Для реализации такой политики в республике имеются необходимые предпосылки:
- наличие республиканской собственности на природно-сырьевные ресурсы, производственный и научно-технический потенциал;
- наличие высокоразвитых базовых отраслей промышленности - топливно энергетической, химической, нефтеперерабатывающей, металлургической, составляющей основу её экономической самостоятельности;
- наличие развитого аграрного сектора, позволяющего обеспечить перерабатывающую промышленность сырьём, население– продуктами питания.
Экономическая реформа в Республике Башкортостан с самого начала осуществлялась при активном воздействии государства /18, с. 15-17/. Разработана “Стратегия социально-экономического развития РБ на среднесрочную (до 2000 года) и долгосрочную (до 2005 года) перспективу”. Основные принципы и приоритеты новой стратегии социально экономических преобразований следующие: -8
Отказаться от ошибочных элементов первоначально принятого курса реформы, односторонне ориентирующего на саморегулирующий механизм рынка и в конечном счете к развалу многих отраслей народного хозяйства. Восстановить государственное регулирование экономики в его естественных и общепринятых в мировой практике границах и функциях в условиях перехода к рыночной системе;
провести государственную экспертизу итогов и результатов первого (ваучерного) этапа приватизации, особенно в базовых отраслях промышленности республики, разработать долгосрочную программу приватизации государственной собственности; обеспечить организационно-правовые и экономические меры
повышения инвестиционной активности, как определяющего инструмента выхода из экономического кризиса и рычага экономического роста, совершенствования структуры производства;
обеспечить переход от всеобъемлющего бюджетного финансирования сельского хозяйства к льготной налоговой, кредитной, ценовой политике и разумной бюджетной поддержке хозяйств;
новый этап преобразований должен отличаться совершенно новым подходом к оценке результатов реформ, где наряду с количественными параметрами должны выступать качественные показатели экономики: производительность труда, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность. Каково же состояние социально-экономического развития РБ по материалам Госкомстата РБ в 1998 году? Итоги социально-экономического развития республики в 1998 году свидетельствуют о том, что в сфере материального производства не удалось сохранить позиций, достигнутых в 1997 году. Произошло снижение выпуска промышленной продукции, инвестиционной активности.
По объему промышленного производства Республика Башкортостан устойчиво входит в первую десятку среди регионов РФ и занимает третье место в Уральском экономическом районе. Индекс физического объема производства составил 96, 5%. Республиканский индекс превысил показатели большинства областей Уральского района, а также по РФ в целом. Однако возникший в августе финансовый кризис обострил обстановку в социальной сфере. Резко увеличились показатели реально располагаемых денежных доходов, реальной заработной платы. Размер реальной начисленной средней оплаты труда, рассчитанный с учетом индекса потребительских цен, составил 92, 7%.
Вследствие засухи на преобладающей части территории республики объемы сельскохозяйственной продукции в 1998 году оказались значительно ниже уровня 1997 года.
Произведено сельхозпродукции на 11, 4 млрд. рублей (73, 4% в сопоставимой оценке к 1997 году) /23, с. 2-3/ -9
Политика государственного регулирования рыночных преобразований обеспечила некоторое смягчение кризисных процессов в Республике Башкортостан. Снижение общеэкономических показателей развития республики было несколько более медленным, чем по Российской Федерации. Главная специфика реформы сегодня – это то, что она с общероссийского уровня, когда общие её контуры очерчены, переходит на уровень регионов и более полно реализуется с учетом их специфики, особенностей и возможностей /18. С. 18-20/.
Главный итог реформ за последние годы состоит в создании основ рыночной экономики. Проводимая политика государственного регулирования рыночных преобразований обеспечила смягчение у нас кризисных явлений по сравнению с другими регионами Российской Федерации.
Уровень падения промышленного производства в республике был несколько меньше, чем в других областях Урала и в целом по России.
Сдержанная политика реформирования аграрного сектора, финансовая поддержка товаропроизводителей позволили избежать краха сельскохозяйственного производства, смягчить развивающиеся здесь негативные процессы. Следует назвать и некоторые другие положительные тенденции: создание и укрепление законодательной основы экономической самостоятельности Башкортостана;
расширение возможной для стабилизации производства и финансового оздоровления экономики;
последовательное развитие внешнеэкономических связей и внешнеэкономической деятельности.
Однако в экономике ещё имеются острые и болезненные для нас нерешенные проблемы.
Во-первых, нам ещё не удалось сформировать полноценный механизм рынка. В результате созидательная энергия реформ остается нереализованной. Не создан рынок недвижимости, в зачаточном состоянии находится рынок труда и рынок ценных бумаг.
Во-вторых, усилилась сырьевая направленность промышленного производства республики, доля материалов и энергоносителей в экспорте продукции возросла до 60%. В результате мы остаемся сырьевым регионом России.
В-третьих, тревогу вызывает состояние наукоёмких отраслей промышленности. Это прежде всего нефтепереработка, нефтехимия, машиностроение и в особенности–приборостроение. Износ оборудования в этих отраслях в большинстве случаев доходит до критической точки.
