Рефераты. Психолого-педагогическое воздействие занятий по ОБЖ на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина

инициируют процесс мышления, который с начала и до конца опосредован

ценностями личности, ее субъективными отношениями к возникшей задаче и к

себе, характерологическими особенностями, мотивациями и эмоциями.

Обнаружено также, что на мотивацию значительно влияют отношение

личности к себе, самооценка и связанный с ней уровень тревожности.

Содержательность, масштабность, историческая значимость личности

зависят от меры ее собственной активности и степени креативного отношения к

жизни.

Сформированность личности как субъекта жизни в значительной степени

определяет качество ее развития – важнейшей формы динамики личности.

Развитие личности в своем результативном выражении выступает как ее

качественное преобразование, оно связано с повышением уровня организации, с

возрастанием способности осуществлять себя в более сложной системе

жизненных отношений и воспринимать по-новому мир: более структурированным,

интегрированным и содержательным. Расширяются горизонты сознания,

возрастает уровень самосознания. Совершенствуется искусство жить. Личность

становится более автономной по отношению к включающим ее социальным

структурам. Вместе с тем процесс личностного развития психологически

драматичен. Он требует от личности мужества, чтобы подняться над собой,

признать свою несостоятельность в определенных отношениях, обесценить ранее

достигнутое, принизить или даже зачеркнуть значимость того, что недавно

высоко ценилось. Процесс развития включает накопление новых возможностей,

появление разнопорядковых новообразований в мотивационно-потребностной и

познавательной сферах личности. Но одновременно – по мере вхождения

человека в новые жизненные отношения – у него происходят психологические

утраты прежних чувств, привязанностей, идеалов. Для того чтобы справиться с

имманентными развитию дистрессами и использовать преимущества развивающих

эустрессов, от человека требуется высокий уровень психологической

активности.

Пора уже понять и принять очевидную истину, наиболее четко выраженную в

известной формуле А.В.Луначарского: каждый человек должен усвоить немного

обо всем и все о немногом. У каждого свои, присущие лишь ему специфические

способности: одни из них светятся ярче (доминантные способности), другие –

более тускло, и каждый имеет свой личностный потолок возможного развития.

Образование, опирающееся на хорошо развитые доминантные способности

индивида, обеспечивает ему такой уровень соответствующей деятельности,

которого не сможет достичь тот, у кого к этой деятельности мало или совсем

нет способностей

Эту истину давно уже усвоили спортивные тренеры и музыканты, но

игнорируют учителя математики и естественных дисциплин и тем более при

работе с допризывниками.

Из сказанного следует очевидный вывод, что образование следует строить

вокруг доминантных способностей учащегося. Тогда он усваивает «все» (до

своего «потолка») о той деятельности, на которую направлены его доминантные

способности, и смежных с ней областях и необходимое «немного» - из всего

остального. Это будет персонализированное «всестороннее и гармоничное

образование и развитие» школьника.

Мотивация является двигателем учения – это известно каждому учителю. А

вот то, что она может стать и его тормозом, известно далеко не всем.

Термином мотивация обозначают некоторое не всегда объяснимое позитивное

стремление к чему-либо. Это ощущение человеком влечения, направленного на

удовлетворение осознанной или неосознанной потребности. Различают два вида

потребностей: физиологические, обеспечивающие физическое существование

организма, и психологические (в деятельности, общении, лидерстве, признании

и пр.). Возможно более полным удовлетворением обоих потребностей

определяется степень самореализации личности или полнота понимания ею

смысла своей жизни. Более того, от степени удовлетворения личностных

потребностей зависят человеческое ощущение счастья и состояние благополучия

в обществе.

Что касается физиологических потребностей, то тут человек лишен выбора:

его активность по их удовлетворению предопределена генетически, и

проигнорировать ее он не может без риска для жизни.

Есть ли такой же внутренний механизм, отслеживающий потребность

человека в информации и заставляющий «пить» ее из рук учителя?

Представляется, что в случае психологической мотивации действуют другие, не

столь простые и прямолинейные механизмы. Они несравненно более комплексны

уже потому, что выходят за пределы организма и вплетаются в сложную ткань

социальных взаимодействий. Эта сложность является также результатом

постоянного и активного функционирования базовых психологических структур

человеческой личности, отвечающих за его разумную социальную

жизнедеятельность. Если бы это было не так, человеческое общество не могло

бы развиваться и существовать. Ранее мы уже отмечали, что каждый человек от

природы наделен некоторым набором способностей, общих и специальных, к

усвоению и выполнению вполне определенных видов деятельности. Возникает

вполне резонное предположение о тесной связи способностей и мотивов

деятельности. Не случайно известный исследователь Маслоу в своем

определении мотивации неоднократно подчеркивает, что «это человеческое

стремление… проявить себя в том, к чему он чувствует себя потенциально

способным». Эта мысль подтверждается и последними исследованиями, в которых

четко прослеживается генетическая природа направленности человеческих

способностей. С генетических позиций определение мотивации становится

вполне инструментальным.

