Рефераты. Психолого-педагогическое воздействие занятий по ОБЖ на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина

проблем. Часто говоря о воспитании, а имеют в виду обучение, просвещение.

Или организуют «воспитательный» процесс для того, чтобы выработать

определенные качества личности, как дисциплинированность, трудолюбие, но

при этом надеются добиться результата при помощи бесед с детьми или

изучения моральных и нравственных проблем, обсуждения поступков героев

художественных произведений или деятельности выдающихся личностей.

Печальный результат такого воспитания проявляется и в низкой

воспитанности выпускников многих школ, и в разгуле преступности среди

молодежи, и в многочисленных отказах служить в армии по государственному

призыву, и в других фактах. Воспитательная слабость многих школ

транслируется за их пределами, в других учреждениях, которым необходимо

заниматься воспитанием молодежи и не только ее. Есть не мало фактов,

свидетельствующих о том, что, не умея воспитывать молодых солдат, офицеры

поручают «влиять» на них старослужащих и вообще более физически сильным

парням, что приводит к пресловутой «дедовщине». Не внимание к проблеме

воспитательной работы в вооруженных силах российской армии породило

справедливое негативное отношении родительской общественности к службе в

армии, поиске самых разнообразных способов избавления от нее. Это

объясняется естественным стремлением родителей сохранить жизнь

собственного ребенка. Кто не перенес утрату взрослого, физически здорового

сына из-за необразованности и несоответствия занимаемой должности

малограмотного выпускника военного училища, кто не знает и не понимает в

силу своей интеллектуальной ограниченности, что значит вырастить ребенка,

тому этого ни когда не понять и «дедовщина» как социальное явление будет

жить и процветать, ибо ее корни заложены в уровне воспитанности и

образованности офицерского корпуса от самых низов и до самых верхов. Театр

начинается с гардероба, а первые истинные впечатления будущих солдат

российской армии начинаются формироваться с посещения призывной комиссии,

где буйным цветом процветает невежество, отсутствие самого элементарного

уважения к личности призывника. Этой первой встречи достаточно, чтобы

перечеркнуть всю предварительно проделанную воспитательную работу по

формированию у подростков потребности быть защитником Отечества, испытать

гордость высокого звания быть им.

Конечно, на результатах воспитания сказываются многие причины,

связанные не только с образовательными проблемами, но и с тем социальным

кризисом, который переживает наша страна. Смена идеологии, смещение

ценностей, этических и моральных норм поведения и жизни в целом не прошли

бесследно для процесса формирования и развития личности школьников, их

уровня воспитанности и тем самым на уровне их дисциплинированности и

ответственности, как в широком смысле слова, так и в узком – их отношении к

службе в армии.

Понятие «воспитание» появилось в России 300 лет назад и имело смысл,

воплощенный в самой этимологии слова: кормление детей, чтобы они росли. Для

нормального развития ребенка считалось достаточным простой заботы о нем,

кормить и одевать. Бурное развитие просвещения в XIX веке в Европе

показало, как много может дать обучение для развития личности. Казалось,

что если ученик изучит все школьные дисциплины и станет образованным

человеком, то вполне будет готов жизни в обществе. Еще со времен

Я.А.Каменского, систематично и целостно изложившего теорию обучения,

считалось, что педагогика прежде всего дидактика. До сих пор популярна

среди современных педагогов мысль немецкого педагога Гербарта о том, что

воспитание ребенка – результат многостороннего процесса обучения. Известно

его высказывание: «Воспитание через преподавание!». К сожалению, этот девиз

процветает и по сей день!

В последующие годы стало проходить безоглядное увлечение мыслящих людей

просвещением, произошла переоценка его влияния на личность. Быстро

накапливался опыт, обогащались представления о том, каким образом влияет на

развитие ребенка его собственная внеучебная деятельность, в частности, игра

и труд, какое положительное влияние на него оказывают коллектив, группа и

участие в их жизни. Весомый вклад в новые взгляды на воспитание внесли

труды С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, Дж,Дьюи и других педагогов первой

половины XX в.

Опыт А.С.Макаренко – успешного и надежного воспитания и перевоспитания

многих сотен трудных подростков – весьма убедительный не только потому, что

блестяще описан им в художественных произведениях, но и потому что его

воспитанники жили в реальной действительности. Его практическая научная

деятельность доказали, что сам по себе учебный процесс не гарантирует

требуемого обществом уровня воспитанности детей и в связи с этим обоснована

самостоятельная значимость воспитания средствами многообразной деятельности

детей.

В результате поисков многих ученых XX в. педагогика, помимо устоявшихся

дидактических знаний, обогатилась систематизированными знаниями по теории

воспитания.

