проблем. Часто говоря о воспитании, а имеют в виду обучение, просвещение.
Или организуют «воспитательный» процесс для того, чтобы выработать
определенные качества личности, как дисциплинированность, трудолюбие, но
при этом надеются добиться результата при помощи бесед с детьми или
изучения моральных и нравственных проблем, обсуждения поступков героев
художественных произведений или деятельности выдающихся личностей.
Печальный результат такого воспитания проявляется и в низкой
воспитанности выпускников многих школ, и в разгуле преступности среди
молодежи, и в многочисленных отказах служить в армии по государственному
призыву, и в других фактах. Воспитательная слабость многих школ
транслируется за их пределами, в других учреждениях, которым необходимо
заниматься воспитанием молодежи и не только ее. Есть не мало фактов,
свидетельствующих о том, что, не умея воспитывать молодых солдат, офицеры
поручают «влиять» на них старослужащих и вообще более физически сильным
парням, что приводит к пресловутой «дедовщине». Не внимание к проблеме
воспитательной работы в вооруженных силах российской армии породило
справедливое негативное отношении родительской общественности к службе в
армии, поиске самых разнообразных способов избавления от нее. Это
объясняется естественным стремлением родителей сохранить жизнь
собственного ребенка. Кто не перенес утрату взрослого, физически здорового
сына из-за необразованности и несоответствия занимаемой должности
малограмотного выпускника военного училища, кто не знает и не понимает в
силу своей интеллектуальной ограниченности, что значит вырастить ребенка,
тому этого ни когда не понять и «дедовщина» как социальное явление будет
жить и процветать, ибо ее корни заложены в уровне воспитанности и
образованности офицерского корпуса от самых низов и до самых верхов. Театр
начинается с гардероба, а первые истинные впечатления будущих солдат
российской армии начинаются формироваться с посещения призывной комиссии,
где буйным цветом процветает невежество, отсутствие самого элементарного
уважения к личности призывника. Этой первой встречи достаточно, чтобы
перечеркнуть всю предварительно проделанную воспитательную работу по
формированию у подростков потребности быть защитником Отечества, испытать
гордость высокого звания быть им.
Конечно, на результатах воспитания сказываются многие причины,
связанные не только с образовательными проблемами, но и с тем социальным
кризисом, который переживает наша страна. Смена идеологии, смещение
ценностей, этических и моральных норм поведения и жизни в целом не прошли
бесследно для процесса формирования и развития личности школьников, их
уровня воспитанности и тем самым на уровне их дисциплинированности и
ответственности, как в широком смысле слова, так и в узком – их отношении к
службе в армии.
Понятие «воспитание» появилось в России 300 лет назад и имело смысл,
воплощенный в самой этимологии слова: кормление детей, чтобы они росли. Для
нормального развития ребенка считалось достаточным простой заботы о нем,
кормить и одевать. Бурное развитие просвещения в XIX веке в Европе
показало, как много может дать обучение для развития личности. Казалось,
что если ученик изучит все школьные дисциплины и станет образованным
человеком, то вполне будет готов жизни в обществе. Еще со времен
Я.А.Каменского, систематично и целостно изложившего теорию обучения,
считалось, что педагогика прежде всего дидактика. До сих пор популярна
среди современных педагогов мысль немецкого педагога Гербарта о том, что
воспитание ребенка – результат многостороннего процесса обучения. Известно
его высказывание: «Воспитание через преподавание!». К сожалению, этот девиз
процветает и по сей день!
В последующие годы стало проходить безоглядное увлечение мыслящих людей
просвещением, произошла переоценка его влияния на личность. Быстро
накапливался опыт, обогащались представления о том, каким образом влияет на
развитие ребенка его собственная внеучебная деятельность, в частности, игра
и труд, какое положительное влияние на него оказывают коллектив, группа и
участие в их жизни. Весомый вклад в новые взгляды на воспитание внесли
труды С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, Дж,Дьюи и других педагогов первой
половины XX в.
Опыт А.С.Макаренко – успешного и надежного воспитания и перевоспитания
многих сотен трудных подростков – весьма убедительный не только потому, что
блестяще описан им в художественных произведениях, но и потому что его
воспитанники жили в реальной действительности. Его практическая научная
деятельность доказали, что сам по себе учебный процесс не гарантирует
требуемого обществом уровня воспитанности детей и в связи с этим обоснована
самостоятельная значимость воспитания средствами многообразной деятельности
детей.
В результате поисков многих ученых XX в. педагогика, помимо устоявшихся
дидактических знаний, обогатилась систематизированными знаниями по теории
воспитания.