«Итак, под мотивацией следует понимать- пишет Беспалько В.П. [4, С.15-

16] генетические стремление человека к самореализации в соответствии с его

врожденными способностями к определенным видам деятельности и настойчивость

в овладении ими на творческом уровне. Это активное и устойчивое стремление

реализуется в реальные достижения только тогда, когда возникают (создаются)

необходимые условия для этого. В противном случае самореализация в большей

или меньшей степени подавляется немотивированными видами деятельности,

достижения в которых не могут превышать исполнительского уровня».

Таким образом, в зависимости от степени одаренности человек способен

одни виды деятельности усваивать и выполнять, достигая при этом творческого

уровня и проявляя высокую степень мотивации; другие – только на

подражательном, исполнительском уровне и больше под давлением извне, чем

под воздействием внутренних побуждений (мотивов), а к третьим он может быть

вообще непригодным и не способным на их усвоение и применение, несмотря на

любые дидактические приемы и силовые методы воздействия. У допризывников

необходимо выявлять их способности к тем или иным видам деятельности в

период будущей воинской службе. Преемственность между школой и военкоматами

нам видится именно в этом направлении.

Последнее всегда было очевидным в таких видах деятельности, которые

получили название «творческих»: музыка, актерство, живопись, ряд видов

спорта и т.п. ХХ век поднял и ранее «презренные» прикладные виды

деятельности на уровень творческих, для достижения успеха в которых одного

старания далеко не достаточно. Здесь также требуется «божья искра» -

специальные способности. Это стало особенно очевидным с развитием так

называемых высоких технологий, ориентация в которых некоторым индивидам

напрочь заказана природой.

Глава II Воспитание дисциплинированности и ответственности личности

будущего воина на занятиях по ДП

.

1. Современные требования по подготовке

личности будущего воина на занятиях по ДП

Составной частью происходящих в обществе социально-экономических

преобразований является разработка и осуществление военной реформы,

успех и результативность которой во многом зависит не только от уровня

профессиональных и духовно-нравственных качеств военных специалистов,

но и от качества допризывной подготовки будущих солдат.

Высокая духовность и нравственность особенно важны в Вооруженных

Силах, которые проявляются в уровне дисциплинированности и

ответственности солдат и командиров. Без них армия слабеет, теряет

свое лицо и социальную значимость.

Нравственное воспитание – целенаправленное воздействие на

личность с целью формирования нравственного сознания, развития

нравственных чувств, выработки навыков и умений нравственного

поведения.

Подготовка личности будущего воина на занятиях по допризывной

подготовке заключается в развитии познавательной, эмоциональной и

волевой сфер личности, которые проявляются в образовательном, морально-

психологическом и физическом уровнях развития.

В современных условиях особую актуальность составляет работа по

формированию и воспитанию морально-психологической составляющей общей

подготовки допризывников.

Воинская дисциплина – это строгое и точное соблюдение всеми

военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими

уставами и приказами командиров (начальников). Она основывается на

осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной

ответственности за защиту своего Отечества, на его преданности своему

народу. Особенностью воинской дисциплины является то, что она

включает в себя все признаки таких видов дисциплины как учебная,

трудовая, производственная и др.

Закон «Об образовании», принятый в 1992 году, отменил начальную

военную подготовку в школах, ПТУ, техникумах и в связи с этим

прекратились занятия по огневой, общевойсковой и строевой подготовке

будущих призывников, а вся материально-техническая обеспеченность

данной работы сдана на склад. Естественно, все это негативно сказалось

на подготовке допризывников.

На современном этапе в России подготовка учащихся к военной

службе осуществляется в процессе изучения курса «Основы безопасности

жизнедеятельности». На этих занятиях учащимся сообщаются необходимые

знания об обороне государства, о воинской обязанности граждан и

формируются определенные навыки по гражданской обороне, а также в ходе

военных недельных сборов после окончания учебного года в июне месяце.

Подготовкой будущих воинов активно занималась в бывшем Советском

Союзе организация ДОСААФ, которая имеет 75-летнюю историю по

осуществлению этой важной государственной задачи. Сегодня эта

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.