В 1998 году сменены 8 глав сельских администраций, из них пятеро освобождены от должности в связи с выходом на пенсию (это главы -48
администраций Казаккуловского, Озерного, Миндякского, Амангильдинского, Ахуновского сельсоветов); 1 глава администрации–в связи с переходом на другую работу (Поляковского сельсовета), назначен глава администрации во вновь образованном Мансуровском сельсовете; глава администрации Кирябинского сельсовета освобожден от руководства как не справившийся со своими задачами. 2. 1. Анализ структуры и численности работников аппарата администрации г. Учалы и Учалинского района
Администрация г. Учалы и Учалинского района была образована согласно Указа Президента № УП-166 от 4. 04. 94г. “О реорганизации администраций г. Учалы и Учалинского района”.
Эта объединенная горрайадминистрация существует уже 4 года. Деятельность администрации построена как на основе Конституции РБ и других нормативных актов Президента, Госсобрания и Правительства России, Башкортостана, так же в основном в соответствии с Законом Республики Башкортостан“О местном государственном самоуправлении”, закона РБ “О государственной службе в Республике Башкортостан”. А также её деятельность регулируют разработанные в аппарате: - регламент работы (текстовой и графический); - положение о каждом управлении или отделе и службе;
- должностные инструкции на каждого ответработника, каждого структурного подразделения; - инструкции по делопроизводству;
- распределение обязанностей между главой администрации города и района, его заместителями и управляющими делами.
В аппарате администрации 5 заместителей (в том числе 2 первых заместителя: по промышленности и экономике и по Управлению сельского хозяйства и продовольствия), один управляющий делами, 11 начальников управления, 11 заместителей начальников управлений, 7 начальников отделов, 20 главных, 8 ведущих, 23 специалиста первой и 25 второй категории и т. д. Все руководители с высшим образованием, за исключением ведущего специалиста по защите прав потребителей, председателя спорткомитета и заведующего архивным отделом.
Должностная структура работников аппарата администрации (таблица № 1, 2) характеризуется высоким удельным весом в общей численности госслужащих групп старших (19, 69%) и младших (50, 9%) государственных должностей; госслужащие ведущих должностей составляют – 24, 1%, главных – 3, 6%, высших – 1, 8%.
Следует отметить, что руководители и их заместители и руководители структурных подразделений и их заместители составляют – 32, 15% общей численности работников. -52 Доля женщин в общей численности госслужащих аппарата
администрации составляет 32, 35%, мужчин – 67, 85%, в том числе по группам должностей: высшие должности – 100% мужчин, главные должности – 25% женщин и 75% мужчин, ведущие должности – 55, 5% женщин и 44, 5% мужчин, старшие должности – 68, 18% женщин и 31, 72% мужчин, младшие должности – 91, 2 % женщин и 8, 8% мужчин.
Наибольший удельный вес женщин в общей численности – в младшей (91, 2%) и старшей (68, 18) группах государственных должностей. Распределение государственных служащих аппарата администрации по уровню образования по группам государственных должностей представлено в таблице № 4.
В целом по аппарату 56, 24% госслужащих имеют высшее образование (из них 1, 7% - два высших образования), 41, 07% - средне-специальное, 3, 57% - среднее. В таблице № 3 приведены данные, характеризующие уровень образования госслужащих аппарата администрации по группам государственных должностей. Проведем анализ соответствия имеющегося профессионального
образования госслужащих требованиям пункта 4 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации “Об основах государственной службы Российской Федерации”, согласно которому высшие, главные, ведущие и государственные должности могут занимать лица с высшим
профессиональным образованием, служащие для старших и младших государственных должностей должны иметь среднее профессиональное образование по требуемой специализации (специальности) или образование, считающееся равноценным.
Ввиду отсутствия методических подходов к признанию имеющегося у госслужащих образования равноценным требуемому примем во внимание наличие любого высшего или среднего профессионального образования без учета специализации (осуществим “щадящую” оценку).
В целом на 1. 01. 99г. по всем группам государственных должностей 93, 0% госслужащих имели уровень профессионального образования, соответствующий требованиям их должностной группы. В то же время 3, 5% (или 4 человека) служащих по группе ведущих государственных должностей, 3, 5% (4 человека) – младших государственных должностей имели образовательный уровень ниже требуемого.
Из 29 (100%) руководителей структурных подразделений – 5 из них работают не по специальности. Распределение госслужащих аппарата, имеющих высшее профессиональное образование, по направлениям подготовки (специализации) представлено на рис. 1. -53
Как видно на рис. 1, 8, 03% госслужащих имеют высшее сельско хозяйственное образование; 25, 9% - высшее техническое образование, 31, 13% из них имели гуманитарное или социально-экономическое образование (в том числе по специальностям: 7, 14% - юриспруденция; 23, 2% - экономика и управление; 1, 7% - государственное и муниципальное управление); 30, 35% высшее педагогическое образование, практики без специального образования – 3, 57%.