Если имеют в виду достижение человеком того уровня развития, при
котором он становится полноправным членом общества, говорят о
социализации. Но если надо подчеркнуть, как и под влиянием каких факторов
человек обрел черты личности, то употребляют термин «формирование».
Личность формируется под влиянием наследственности, среды, целенаправленной
деятельности педагогов, собственной деятельности и самовоспитания человека
и других факторов.
Говоря о формировании личности сегодня, многие педагоги включают его в
понятие «образование». Именно так поступили авторы учебного пособия
«Педагогика» [26, С.9] – что для подготовки человека к жизни достаточно его
обучить.
Учитывая современный уровень педагогических знаний возможна такая
формулировка определения этой педагогической категории: воспитание – это
преднамеренное создание или корректировка условий для формирования
характера, воли, направленности и качеств личности человека [8, С. 22].
А.С.Макаренко, сравнивая воспитателя с садовником, говорил, что воспитание
– это корректив, еле заметная перестановка сил, окружающих ребенка. Именно
таким путем ему удается направить в нужную сторону развитие всей массы
отношений ребенка с окружающим миром [19, С.22]. Воспитание – это прежде
всего влияние на систему отношений личности с окружающим миром людей.
Предложенное определение отличает его от обучения, констатирует его
ненасильственный характер и соответствует сущности этого педагогического
процесса.
Исходя из вышесказанного, можно уточнить и определение обучения:
обучение – это преднамеренное просвещение, передача людям системы знаний и
способов их применения с целью развития их личности. Образованным человеком
можно назвать не того, кто получает знания, а того, кто хоть какую-то
систему уже усвоил. Именно в этом смысле и целесообразнее применять термин
«обучение». Обучение положительно влияет на процесс развития личности, но
только своим путем – средствами совершенствования мыслительной, прежде
всего познавательной, деятельности.
В Словаре русского языка [22, С.85] дается следующее толкование
понятия воспитать и воспитание. «Воспитать: 1. кого (что) Вырастить, дав
образование, обучив правилам поведения. 2. Путем систематического
воздействия, влияния сформировать чей-нибудь характер (Воспитание хорошего
бойца) 3. Привить, внушить что-нибудь кому-нибудь (любовь к Родине)
Воспитание 1. воспитать 2. Навыки поведения, привитые семьей, школой,
средой и проявляются в общественной жизни».
В современной школе проблема формирования дисциплинированности и
ответственности была и будет служить основой воспитательной работы с
молодежью. Ибо данные качества личности являются продуктом всей суммы
воспитательного воздействия. В школе она вырабатывается в ходе
образовательно-воспитательного процесса, но при условии такой организации,
когда задачи обучения всецело соотнесены с целями воспитания.
В современных условиях первостепенное значение придается способам
утверждения сознательной дисциплины в школе. Более того, повышение качества
учебно-воспитательного процесса неразрывно связано с усилением
ответственности учащихся за качество учебы, обязательное соблюдение учебной
и трудовой дисциплины, повышение общественной активности школьников,
развитием самоуправления в ученических коллективах.
Уже в среднем звене школы через нравственное сознание, правосознание
многие важные мировоззренческие, политические установки «переходят» в
поведенческую практику учащихся. Моральные нормы, нормы закона – это как
раз те требования, с которыми ребята встречаются ежедневно и которые они
либо соблюдают легко и просто в силу своей воспитанности, либо нарушают в
силу отсутствия необходимых установок, закрепленных в виде привычек и
стремлений.
Молодежь – будущее нашего общества и она должна овладеть системой
представлений и понятий о дисциплинированности и ответственности в прошлом,
в настоящем и в будущем.
В основе выработки дисциплинированности и ответственности у подростков
находится процесс формирования мировоззренческих установок на деятельность
человека.
Сведения, которые получают школьники о дисциплинированности и
сознательности за многие годы обучения в школе, перерабатываются в их
сознании и формируются от представлений до понятий, от знаний до убеждений
и действий. Связь между знаниями, убеждениями и действиями носит
многофакторный характер. Существуют здесь прямые и обратные,
непосредственные и опосредованные зависимости.
Э.В.Акулкин и В.М.Соловьев [1, С. 19-20] считают, что на превращение
знаний в убеждения и поступки учащихся оказывают воздействия:
1. В какой степени знания о сознательности и дисциплинированности
представляются учащимся истинными, объективными по содержанию.
2. Насколько для них является авторитетным сам источник, из которого
они получают эти знания.
3. В какой мере учителю удается связать информацию о сознательности и
дисциплинированности (ее месте, роли и значении в жизни общества)
с актуальными проблемами нашего общества.
4. Совокупностью каких средств и приемов развивается интерес учащихся
к сознательности и дисциплинированности, а сам он опирается на
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16