признание общественного мнения.
5. Ставится ли учителем задача, чтобы сообщаемые школьникам знания и
сознательности и дисциплинированности расширяли их теоретические
представления, служили недостающими звеньями в их мировоззрении
или удовлетворяли лишь познавательный интерес.
6. Удается ли реализовать на практике целостную программу расширения
и углубления мировоззренческих представлений учащихся о порядке и
организованности как необходимой основы в личной, коллективной и
общественной жизни.
Убеждения учащихся складываются на основе тех их знаний, которые носят
мировоззренческий и нравственный характер, глубоко затрагивают их
внутренний мир, разум, чувства, совесть и поведение. Осознанное знание в
известной мере уже новое знание, чувственно пережитое. Оно становится
активно действующим знанием, или убеждением. Нравственные и политические
представления и понятия перерастают в убеждения о сознательности,
ответственности и дисциплинированности и образуют сложную социально-
психологическую структуру. Ее компонентами становятся: интеллектуальный –
осознанное знание; эмоциональный – чувства, эмоции, закрепляющие ту или
иную мировоззренческую идею; поведенческий – воля, направленность к
действию, поступок.
«Личность человека формируется и развивается в результате воздействия
многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и
общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и
сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При
этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически
отображает внешние воздействия. Он выступает как субъект своего
собственного формирования и развития» [12, С.59] считает Б.Т.Лихачев
Одна из вечных проблем педагогики всегда состояла в том, чтобы добиться
максимального повышения эффективности преднамеренных, целенаправленных
воспитательных воздействий на человека. В современных условиях развития
России данная проблема приобретает чрезвычайно важное значение.
Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно
организованное воспитание.
Там, где есть воспитание:
а) учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные
особенности детей;
б) на полную мощность используются положительные влияния общественной и
природной среды;
в) ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней
среды;
г) достигается единство и согласованность всех социальных институтов;
д) ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.
Утверждая решающую роль воспитания в формировании и развитии личности,
А.С.Макаренко писал: «Я уверен в совершенно беспредельном могуществе
воспитательного воздействия. Я уверен, что если человек плохо воспитан, то
в этом исключительно виноваты воспитатели. Если ребенок хорош, то этим он
тоже обязан воспитанию, своему детству» [15а, С.363]. В.А.Сухомлинский
писал: «Воспитание – это многогранный процесс постоянного духовного
обогащения и обновления – и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает»
[31, С.14]. В данном определении ярко выделяется идея взаимообогащения,
взаимодействия субъекта и объекта воспитания.
Современная педагогика исходит из того, что понятие процесса воспитания
отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и
воспитуемого, их развивающихся отношений. Цели, которые ставит перед собой
педагог, выступают как некоторый продукт деятельности ученика; процесс
достижения этих целей также реализуется через организацию деятельности
ученика; оценка успешности действий педагога опять-таки производится на
основе того, каковы качественные сдвиги в сознании и поведении школьника.
Термин «процесс» трактуется как количественные и качественные изменения
чего-либо или кого-либо. С этих позиций в процессе воспитания происходят
количественные и качественные изменения как в личности воспитанника так и в
личности воспитателя.
Всякий процесс представляет собой совокупность закономерных и
последовательных действий, направленных на достижение определенного
результата.
Главный результат воспитательного процесса – формирование развитой,
активной, зрелой личности.
Развитие – это объективный процесс внутреннего последовательного
количественного и качественного изменения физических и духовных сил
человека.
Воспитание – процесс двусторонний, предполагающий как организацию и
руководство, так и собственную активность личности. Однако ведущая роль в
этом процессе принадлежит педагогу, который разрабатывает программу
реализации общей цели воспитания, обоснованно выбирает и применяет формы,
методы и приемы воспитания.
Воспитание – это передача одним поколением и усвоение его другим,
направленный на развитие человека.
В основе воспитательного процесса лежит система воспитательных
отношений, обеспечивающая взаимодействие воспитателей и воспитуемых в
соответствии с общественно заданными целями формирования личности. Любой
тип воспитательного отношения всегда связан со стремлением изменить
человека, воздействовать на его внутреннюю позицию, поведение и
деятельность, руководить формированием его личности. Поскольку ученик
участвует во взаимодействии с педагогом сознательно, воспитательные
отношения всегда носят субъект-субъектные отношения.
