инициируют процесс мышления, который с начала и до конца опосредован
ценностями личности, ее субъективными отношениями к возникшей задаче и к
себе, характерологическими особенностями, мотивациями и эмоциями.
Обнаружено также, что на мотивацию значительно влияют отношение
личности к себе, самооценка и связанный с ней уровень тревожности.
Содержательность, масштабность, историческая значимость личности
зависят от меры ее собственной активности и степени креативного отношения к
жизни.
Сформированность личности как субъекта жизни в значительной степени
определяет качество ее развития – важнейшей формы динамики личности.
Развитие личности в своем результативном выражении выступает как ее
качественное преобразование, оно связано с повышением уровня организации, с
возрастанием способности осуществлять себя в более сложной системе
жизненных отношений и воспринимать по-новому мир: более структурированным,
интегрированным и содержательным. Расширяются горизонты сознания,
возрастает уровень самосознания. Совершенствуется искусство жить. Личность
становится более автономной по отношению к включающим ее социальным
структурам. Вместе с тем процесс личностного развития психологически
драматичен. Он требует от личности мужества, чтобы подняться над собой,
признать свою несостоятельность в определенных отношениях, обесценить ранее
достигнутое, принизить или даже зачеркнуть значимость того, что недавно
высоко ценилось. Процесс развития включает накопление новых возможностей,
появление разнопорядковых новообразований в мотивационно-потребностной и
познавательной сферах личности. Но одновременно – по мере вхождения
человека в новые жизненные отношения – у него происходят психологические
утраты прежних чувств, привязанностей, идеалов. Для того чтобы справиться с
имманентными развитию дистрессами и использовать преимущества развивающих
эустрессов, от человека требуется высокий уровень психологической
активности.
Пора уже понять и принять очевидную истину, наиболее четко выраженную в
известной формуле А.В.Луначарского: каждый человек должен усвоить немного
обо всем и все о немногом. У каждого свои, присущие лишь ему специфические
способности: одни из них светятся ярче (доминантные способности), другие –
более тускло, и каждый имеет свой личностный потолок возможного развития.
Образование, опирающееся на хорошо развитые доминантные способности
индивида, обеспечивает ему такой уровень соответствующей деятельности,
которого не сможет достичь тот, у кого к этой деятельности мало или совсем
нет способностей
Эту истину давно уже усвоили спортивные тренеры и музыканты, но
игнорируют учителя математики и естественных дисциплин и тем более при
работе с допризывниками.
Из сказанного следует очевидный вывод, что образование следует строить
вокруг доминантных способностей учащегося. Тогда он усваивает «все» (до
своего «потолка») о той деятельности, на которую направлены его доминантные
способности, и смежных с ней областях и необходимое «немного» - из всего
остального. Это будет персонализированное «всестороннее и гармоничное
образование и развитие» школьника.
Мотивация является двигателем учения – это известно каждому учителю. А
вот то, что она может стать и его тормозом, известно далеко не всем.
Термином мотивация обозначают некоторое не всегда объяснимое позитивное
стремление к чему-либо. Это ощущение человеком влечения, направленного на
удовлетворение осознанной или неосознанной потребности. Различают два вида
потребностей: физиологические, обеспечивающие физическое существование
организма, и психологические (в деятельности, общении, лидерстве, признании
и пр.). Возможно более полным удовлетворением обоих потребностей
определяется степень самореализации личности или полнота понимания ею
смысла своей жизни. Более того, от степени удовлетворения личностных
потребностей зависят человеческое ощущение счастья и состояние благополучия
в обществе.
Что касается физиологических потребностей, то тут человек лишен выбора:
его активность по их удовлетворению предопределена генетически, и
проигнорировать ее он не может без риска для жизни.
Есть ли такой же внутренний механизм, отслеживающий потребность
человека в информации и заставляющий «пить» ее из рук учителя?
Представляется, что в случае психологической мотивации действуют другие, не
столь простые и прямолинейные механизмы. Они несравненно более комплексны
уже потому, что выходят за пределы организма и вплетаются в сложную ткань
социальных взаимодействий. Эта сложность является также результатом
постоянного и активного функционирования базовых психологических структур
человеческой личности, отвечающих за его разумную социальную
жизнедеятельность. Если бы это было не так, человеческое общество не могло
бы развиваться и существовать. Ранее мы уже отмечали, что каждый человек от
природы наделен некоторым набором способностей, общих и специальных, к
усвоению и выполнению вполне определенных видов деятельности. Возникает
вполне резонное предположение о тесной связи способностей и мотивов
деятельности. Не случайно известный исследователь Маслоу в своем
определении мотивации неоднократно подчеркивает, что «это человеческое
стремление… проявить себя в том, к чему он чувствует себя потенциально
способным». Эта мысль подтверждается и последними исследованиями, в которых
четко прослеживается генетическая природа направленности человеческих
способностей. С генетических позиций определение мотивации становится
вполне инструментальным.