Если имеют в виду достижение человеком того уровня развития, при

котором он становится полноправным членом общества, говорят о

социализации. Но если надо подчеркнуть, как и под влиянием каких факторов

человек обрел черты личности, то употребляют термин «формирование».

Личность формируется под влиянием наследственности, среды, целенаправленной

деятельности педагогов, собственной деятельности и самовоспитания человека

и других факторов.

Говоря о формировании личности сегодня, многие педагоги включают его в

понятие «образование». Именно так поступили авторы учебного пособия

«Педагогика» [26, С.9] – что для подготовки человека к жизни достаточно его

обучить.

Учитывая современный уровень педагогических знаний возможна такая

формулировка определения этой педагогической категории: воспитание – это

преднамеренное создание или корректировка условий для формирования

характера, воли, направленности и качеств личности человека [8, С. 22].

А.С.Макаренко, сравнивая воспитателя с садовником, говорил, что воспитание

– это корректив, еле заметная перестановка сил, окружающих ребенка. Именно

таким путем ему удается направить в нужную сторону развитие всей массы

отношений ребенка с окружающим миром [19, С.22]. Воспитание – это прежде

всего влияние на систему отношений личности с окружающим миром людей.

Предложенное определение отличает его от обучения, констатирует его

ненасильственный характер и соответствует сущности этого педагогического

процесса.

Исходя из вышесказанного, можно уточнить и определение обучения:

обучение – это преднамеренное просвещение, передача людям системы знаний и

способов их применения с целью развития их личности. Образованным человеком

можно назвать не того, кто получает знания, а того, кто хоть какую-то

систему уже усвоил. Именно в этом смысле и целесообразнее применять термин

«обучение». Обучение положительно влияет на процесс развития личности, но

только своим путем – средствами совершенствования мыслительной, прежде

всего познавательной, деятельности.

В Словаре русского языка [22, С.85] дается следующее толкование

понятия воспитать и воспитание. «Воспитать: 1. кого (что) Вырастить, дав

образование, обучив правилам поведения. 2. Путем систематического

воздействия, влияния сформировать чей-нибудь характер (Воспитание хорошего

бойца) 3. Привить, внушить что-нибудь кому-нибудь (любовь к Родине)

Воспитание 1. воспитать 2. Навыки поведения, привитые семьей, школой,

средой и проявляются в общественной жизни».

В современной школе проблема формирования дисциплинированности и

ответственности была и будет служить основой воспитательной работы с

молодежью. Ибо данные качества личности являются продуктом всей суммы

воспитательного воздействия. В школе она вырабатывается в ходе

образовательно-воспитательного процесса, но при условии такой организации,

когда задачи обучения всецело соотнесены с целями воспитания.

В современных условиях первостепенное значение придается способам

утверждения сознательной дисциплины в школе. Более того, повышение качества

учебно-воспитательного процесса неразрывно связано с усилением

ответственности учащихся за качество учебы, обязательное соблюдение учебной

и трудовой дисциплины, повышение общественной активности школьников,

развитием самоуправления в ученических коллективах.

Уже в среднем звене школы через нравственное сознание, правосознание

многие важные мировоззренческие, политические установки «переходят» в

поведенческую практику учащихся. Моральные нормы, нормы закона – это как

раз те требования, с которыми ребята встречаются ежедневно и которые они

либо соблюдают легко и просто в силу своей воспитанности, либо нарушают в

силу отсутствия необходимых установок, закрепленных в виде привычек и

стремлений.

Молодежь – будущее нашего общества и она должна овладеть системой

представлений и понятий о дисциплинированности и ответственности в прошлом,

в настоящем и в будущем.

В основе выработки дисциплинированности и ответственности у подростков

находится процесс формирования мировоззренческих установок на деятельность

человека.

Сведения, которые получают школьники о дисциплинированности и

сознательности за многие годы обучения в школе, перерабатываются в их

сознании и формируются от представлений до понятий, от знаний до убеждений

и действий. Связь между знаниями, убеждениями и действиями носит

многофакторный характер. Существуют здесь прямые и обратные,

непосредственные и опосредованные зависимости.

Э.В.Акулкин и В.М.Соловьев [1, С. 19-20] считают, что на превращение

знаний в убеждения и поступки учащихся оказывают воздействия:

1. В какой степени знания о сознательности и дисциплинированности

представляются учащимся истинными, объективными по содержанию.

2. Насколько для них является авторитетным сам источник, из которого

они получают эти знания.

3. В какой мере учителю удается связать информацию о сознательности и

дисциплинированности (ее месте, роли и значении в жизни общества)

с актуальными проблемами нашего общества.

4. Совокупностью каких средств и приемов развивается интерес учащихся

к сознательности и дисциплинированности, а сам он опирается на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.