Рефераты. Культура Руси до монгольского нашествия (IX - начало XIII вв.) - (реферат)

p>б) _ Православное  . Зодчие стремились выделить церкви среди остальных  _храмостроитель- . городских зданий. В Северных городах, где фоном были се  _ство.  . рые бревенчатые дома, церкви делали белоснежными, а в южных городах, где постройки промазывали глиной и бели

    ли, церкви оставляли в красновато-розовой кирпичной ок
    раске (из-за толстого слоя раствора). Таким образом,
    церковные постройки на перекрестках и площадях станови
    лись заметными.

- основные по- Учителями каменного зодчества были византийцы. В стройки. конце X в. византийские мастера воздвигли в Киеве на месте древнего города Кия величественную пятиглавую Ус

    пенскую (Десятинную) церковь. К середине XI в. русские
    зодчие построили в важнейших политических центрах Руси
    несколько монументальных каменных (кирпичных) храмов:
    Спасо-Преображенский собор в Чернигове, Софийский собор
    в Киеве, Софийский собор в Полоцке и Софийский собор в
    Новгороде. Наименование этих соборных, главных церквей
    софийскими связано с двумя идеями: во-первых, это повто
    рение имени центрального храма всей Византийской империи
    - Софии Цареградской (ныне мечеть в Стамбуле); во-вто
    рых, храмы посвящались верховному божеству христианского
    пантеона - богу, творцу мира, в самой абстрагированной,
    высшей форме "софии премудрости божьей". Оба аспекта
    связаны с утверждением высшей княжеской власти.

* постройки XI - Большое количество храмов строится в XI и XII вв. в XII вв. разных городах Руси; деревянные церковные постройки это го времени нам неизвестны. Эпоха феодальной раздроблен

    ности была временем расцвета культуры вообще и архитек
    туры в частности. Во второй половине XII - начале XIII
    в. число храмов в стольных городах достигло многих де
    сятков. Русь стала полноправной участницей создания об
    щеевропейского "романовского" стиля, разрабатывая свои
    локальные варианты в каждом княжестве.

* конструктивная Конструктивная схема церковного здания такова. Четы схема. ре массивных столба, расположенных как бы по углам квад рата, соединены попарно арками. На арках стоит "барабан"

    - цилиндрическая "шея" здания, завершающаяся полусфери
    ческим куполом. Вокруг этого центрального каркаса стро
    ятся внешние стены здания, принимающие на себя часть тя
    жести барабана и купола. Наверху они завершаются свода
    ми. В восточной стене делаются выступы для алтаря (апси
    ды), в остальных стенах - порталы для входа.

- внешний об- Схема внешнего облика такова. Здание выглядит как лик храмов. три геометрические фигуры, поставленные одна на другую: куб - основа; на нем цилиндр; сверху - половина шара. Но

* здание. эту сухую схему архитекторы разнообразили волной "зако мар" (торцов сводов) по верху купола, узорчато обрамлен

    ными окнами, пилястрами или полуколоннами, членящими
    каждый фасад по вертикали аркатурными поясами, убывающи
    ми арками портала, а в ряде случаев - и галереями-гуль
    бищами вокруг трех стен церкви на одну треть высоты зда
    ния. Широко применялся всевозможный декор: пол внутри
    церкви вымащивали цветной майоликой или мозаикой, а то и
    медными плитами, производившими впечатление золотых.

* внешняя от- Кровля была или свинцовой, или медной с позолотой. делка. Золотое кружево обрамляло волнистые закомары, медные врата были покрыты золотой наводкой. Стены снаружи укра

    шались майоликой и частично росписью. там, где храмы
    строили не из кирпича, а из белого камня, стены покрыва
    ли скульптурными изображениями и резным орнаментом. На
    рубеже XII-XIII вв. общий стиль храмов меняется. Каждый
    город растет ввысь, появляются трехэтажные и четырехэ
    тажные деревянные постройки и каменная храмовая архитек
    тура старого типа начинает "тонуть" в общем городском
    ансамбле. Потребовалось поднять ее над городом, найти
    новые формы. Появились здания с несколькими рядами сту
    пенчатых арок, возвысивших купол на значительную высоту.