«Итак, под мотивацией следует понимать- пишет Беспалько В.П. [4, С.15-
16] генетические стремление человека к самореализации в соответствии с его
врожденными способностями к определенным видам деятельности и настойчивость
в овладении ими на творческом уровне. Это активное и устойчивое стремление
реализуется в реальные достижения только тогда, когда возникают (создаются)
необходимые условия для этого. В противном случае самореализация в большей
или меньшей степени подавляется немотивированными видами деятельности,
достижения в которых не могут превышать исполнительского уровня».
Таким образом, в зависимости от степени одаренности человек способен
одни виды деятельности усваивать и выполнять, достигая при этом творческого
уровня и проявляя высокую степень мотивации; другие – только на
подражательном, исполнительском уровне и больше под давлением извне, чем
под воздействием внутренних побуждений (мотивов), а к третьим он может быть
вообще непригодным и не способным на их усвоение и применение, несмотря на
любые дидактические приемы и силовые методы воздействия. У допризывников
необходимо выявлять их способности к тем или иным видам деятельности в
период будущей воинской службе. Преемственность между школой и военкоматами
нам видится именно в этом направлении.
Последнее всегда было очевидным в таких видах деятельности, которые
получили название «творческих»: музыка, актерство, живопись, ряд видов
спорта и т.п. ХХ век поднял и ранее «презренные» прикладные виды
деятельности на уровень творческих, для достижения успеха в которых одного
старания далеко не достаточно. Здесь также требуется «божья искра» -
специальные способности. Это стало особенно очевидным с развитием так
называемых высоких технологий, ориентация в которых некоторым индивидам
напрочь заказана природой.
Глава II Воспитание дисциплинированности и ответственности личности
будущего воина на занятиях по ДП
.
1. Современные требования по подготовке
личности будущего воина на занятиях по ДП
Составной частью происходящих в обществе социально-экономических
преобразований является разработка и осуществление военной реформы,
успех и результативность которой во многом зависит не только от уровня
профессиональных и духовно-нравственных качеств военных специалистов,
но и от качества допризывной подготовки будущих солдат.
Высокая духовность и нравственность особенно важны в Вооруженных
Силах, которые проявляются в уровне дисциплинированности и
ответственности солдат и командиров. Без них армия слабеет, теряет
свое лицо и социальную значимость.
Нравственное воспитание – целенаправленное воздействие на
личность с целью формирования нравственного сознания, развития
нравственных чувств, выработки навыков и умений нравственного
поведения.
Подготовка личности будущего воина на занятиях по допризывной
подготовке заключается в развитии познавательной, эмоциональной и
волевой сфер личности, которые проявляются в образовательном, морально-
психологическом и физическом уровнях развития.
В современных условиях особую актуальность составляет работа по
формированию и воспитанию морально-психологической составляющей общей
подготовки допризывников.
Воинская дисциплина – это строгое и точное соблюдение всеми
военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими
уставами и приказами командиров (начальников). Она основывается на
осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной
ответственности за защиту своего Отечества, на его преданности своему
народу. Особенностью воинской дисциплины является то, что она
включает в себя все признаки таких видов дисциплины как учебная,
трудовая, производственная и др.
Закон «Об образовании», принятый в 1992 году, отменил начальную
военную подготовку в школах, ПТУ, техникумах и в связи с этим
прекратились занятия по огневой, общевойсковой и строевой подготовке
будущих призывников, а вся материально-техническая обеспеченность
данной работы сдана на склад. Естественно, все это негативно сказалось
на подготовке допризывников.
На современном этапе в России подготовка учащихся к военной
службе осуществляется в процессе изучения курса «Основы безопасности
жизнедеятельности». На этих занятиях учащимся сообщаются необходимые
знания об обороне государства, о воинской обязанности граждан и
формируются определенные навыки по гражданской обороне, а также в ходе
военных недельных сборов после окончания учебного года в июне месяце.
Подготовкой будущих воинов активно занималась в бывшем Советском
Союзе организация ДОСААФ, которая имеет 75-летнюю историю по
осуществлению этой важной государственной задачи. Сегодня эта
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16