Рефераты. Кадровый потенциал в свете социально-экономического развития города и района - (диплом)

p>До принятия Федерального закона “Об основах государственной службы Российской Федерации” требования при подборе кандидатов на должности в государственный аппарат разрабатывали самостоятельно сами министерства и ведомства. Единых требований не было, методические рекомендации по их научно обоснованной разработке отсутствовали.

На основе анализа кадровой работы 20 министерств и ведомств были выявлены основные подходы к установлению требований к кандидатам на должности в государственный аппарат.

    Первый подход предполагал следующие основные требования:

образование, стаж работы в отрасли, стаж работы по направлению деятельности.

При втором подходе требования к кандидатам предусматривали наличие высшего образования по специальности в соответствии с деятельностью, стаж работы в отрасли (минимум 3 года), опыт по планируемой работе в аппарате. Третий подход, помимо уровня образования и стажа работы, предполагал требования к личностным качествам претендента и опыту организаторской работы. При этом личностные качества определялись путем применения методов психологической диагностики с использованием ПЭВМ.

    /17. с. 134-135/.
    На сегодняшний день требования к госслужащим определены

Федеральным законом “Об основах государственной службы Российской Федерации”, Законом, “О государственной службе в Республике Башкортостан” /2. 3. /. Квалифицированными требованиями к служащим, занимающим

    государственные должности госслужбы, являются:
    1) уровень профессионального образования с учетом группы и
    специализации государственных должностей госслужбы;
    2) стаж и опыт работы по специальности;
    -13

3) уровень знаний Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов РФ применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

Несмотря на то, что требования к госслужащим по группам должностей в общем плане установлены, целесообразно разработать профессионально квалификационные требования по каждой должности и определить совокупность личностных качеств кандидатов, необходимых для выполнения конкретных обязанностей.

Рассматривая основные направления формирования и использования кадрового потенциала, следует иметь в виду, что основной целью здесь является предупреждение вакансий и сохранение кадрового персонала для непрерывной и устойчивой работы конкретного органа государственной власти.

    Основные факторы, которые следует учитывать при анализе,
    формировании и использовании кадрового потенциала:
    - возрастная структура кадров государственного органа;
    - квалификационная структура кадров;
    - определение источников пополнения кадрового потенциала;
    - основные требования к формированию и подготовке резерва;
    - выявление тенденций развития в сфере руководящих кадров;

- установление четких требований по каждой должности, тщательные и многоэтапные процедуры отбора кандидатов;

    - принципиальные схемы замещения должностей;
    - планирование карьерного продвижения;

- планирование развития кадрового потенциала. /17. С. 137-138/. В процессе формирования кадрового потенциала важное место занимают вопросы прогнозирования вакансий и планирования замещения

    государственных должностей.

Е. В. Охотский и В. М. Анисимов рекомендуют производить расчет

дополнительной потребности в специалистах как с разбивкой по времени, так и по группам специальностей. /15. С. 57-64/.

Дополнительная потребность в специалистах (ДП) определяется как сумма следующих слагаемых:

    дополнительная потребность в специалистах на прирост общей
    численности (ДПч) в планируемом году;
    дополнительная потребность в специалистах на возмещение
    естественного выбытия специалистов (ДПв);

дополнительная потребность в специалистах на частичное обновление работников (ДПо), занимающих должности, требующие специальной подготовки.

Дополнительная потребность (ДП) в работниках определяется по формуле:

    ДП = ДПи + ДПв + ДПо .
    -14

Осуществляя планирование в целях обеспечения долговременной продуктивной работы с кадрами, необходимо учитывать следующие факторы: а) необходимость замещения персонала по годам (например, на предстоящие 3, 5 или 7 лет) в связи со следующими причинами выбытия сотрудников: уход на пенсию, естественная текучесть кадров (увольнение по собственному желанию), переход на инвалидность;

б) потребность в снижении численности работников (сокращение персонала вследствие рационализации, структурной перестройки учреждений, ввиду уменьшения объемов задач и т. п. );

в) возможность расширения численности персонала в связи с появлением новых задач, дополнительных функций, возлагаемых на учреждение.

    Для расчета потребности в персонале используются различные

коэффициенты. Наиболее типичным является коэффициент текучести кадров (Кт). Он рассчитывается по

    Ку
    следующей формуле: Кт = -------- ,
    Кср
    где Ку – общее число увольнений в плановый период;
    Су х 100

Кср – среднее число увольнений в плановый период; или Кт = ------------- , Сч

    где Су – среднегодовое число уволенных;
    Сч – среднегодовая численность работников.