В- четвертых, по-прежнему “узким”местом остается развитие агропромышленного комплекса, Сложившееся здесь отставание отраслей переработки продукции ведёт к расточительному использованию земельных и -10
других сельскохозяйственных ресурсов, не оправданным потерям, сдеживает удовлетворение потребностей населения в высококачественных продуктах питания. В-пятых, несмотря на увеличение доли услуг в валовом внутреннем продукте республики прежде всего за счет снижения производства товаров, усиливается имевшееся и ранее отставание сферы услуг, которая в нынешних условиях практически разрушается.
В-шестых, в частном секторе экономики доминируют авантюрно-спекулятивные тенденции, позволяющие развитие рационально-продуктивного предпринимательства. Растут масштабы теневой экономики.
Теперь перед нами –качественно новая проблема: реализовать заложенный в реформах потенциал для возрождения и роста.
Главная стратегическая цель –это создание в Башкортостане современной конкурентоспособной экономики, занимающей одно из ведущих мест в едином экономическом пространстве России. Исходя из этой главной стратегической цели, следует выделить три тесно связанных, но относительно самостоятельных направления наших действий: создание современной структуры конкурентоспособной экономики; достижение социально ориентированного экономического роста, высокого уровня жизни, занятости и конечных доходов;
эффективное и бережливое использование природных, материальных, трудовых, энергетических и других, особенно невоспроизводимых ресурсов. /21. С. 25-27/.
2. Особенности и тенденции формирования кадров управления в условиях перехода к рынку.
Переход к устойчивому развитию российского общества требует глубокого и серьезного изучения всех аспектов деятельности государственного служащего, ученого, инженера, предпринимателя, рядового специалиста и прежде всего интеллектуальных, профессионально-деятельностных, нравственных, психологических и других качеств. Профессиональное и творческое развитие людских ресурсов,
эффективная реализация их потенциала представляет собой ту основу, на которой только и может быть обеспечена стабильность и достигнуто устойчивое социально-экономическое развитие страны. Особенности и тенденции формирования кадрового потенциала
раскрыты в трудах А. И. Турчинова, З. Р. Бессоновой, В. И. Матирко, В. И. Шкатуллы, В. Р. Веснина. /24. 8. 17. 28. 9/.
При изучении этой проблемы следует прежде всего уяснить содержание широко используемых терминов “кадры”, “персонал”, “кадровый потенциал”. -11
Термин “кадры”, особенно с определением “руководящие”, получил наибольшее распространение в бывших социалистических странах. Кадры – это основной (штатный, постоянный), как правило
квалифицированный состав работников (рабочих, служащих) предприятия, учреждения, общественной организации. Персонал – это весь личный состав работающих: постоянные и
временные специалисты и обслуживающие их деятельность рабочие и служащие.
Отказ от термина “кадры”, связанный лишь со стремлением значительно сузить объект государственной кадровой политики, ограничить его только управленческими кадрами (а иногда только руководящими), не совсем корректен по существу. Государство не может ограничиться управлением только этими кадрами. Оно регулирует весь спектр кадровых процессов и призвано создать условия для формирования, обогащения и рационального использования всех кадров, всех людских ресурсов общества. Неоправданно отождествление терминов “кадры” и “кадровый
потенциал”, что довольно часто встречается в отечественной литературе. Термином “кадровый потенциал” характеризуют скрытые, пока ещё не использованные возможности и способности, своего рода скрытые резервы. Так же выделяют стратегический кадровый потенциал, когда речь идет о подготовке кадров определенной специализации и квалификации, которые будут готовы для эффективного использования на разных уровнях управления через 10-15 лет, с учетом решения новых задач и функций. К тому же развитие кадрового потенциала предполагает не столько воспроизводство имеющихся кадров и их качеств, сколько формирование нового поколения госслужащих, прирост у них новых профессиональных качеств, обогащение кадрового корпуса государства. /10. С. 11-13/.
До недавнего времени в масштабах государства проблема решалась с позиций необходимости подготовить как можно больше специалистов. Для практики кадровой работы, управления персоналом организации профессиональное развитие персонала не должно быть самоцелью, оно должно быть в жесткой увязке с содержанием и уровнем труда, требуемого для конкретной должности, группы должностей, организации в целом. /27. С. 99/. Вопросы кадровой политики, формирования и использования кадрового потенциала федеральных органов исполнительной власти, широко освещены в работе В. И. Матирко “Проблемы кадровой политики в государственном аппарате”. /17. /
Коренные преобразования в политической жизни России и социально экономических отношениях переходного периода принципиально изменили представление о путях формирования и совершенствования государственного аппарата. -12 Эффективность функционирования федеральной госслужбы
непосредственно зависит от того, кто (какие люди), с каким набором профессиональных и личностных качеств служат в аппарате государственной власти. Перед российским обществом стоит задача формирования госслужащего нового типа, способного обеспечивать движение к качественно изменившимся социальным отношениям. Для рационального решения данной проблемы следует определить основные принципы и методы отбора кандидатов на должности исполнительной власти госслужбы РФ. В период перехода к рыночным отношениям и демократии политической системы общества перед госслужащими встают качественно новые, более сложные и разнообразные задачи. Это влечет за собой изменения требований к кандидатам на замещение должностей в аппарате министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12