Дата добавления: март 2006г.
_ 2КУЛЬТУРА ДОМОНГОЛЬСКОЙ РУСИ ( IX - НАЧАЛО XIII ВВ. )
2I. КУЛЬТУРА РУСИ ДО МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ ( ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ). 21. Особенности развития русской культуры. Культура народа является частью его истории. Ее ста новление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на станов ление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие куль туры входит, естественно, все, что создано умом, талан том, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.
а) _Факторы, по- . Культура Руси складывается в те же века, что и ста _влиявшие на . новление русской государственности. Рождение народа шло _складывание . одновременно по нескольким линиям - хозяйственной, поли _и развитие . тической, культурной. Русь складывалась и развивалась _культуры. . как средоточие огромного для того времени народа, состо ящего поначалу из различных племен; как государства, жизнь которого развертывалась на огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складыва лась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты - одни для Поднепровья, другие - для Северо-Восточной Руси и т. д.
- Русь - равнин- На развитие русской культуры влияло также то, что ное государство. Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным отечественным, так и иноплемен ным международным влияниям. И шло это из глубины веков. В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей, новгородских славян, других восточнославянских племен, так и влияние соседних наро дов, с которыми Русь обменивалась производственными на выками, торговала, воевала, мирилась, - с угро-финскими племенами, балтами, иранскими, другими славянскими наро дами и государствами.
- влияние Ви- В пору уже своего государственного становления Русь зантии. испытывала сильное влияние соседней Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных го сударств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т. е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, тра диций. Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глуби ны веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном.
- сохранность Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно стал своих тради- киваемся не только с влияниями извне, но с их порой зна ций. чительной духовной переработкой, их постоянным преломле нием в абсолютно русском стиле. Если влияние иноземных культурных традиций было сильнее в городах, которые сами по себе являлись центрами культуры, ее наиболее передо вых для своего времени черт, то сельское население было в основном хранителем старинных культурных традиций, связанных с глубинами исторической памяти народа. В се лах и деревнях жизнь текла в замедленном темпе, они были более консервативны, труднее поддавались различным куль турным новшествам.
б) _Принятие Хри- . Долгие годы русская культура - устное народное твор _стианства - пе- . чество, искусство, архитектура, живопись, художественное _реломный момент . ремесло - развивалась под влиянием языческой религии, _в развитии рус- . языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства _ской культуры. . положение резко изменилось. Прежде всего новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влия нии.
- двоеверие. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, ар хитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официаль ная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отда ленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраня ло свои позиции в сельской местности. Развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья. Под влияние народных традиций, устоев, привычек, под влияние народного мировосприятия новым содержанием на полнялась и сама церковная культура, религиозная идеоло гия. Суровое аскетическое христианство Византии на русс кой языческой почве с ее культом природы, поклонением солнцу, свету, ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюби ем, глубокой человечностью существенно преобразилось, что нашло отражение во всех тех областях культуры, где византийское, христианское в своей основе культурное влияние было особенно велико. Не случайно во многих цер ковных памятниках культуры (например, сочинениях церков ных авторов) мы видим совершенно светские, мирские рас суждения и отражение чисто мирских страстей. И не слу чайно, что вершина духовного достижения Древней Руси гениальное "Слово о полку Игореве" все пронизано язычес кими мотивами, о чем мы еще скажем ниже.
в) _Характерные чер- . Открытость и синтетичность древнерусской культуры, _ты русской куль- . ее мощная опора на народные истоки и народное восприя _туры. . тие, выработанные всей многострадальной историей восточ ного славянства, переплетение христианский и народ но-языческих влияний привело к тому, что в мировой исто рии называют феноменом русской культуры. Ее характерными чертами являются стремление к монументальности, масштаб ности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное биение пульса исканий, сомнений, страсти в литературе. И над всем этим господствовала большая слитность творца культурных ценностей с приро дой, его ощущение сопричастности всему человечеству, пе реживания за людей, за их боль и несчастья. Не случайно опять же одним из любимых образов русской церкви и куль туры стал образ святых Бориса и Глеба, человеколюбцев, непротивленцев, пострадавших за единство страны, приняв ших муку ради людей. Эти особенности и характерные черты культуры Древней Руси проявились не сразу. В своих ос новных обличьях они развивались в течение столетий. Но потом, уже отлившись в более или менее устоявшиеся фор мы, долго и повсеместно сохраняли свою силу. И даже тог да, когда единая Русь политически распалась, общие черты русской культуры проявлялись в культуре отдельных кня жеств. Несмотря на политические трудности, на местные особенности, это все равно была единая русская культура X - начала XIIв. Монголо-татарское нашествие, последую щий окончательный распад русских земель, их подчинение соседним государствам надолго прервали это единство.
г) _Роль церкви в . Наиболее заметная черта древнерусской культуры _развитии ру . с- господство в ней религии, которая, пронизывая все ее _ской культуры ... сферы, выступала как интегрирующий ее элемент, придавала ей определенную цельность. Деятельность церкви являлась одним из важных факторов, обеспечивавших и поддерживав ших господство религиозной идеологии. Степень господства религии в культуре во многом определялась силой и влия нием церкви во всех сферах общественной жизни, что в первую очередь зависело от характера складывавшихся от ношений между церковью и государством. Однозначного ответа на вопрос о влиянии церкви на культурно-исторический процесс, об оценке ее культурной деятельности быть не может. С одной стороны, церковь стимулировала развитие отдельных сфер культуры (письме ность, архитектура, живопись и др. ), используя арсенал их средств для пропаганды религиозной идеологии. С дру гой, подчинение этих сфер культуры интересам церкви, ус тановление строжайшего контроля и регламентации в конеч ном счете сковывали развитие. Оценка роли церкви в раз витии культуры должна быть конкретно-исторической, она не может быть одинаковой и однозначной по отношению к разным периодам. Столь значительное место, которое зани мала религия в древнерусской культуре, не приводило, од нако, к полному и безраздельному господству церкви в этой сфере жизни общества. 2II. 0 2ЯЗЫЧЕСТВО. 21. 0 2Мифология 0 2славян.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12