По представленным данным удельный вес государственных служащих, являющихся дипломированными специалистами в областях “юриспруденция”, “государственное и муниципальное управление”, недостаточен и неадекватен современным задачам, решаемым госслужбой.
Одним из важнейших элементов системы работы с кадрами является повышение квалификации кадров.
Основной её целью является обеспечение предприятий, организаций, объединений, отраслей промышленности, сельскохозяйственного производства и иных сфер деятельности высококвалифицированными кадрами
руководителей, способных эффективно и в комплексе решать как экономические и организационные проблемы, так и вопросы социального развития подчиненных им коллективов.
Для эффективного управления производством, сельским хозяйством и любым другим коллективом необходимы глубокие знания в области экономики, менеджмента, права. Полученные в вузе знания, должны периодически пополняться. Поэтому необходимо пополнение знаний в
области экономики, маркетинга и т. д. в послевузовских центрах обучения. Сеть учебных заведений послевузовского профессионального образования за последние годы активно расширяется за счет учебных структур, специально создаваемых региональными администрациями для переподготовки и повышения квалификации работников республиканских правительств, областных, городских, районных, поселковых администраций. По имеющимся данным, при администрациях сегодня работает около 20 учебных центров. В их числе Башкирская академия государственной службы и управления, Институт государственного и муниципального управления (Йошкар-Ола) Кубанский кадровый центр и др. Главное направление их деятельности – повышение квалификации специалистов администраций, в первую очередь молодых, впервые приступивших к руководящей работе, работа с резервом за замещение должностей руководителей, главных (ведущих) специалистов администраций.
По данным кадровой службы администрации за прошедший 1998 год прошли краткосрочное обучение в Башкирской академии госслужбы и управления всего 30 человек–главы местных и администраций и начальники управлений, отделов администрации города и района. -54
В течение 1997-98г. в институте повышения квалификации кадров АПК обучились 40 специалистов и руководителей хозяйств, прошли курсы повышения квалификации при Башкирском институте развития образования – 38 педагогических кадров.
Анализ структуры и численности работников аппарата администрации позволил выявить следующую кадровую ситуацию: Аппарат администрации полностью укомплектован кадрами. Должностная структура работников аппарата администрации
характеризуется высоким удельным весом в общей численности госслужащих старших (19, 69%) и младших (50, 9%) государственных должностей; госслужащие ведущих должностей составляют– 24, 1%, главных – 3, 6%, высших – 1, 8%. Среди госслужащих аппарата 32, 35% составляют женщины и 67, 85% мужчины. В целом по аппарату 56, 24% госслужащих имеют высшее
образование, 41, 07% - средне-специальное, 3, 57% - среднее. По направлениям (специализации) высшего профессионального
образования 8, 03% государственных служащих имели высшее сельскохозяймственное, 25, 9% - высшее техническое, 31, 13% - гуманитарное, 30, 35% - педагогическое, 3, 57% - практики без образования.
Учитывая вышеизложенное и делая вывод о том, что переход к новой модели госуправления осуществляется в условиях сложной кадровой ситуации в аппарате администрации целесообразно принятие мер по следующим направлениям: - стабилизация структуры аппарата администрации и оптимизация её штатной численности;
- улучшение качественного состава работников аппарата администрации; - формирование кадрового резерва и работа с ним с учетом:
динамики вакансий, сложившихся должностной и возрастной структур; прогноза его развития, требуемых направлений обучения;
- дальнейшее развитие системы организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих на основе госзаказа;
- стимулирование профессионального развития и эффективного труда государственных служащих. 2. 2. Анализ структуры и численности. Руководители и специалисты хозяйств Учалинского района.
Вопросы подготовки и переподготовки кадров в хозяйствах района обсуждались два раза на Совете при главе администрации: 10 апреля 1996 года, 14 марта 1997 года. -55
В 17 хозяйствах района работает 5988 человек, из них должностных лиц 654, в т. ч. 128 – руководители и главные специалисты, 526 – руководители и специалисты среднего звена.
Распределение руководителей и специалистов хозяйств района по уровню образования приводится в таблице № 5. Из 654 руководителей и специалистов хозяйств района имеют высшее образование – 129 (или 19, 72%), 372 – средне-специальное образование, 153 – практики.
Так, из 128 руководителей, их заместителей и главных специалистов только 61 человек имеют высшее образование, а базовое образование соответствующее занимаемой должности – 56 человек, что составляет – 44%. Низок образовательный уровень руководителей и специалистов среднего звена, где с высшим образованием – 63 человека или 12%, средне-специальным – 322 (61%), 140 человек – практиков (27%).
В хозяйствах района ощущается нехватка специалистов – зоотехников и ветеринарных врачей. На этих должностях в некоторых хозяйствах района работают специалисты без специального образования. В СПК “Абзак” и СПК “Рысай” должности главных специалистов замещают специалисты не имеющие даже средне-специального образования. В таких сельско хозяйственных кооперативах как “Ильчигул”, “Озонкуль”, “Коммунар” – вакантны должности зоотехников и ветеринаров.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12