляемого режима, законных пределов для поступка

не может быть возмещено никакой словесной мудростью. Чем строже и

определеннее режим, тем лучше формирует он динамический стереотип,

который лежит в основе образования привычек.

Для будущего воина имеет большое значение привычка заниматься

физической подготовкой. Это направление деятельности учителя ОБЖ

является постоянно в поле внимания, но он не всегда может дать

утвердительный ответ на систематические занятия физической культурой в

свободное от занятий время. Эту проблему необходимо начинать решать с

детского сада. В настоящее время многие школы поддерживают идею

преемственности между детским садом и школой. Встречи с родителями

дошкольников, с работниками детского сада позволяют составить систему

физических упражнений с учетом данного возраста. Затем на уровне

начальной школы и так далее. В работе учителя ОБЖ по привитию привычки

заниматься физической культурой большое место отводится работе с

родителями, которые могут в условиях дома поддерживать начинания

ребенка заниматься спортом.

Привычки по выполнению домашнего задания – яркий пример

ответственности и дисциплинированности ученика.

Упражнение

«Наше поведение, - писал А.С.Макаренко, - должно быть

сознательным поведением… но это вовсе не значит, что в вопросах

поведения мы всегда должны апеллировать к сознанию… Настоящая широта,

этическая норма становится действительной только тогда, когда ее

«сознательный» период переходит в период общего опыта, традиции,

привычки, когда эта норма начинает действовать быстро т точно…» [16,

С.435-436]. Это достигается благодаря упражнению, которое находится в

широких и многосторонних связях с приучением. Если в основе приучения

лежит овладение ребенком преимущественно процессуальной стороной

деятельности, то упражнение делает ее личностно значимой. Выполняемая

школьником деятельность выступает здесь в единстве ее цели и

операционной структуры как упражнение в правильном поступке.

Основное назначение упражнения как метода воспитания сознательной

дисциплины – практический опыт коллективных отношений, необходимых для

формирования качеств личности. Опираясь на приучение, упражнение

предусматривает многократное повторение, закрепление, упрочение и

совершенствование ценных способов действий как устойчивой основы

общественного поведения. При этом оно не имеет ничего общего с

механической выучкой и тренажом в духе поведенческой психологии:

стимул – реакция – подкрепление.

Упражнение в широком смысле – это такая организация жизни и

деятельности учащихся, которая создает им условия поступать в

соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами поведения.

«Нельзя, - говорил А.С.Макаренко, - воспитать мужественного человека,

если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить

мужество, - все равно в чем, - в сдержанности, в прямом открытом

слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости… волю,

мужество, целеустремленность нельзя воспитать без специальных

упражнений в коллективе» [14, С.424-425].

Метод упражнения часто реализуется через поручения. Они приучают

школьников жить и работать по законам коллектива, чувствовать свою

причастность к общественным делам. Но эту роль поручения выполняют

далеко не всегда. В школе еще встречаются ученики, которые, взявшись с

жаром за какое-либо дело, не заканчивают его или, выполнив одно

поручение добросовестно, к другому относятся халатно. Причина этого

явления кроется в том, что учащиеся, зная нормы и принципы

общественной морали, мало упражняются в деятельности, формирующей

единство сознания и поведения.

Привлекая воспитанников в выполнению поручений, необходимо

управлять мотивами их общественной активности. Без понимания тех

внутренних сил, которые побуждают школьника поступать определенным

образом, нельзя успешно руководить его социальным и нравственным

развитие, упражнять его в правильных поступках.

Создание воспитывающих ситуаций

В реальной жизни и деятельности школьного коллектива постоянно

возникают ситуации, в которых обнаруживается и подвергается испытанию

на прочность вся система сложившихся в нем воспитательных отношений.

Создать такую ситуацию, обнаружить заключенный в ней конфликт,

возникающую или уже назревшую проблему по плечу любому вдумчивому

педагогу. Такие специально организованные педагогические условия

называются воспитывающими ситуациями.

По своему существу это ситуации свободного выбора. Ученики в них

ставятся перед необходимостью выбирать определенное решение из

нескольких возможных вариантов: воспользоваться привилегиями самому,

уступить место другому, промолчать, сказать правду, сказать «не знаю».

В поисках выхода из созданной учителем ситуации школьник

пересматривает, переосмысливает и перестраивает свое поведение,

приводит его в соответствие с новыми требованиями, изменившимися

условиями деятельности и общения.

Анализируя внутренние противоречия воспитания и развития детей,

А.С.Макаренко установил, что « в эволюционном порядке собираются,

подготавливаются какие-то предрасположения, намечаются изменения в

духовной структуре, но все равно для реализации их нужны какие-то

более острые моменты, взрывы, потрясения» [15, С.507]. Так возникают

критические, конфликтные ситуации. Как результат столкновения

отношений личности и общественных норм поведения людей конфликтная

ситуация не может быть обойдена воспитателем. Если ее происхождение и

условия тщательно проанализированы, она может стать гибким и

действенным средством разрушения «дефектных» и утверждения здоровых

взаимоотношений, единства внешних требований и внутренних устремлений

личности.

В период проведения военных сборов создаются благоприятные

условия для реализации воспитывающих ситуаций. Так, при изучении темы

«Воинские коллективы» в условиях школы это остается за гранью реальной

жизни, ибо после занятий учащиеся расходятся по своим семьям, а в

условиях сбора они на протяжении целой недели живут плечо к плечу и

здесь как никогда проявляется и как нигде проявляется чувство

коллективизма, внутриколлективные отношения, способность прийти на

выручку, проверяется психологическая совместимость людей, так важная в

реальной воинской службе. Посещение учащимися воинской части позволяет

в беседе как с группой военнослужащих так и с отдельными солдатами

подтвердить важность коллектива и следовательно создается реальная

воспитывающая ситуация для формирования и ответственности и

дисциплинированности личности будущего солдата.

Методы стимулирования поведения и деятельности

Стимулировать – значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли,

чувству и действию. В целях подкрепления и усиления воздействия на

личность школьника тех или иных факторов применяются различные методы

стимулирования, среди которых наиболее употребительны соревнование,

поощрение.

Ознакомление учащихся с основными профессионально важными

качествами военнослужащих некоторых видов Вооруженных Сил и родов

войск позволяет уже на школьной скамье целенаправленно готовить себя к

службе в данном виде или роде войск.

Так, учащийся мечтающий попасть служить в Военно-Морской Флот,

должен знать, что он умеет поддерживать высокую работоспособность в

длительных переходах; уметь снимать нервное напряжение; проявлять

устойчивость к действию неблагоприятных факторов: перегревания,

охлаждения, температурных перепадов, изменения воздушной среды, качки

и непогоды; быстро восстанавливать работоспособность; уметь сноровисто

действовать в борьбе за живучесть корабля. Конкретные приемы такой

тренировки следует давать индивидуально и вести персональное

наблюдение за их ходом проведения. Хорошим стимулом укрепления данной

мечты могут служить кинофильмы о буднях и действиях в экстремальных

ситуациях моряков.

Соревнование

Как метод воспитания соревнование строится с учетом того

несомненного социально-психологического фактора, что детям, подросткам

и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому

соперничеству, приоритету первенства, самоутверждению. Вовлекая

учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в труде и

общественной деятельности, соревнование поднимает отстающих на уровень

передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы,

новаторских починов, ответственности и коллективизма.

В настоящее время соревнование по успеваемости учащихся не

проводится. Это связано с индивидуальными особенностями процесса

усвоения школьниками знаний, умений и навыков. У каждого человека и у

детей в том числе различные «зоны актуального и ближайшего развития».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.