* примеры постро- Примерами могут служить две пятницкие (в честь свя ек. той Параскевы-пятницы) церкви в Новгороде (1207) и в Чернигове, а также храм Михаила в Смоленске. Непревзой

    денной гармоничностью отличается белокаменное зодчество
    Владимиро-Суздальской земли, созданное сыновьями Юрия
    Долгорукова - Андреем Боголюбским и Всеволодом Большое
    гнездо. Это церковь Покрова на реке Нерли, башня дворца
    Андрея в Боголюбове (где он был убит) и два замечатель
    ных собора конца XII в. - Успенский и Дмитровский (оба
    во Владимире), где пропорциональность отдельных частей
    гармонирует с общим замыслом. Щедрая декоративность
    Дмитровского собора не мешает восприятию его красивых и
    стройных общих форм. Недаром этот собор сравнивают со
    "Словом о полку Игореве": и там и здесь орнаментальные
    детали неразрывно связаны с общей идеей, усиливая, а не
    заслоняя ее; и там и здесь поражают монументальность и
    изящество, лаконичность и глубина.
    Татарское нашествие на 60 лет прервало развитие
    русской архитектуры. Лебединой песней белокаменного зод
    чества был Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, весь от
    земли до купола покрытый резьбой. Он был достроен в 1236
    г. , но резьба по камню не была еще завершена; на следую
    щий год полчища Батыя прошли через Суздальскую землю,
    оставив собор разрушенным. В конце XV в. любитель книг,
    летописей и старины архитектор и скульптор В. Д. Еромолин
    собрал здание из обломков; благодаря ему оно сохранилось
    до наших дней.
     25. Живопись, скульптура, музыка.

а)  _Общие черты ... Древнерусское искусство - живопись, скульптура, му зыка - с принятием христианства также пережило ощутимые

    перемены. Языческая Русь знала все эти виды искусства,
    но в чисто языческом, народном выражении. Древние резчи
    ки по дереву, камнерезы создавали деревянные и каменные
    скульптуры языческих богов, духов. Живописцы разрисовы
    вали стены языческих капищ, делали эскизы магических ма
    сок, которые затем изготовлялись ремесленниками; музы
    канты, играя на струнных и духовых музыкальных инстру
    ментах, увеселяли племенных вождей, развлекали простой
    народ.

- влияние Хри- Христианская церковь внесла в эти виды искусства со стианства. вершенно иное содержание. Церковное искусство подчинено высшей цели - воспеть христианского бога, подвиги апос

    толов, святых, деятелей церкви. Если в языческом искусс
    тве "плоть" торжествовала над "духом" и утверждалось все
    земное, олицетворяющее природу, то церковное искусство
    воспевало победу "духа" над плотью, утверждало высокие
    подвиги человеческой души ради нравственных принципов
    христианства. В византийском искусстве, считавшемся в те
    времена самым совершенным в мире, это нашло выражение в
    том, что там и живопись, и музыка, и искусство ваяния
    создавались в основном по церковным канонам, где отсека
    лось все, что противоречило высшим христианским принци
    пам. Аскетизм и строгость в живописи (иконопись, мозаи
    ка, фреска), возвышенность, "божественность" греческих
    церковных молитв и песнопений, сам храм, становящийся
    местом молитвенного общения людей, - все это было свойс
    твенно византийскому искусству. Если та или иная религи
    озная, богословская тема была в христианстве раз и нав
    сегда строго установлена, то и ее выражение в искусстве,
    по мнению византийцев, должно было выражать эту идею
    лишь раз и навсегда установленным образом; художник ста
    новился лишь послушным исполнителем канонов, которые
    диктовала церковь.

б)  _Фрески, иконы,  . С первых же лет византийское церковное искусство на  _мозаика ... Руси испытало на себе всю мощь русской народной культуры и народных эстетических представлений. Уже в XI в. стро

- первый иконо- гая аскетическая манера византийской иконописи превраща писец на Руси. лась под кистью русских художников в портреты, близкие к натуре, хотя русские иконы и несли в себе все черты ус

    ловного иконописного лика. В это время прославился пе
    черский монах-живописец Алимпий, про которого современ
    ники говорили, что он "иконы писать хитер бе [был] зе
    ло". "В княжение благоверного князя киевского Всеволода
    Ярославича, при игумене преподобном Никоне.... прибыли для
    украшения святой Печерской церкви греческие иконописцы;
    этим-то иконописцам и был отдан блаженный Алипий своими
    родителями в обучение живописному искусству" ("Житие
    Алипия Печерского").
    Про Алимпия рассказывали, что иконописание было
    главным средством его существования. Но заработанное он
    тратил весьма своеобразно: на одну часть покупал все,
    что было необходимо для его ремесла, другую отдавал бед
    някам, а третью жертвовал в Печерский монастырь. Работы
    кисти Алипия, к сожалению, не сохранились.