Дополнительная потребность в работниках определяется как произведение численности работников на конец предыдущего года и коэффициента прироста их численности за текущий год (Кпчр) по формуле: Дпо = Чр х Кпчр Соответственно коэффициент прироста численности работников (Кпчр) вычисляется как отношение прироста численности работников (Пчр) к общей численности специалистов

    Пчр
    на конец предыдущего года (Чр) Кпчр = -------
    Пр

Одним из направлений в области работы с персоналом является планирование карьеры госслужащих. Основой планирования карьеры госслужащих является детализированный анализ квалификационно должностной структуры федерального органа исполнительной власти. Этот анализ основан на конкретном учете государственных должностей, в том числе тех, которые окажутся вакантными в обозримые сроки, и составлении списка кандидатов на замещение каждой из них.

Исходным фактором в планировании карьеры отдельных госслужащих является пятилетнее и текущее планирование потребности центрального аппарата федерального органа исполнительной власти в кадрах. -15

Планирование индивидуальной карьеры осуществляется для конкретного работника, зачисленного в резерв, с учетом требований к конкретной должности, его профессиональных и личных качеств.

Программы замещения должности для конкретных служащих должны обязательно включать следующие мероприятия:

    1) примерное определение должностей, которые может занять

госслужащий, последовательность их замещения в структуре центрального аппарата федерального органа исполнительной власти;

    2) определение потребности в переподготовке и повышении

квалификации госслужащих в составе кадрового резерва с целью подготовки для замещения определенных должностей;

3) ежегодную оценку результатов индивидуального труда госслужащих, а также регулярную оценку их индивидуальных качеств и возможностей; 4) собеседование с работниками по поводу перспектив их продвижения, выявления их склонностей, консультирование служащих их начальниками по вопросам подготовки к замещению будущей должности.

В своей работе “Кадры управления в корпорации США” А. Н. Исаенков приводит принципиальные схемы замещения должностей за счет внешних и внутренних источников.

Автор также видит схему замещения должностей за счет внешних источников:

    -в нижнем звене управления и штабных должностей;
    -молодыми специалистами;

-во всех звеньях управления – руководителями и специалистами, подбираемыми вне корпорации.

Основой практической работы по комплектованию штата из внешних источников является привлечение как можно большего числа кандидатов и тщательный отбор персонала.

    Каким должен быть эффективный руководитель?

Ему должны быть присущи следующие качества: способность влиять на людей, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, уверенность в себе, способность к творческому подходу, стремление к достижению цели, предприимчивость, ответственность и коммуникативные способности, независимость.

Однако на основе вышеперечисленных качеств можно создать только кадровый резерв. Для подбора руководителя необходимо применять такие критерии: готовность для замещения конкретных должностей, перечень задач, поставленных перед соответствующими претендентами в процессе их специальной подготовки. /8. с. 82-83/.

На данном этапе многие предприятия используют старый советский способ управления, базирующийся на связях и знакомствах. Большинство таких предприятий, использующих этот метод управления, обречены на вымирание.

    -16

В статье “Кадровая политика в Республике Башкортостан” В. И. Федоров отмечает, что длительное пребывание на должности нередко отрицательно сказывается на самих работниках, они теряют интерес к повышению своей квалификации, к возможности продвижения по служебной лестнице. /30. с. 3-5/. Рассмотрим основные положения и порядок формирования резерва госслужащих.

    Этапы формирования резерва:
    - определение потребности в резерве;
    - определение требований к кандидатам;
    - формирование списка возможных кандидатов;
    - предварительный отбор в резерв;
    - окончательный отбор в резерв;
    - теоретическое обучение резерва;
    - практическая подготовка;
    - подготовка к занятию в должности.
    Основные условия формирования эффективного резерва кадров
    госслужащих являются:

- преимущественное назначение на госдолжности госслужбы лиц из резерва кадров;

- своевременное назначение на государственные должности лиц, прошедших соответствующую подготовку в составе резерва;

    - ежегодное уточнение состава резерва кадров госслужащих,
    планирование должностных назначений;
    - организации обучения резерва кадров;

- внимательное, чуткое отношение к личности кандидатов в резерв, соблюдение конфиденциальности на всех этапах формирования резерва, и особенно при исследовании деловых и личностных качеств, отборе и оценке кандидатов;

    - повышение престижа госслужбы, моральное и материальное

стимулирование повышения профессионализма и служебного роста госслужащих, включенных в резерв кадров.

Таким образом, в современных условиях в государственном аппарате необходимы кадры с новым экономическим мышлением, глубоким знанием прогрессивных методов хозяйствования и правовых основ его ведения, навыками использования современной информационной технологии и работы в условиях демократизации, самоуправления и рыночных отношений. Эти работники обязаны прежде всего экономическими и правовыми

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.