Сущность воспитательного процесса заключается в том, что внешнее
(объективное) становится достоянием внутреннего (субъективного),
переводится в область сознания человека, с тем, чтобы найти свое выражение
в результатах дальнейшего поведения и деятельности. При этом определяющее
значение имеют не сами по себе условия развития, а фактическое место
человека в этих условиях, его отношение к ним и характер деятельности в
них, то, что принято называть социальной ситуацией развития.
Воспитание является длительным, долговременным и, по существу,
непрерывным процессом, который начинается еще до прихода ребенка в школу и
продолжается всю жизнь.
Результаты воспитательного процесса обычно носят неоднозначный
характер. Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития
личности осложняется широким кругом обстоятельств:
- наличием разнообразнейших влияний на ребенка (школы, семьи, улицы,
неформальных групп и т.п.);
- наличием у детей определенных, уже сложившихся взглядов,
стремлений, привычек, вкусов;
- трудностью изучения внутреннего состояния учащихся;
- вариативностью результатов одного и того же педагогического
действия.
Это требует от педагога учитывать весь круг данных обстоятельств.
Ученые социологи, психологи и педагоги признают бесспорным тот факт,
что самым глубоким источником человеческой активности являются потребности.
Потребности – основной вид отношений человека к окружающей
действительности, потому что от их удовлетворения или неудовлетворения
зависит само существование и место человека в обществе. Глубочайший смысл
воспитательной работы состоит в отборе и воспитании человеческих
потребностей.
Воспитать – это еще не значит указывать ребенку, какие поступки следует
совершать. Надо выработать у него убеждение в общественной или личной
значимости и ценности правильного поведения. Важно заметить, однако, что
между мотивами и действиями нет однозначной зависимости. Несмотря на
сильную мотивацию, действие нередко и совсем не происходит и может быть и
наоборот. В психике ребенка реально существуют и другие регуляторы
поведения, среди которых первостепенное значение имеет интеллектуальная и
эмоционально-волевая активность человека.
Эффективность воспитательного процесса тем выше, чем он больше
обогащает и перестраивает потребностно-мотивационную сферу личности,
развивает ее интеллектуальную и эмоционально-волевую активность.
Подлинная сущность человеческой личности проявляется в ее поступках и
действиях. Для этого совершенно недостаточно одного желания поступать
определенным образом, сознавать необходимость требуемого поведения: это
лишь предпосылка практической деятельности, хотя и обязательная, но далеко
не сама деятельность.
Поступки и действия ребенка будут характерными для него лишь тогда,
когда они совершаются им неоднократно, много раз повторяются, в результате
чего он на опыте, на практике убеждается в правильности норм, усвоенных и
осознанных им. Можно сколько угодно убеждать ученика в пользе и ценности
дисциплинированности, но все это не даст искомого результата, если ребенок
не испытывает на себе влияния и радости от соблюдения данного качества.
Воспитание не продвинется ни на шаг, если ученик, зная важность
гимнастических упражнений, не будет их сознательно выполнять. Человек
формируется, растет и мужает в разнообразной деятельности, в творческом и
сознательном труде.
Истинная сущность воспитательной работы заключается в организации жизни
ребенка. Путь к единству сознания и поведения проходит через цепь связующих
элементов, которая включает в себя длительные упражнения в правильном
поступке, реальные взаимоотношения, организацию жизни учащихся на основе их
полезной деятельности и общения. Длительные, многократные упражнения в
правильном поступке порождают навыки и привычки требуемого поведения.
Навыки и привычки поведения – это устойчивые формы действий и поступков
человека, сделавшиеся как бы неотъемлемой его принадлежностью,
потребностью, неудовлетворение которой вызывает неприятные, а иногда даже
мучительные чувства. Чем больше рациональных и полезных действий человека
сделает для себя привычными, тем содержательнее и плодотворнее будет его
жизнь. Добрая привычка – это нравственный капитал человека (К.Д.Ушинский).
Сама по себе привычка еще не свойство личности, но в определенных условиях
она может стать им. Это происходит в тех случаях, когда объединяются
однородные привычки. Сознательный человек всегда является
дисциплинированным, ответственным и наоборот – дисциплинированная личность
всегда сознательная и ответственна. Формирование привычки сознательности и
ответственности в поведении и действиях личности мы опосредованно оказываем
влияние на процесс формирования дисциплинированности; формируя
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16