- фресковая живо- Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись, пись и мозаика. мозаика. Фрески Софийского собора в Киеве показывают ма неру письма здешних греческих и русских мастеров, их

    приверженность человеческому теплу, цельности и просто
    те. На стенах собора мы видим и изображения святых, и
    семью Ярослава Мудрого, и изображение русских скоморо
    хов, и животных. Прекрасная иконописная, фресковая, мо
    заичная живопись наполняла и другие храмы Киева. извест
    ны своей большой художественной силой мозаики Михайловс
    кого Златоверхого монастыря с их изображением апостолов,
    святых, которые потеряли свою византийскую суровость;
    лики их стали более мягкими, округлыми.

- сложение рус- Все более отходя от византийского наследия и опира ской школы ясь на местные традиции, усилившиеся вместе с процессом живописи. феодального дробления, киевские художники обретали свой собственный стиль. В изображении лиц, одеяний, архитек

    турных кулис проникают местные черты, отражающие русские
    типы, русский костюм (фрески "Музыканты и скоморохи",
    "Охота на медведя", фрески придела Иоакима и Анны Со
    фийского собора в Киеве "Благовещенье у колодца", "Обру
    чение Марии"). Так постепенно закладывались основы для
    формирования русской школы живописи.

* Новгородская Уже в XII - XIII вв. сложилась новгородская школа школа. живописи. Ее характерными чертами стали ясность идеи, реальность изображения, доступность. От XII в. до нас

    дошли замечательные творения новгородских живописцев:
    икона "Ангел Златые власы", где при всей византийской
    условности облика Ангела чувствуется трепетная и краси
    вая человеческая душа, и "Устюжское Благовещенье". Или
    икона "Спас Нерукотворный" (также XII в. ), на которой
    Христос со своим выразительным изломом бровей предстает
    грозным, все понимающим судьей человеческого рода. В
    иконе "Успение Богородицы" в лицах апостолов запечатлена
    вся скорбь утраты. Достаточно вспомнить, например, зна
    менитые фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода
    (конец XII в. ).
    Широкое распространение иконописной, фресковой живо
    писи было характерно и для Чернигова, Ростова, Суздаля,
    позднее Владимира-на-Клязьме, где замечательные фрески,
    изображающие "Страшный суд", украшали Дмитриевский собор.
    Юрьеву великокняжескому монастырю принадлежало одно
    из самых ранних произведений новгородской станковой жи
    вописи - икона святого Георгия (XII в. ). На ней изобра
    жен храбрый воин с копьем в правой руке. На нем богато
    разукрашенное одеяние. От его спокойной, мужественной
    фигуры веет непоколбимой силой.

* Ярославская В начале XIII в. прославилась ярославская школа ико школа. нописи. В монастырях и церквах Ярославля было написано немало превосходных иконописных произведений. Особенно

    известна среди них так называемая "Ярославская Оранта",
    изображавшая Богородицу. Ее прообразом стало мозаичное
    изображение Богородицы в Софийском соборе в Киеве работы
    греческих мастеров, запечатлевших суровую властную жен
    щину, простирающую руки над человечеством. Ярославские
    же искусники сделали облик Богородицы теплее, человеч
    нее. Это прежде всего мать-заступница, несущая людям по
    мощь и сострадание. Византийцы видели Богородицу по-сво
    ему, русские живописцы - по-своему.

в)  _Музыка ... Составной частью искусства Руси явлвлось музыкаль ное, певческое искусство. В "Слове о полку Игореве" упо

    минается легендарный сказитель-певец Боян, который "на
    пускал" свои пальцы на живые струны и они "сами князьям
    славу рокотали" На фресках Софийского собора мы видим
    изображение музыкантов, играющих на деревянных духовых и
    струнных инструментах - лютне и гуслях. Из летописных
    сообщений известен талантливый певец Митус в Галиче. В
    некоторых церковных сочинениях, направленных против сла
    вянского языческого искусства, упоминаются уличные ско
    морохи, певцы, танцоры; существовал и народный кукольный
    театр. Известно, что при дворе князя Владимира, при дво
    рах других видных русских властелинов во время пиров
    присутствующих развлекали певцы, сказители, исполнители
    на струнных инструментах.
    В свадебных, застольных, похоронных песнях отража
    лись многие черты жизни людей того времени. Так, в древ
    них свадебных песнях говорилось и о том времени, когда
    невест похищали "умыкали" (конечно, с их согласия), в
    более поздних - когда их выкупали, а в песнях уже хрис
    тианского времени речь шла о согласии и невесты, и роди
    телей на брак.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.