Рефераты. Культура Руси до монгольского нашествия (IX - начало XIII вв.) - (реферат)

p>а)  _Важнейшие . Мифология восточных славян выступала важной состав  _представления . ной частью вероучения их религии - язычества. Примени  _славян.  . тельно к истории Древней Руси язычеством называются ре лигиозные верования, обряды и традиции, сложившиеся до

    принятия христианства.
    Мифологическое повествование - основа важнейших ве
    роучительных представлений славянского язычества: о чу
    десном обустройстве мира необыкновенными существами
    богами и первопредками; о божественном присутствии в
    природе, о человеческой судьбе и общественных делах; об
    иерархии богов, которая мыслилась прежде всего как се
    мейное соподчинение младшего поколения богов старшему; о
    постоянном сверхестественном движении форм жизни - в по
    тусторонний мир и обратно, из человеческого состояния в
    зооморфное и т. п. Наконец, в ткань язычества красной
    нитью была вплетена мифологическая идея дуализма - все
    (и природа, и человеческое естество) пронизано борьбой
    светлых, добрых и темных, злых начал.
    Мифологические образы богов составляли пантеон - бо
    жественное сообщество. Славянин-язычник свято верил в
    реальность существования своих богов. Одно старинное
    сказание сохранило слова князя Владимира, обращенные к
    варягу Олаву: "Прошу тебя почитать богов и укрощать себя
    перед ними покорностью; опасаюсь, что они прольют на те
    бя ужас своего бурного гнева и жестокости" ("Сага Олава
    Тригвесона"). Боги, как и предки из своей обители, зорко
    следили за порядком в мире, выступали гарантом соблюде
    ния обычаев древнего общества.
    Из мифологических олицетворений темных сил язычество
    формировало полчища демонов - нечисть.
    Открытые древнему человеку в виде религиозного зна
    ния, мифы воспринимались в культурах прошлого как свя
    щенные повествования. Священный ореол вокруг важнейших
    мифов поддерживался еще и тем, что многие мифы имели
    своим прямым продолжение ритуал, священнодействие, ра
    зыгрывающее сюжет мифа.

б)  _Краткая харак- . Сознание человека было в плену представлений о злых  _теристика . и добрых духов природы, о возможности воздействия на  _обрядов язы- . природу при помощи заклинаний, заговоров, умилостиви  _чества.  . тельных жертв и всего многообразного ритуала магических действий. Изобразительное искусство и фольклор были не

    разрывно связаны с языческими представлениями.

- основные Повсеместно распространялся обычай сожжения покойни обычаи. ков и возведения над погребальными кострами больших зем ляных насыпей - курганов. Вера в загробный мир проявля

    лась в том, что вместе с покойниками клали вещи, оружие,
    пищу, а на могилах ежегодно устраивались поминки в честь
    священных предков. Для защиты от злых сил (упырей, ле
    ших, злыдней) употреблялись амулеты из волчьих и мед
    вежьих зубов, применялись словестные заговоры, вносились
    магические знаки в орнамент. Рождение, свадьба, смерть
    все эти события в жизни человека сопровождались заклина
    тельными обрядами.

- божества. Главными божествами славян являлись: божество все ленной - Род, божество солнца - Даждьбог, богиня земли,

    бог скота - Велес, бог огня - Сварог, бог грозы - Перун.
    Кроме того, существовало множество мелких божеств.
    Священным считался домашний очаг или печь, как символ
    семьи. Огню молились под овином. В деревнях стояли идо
    лы, изображавшие божества, которым "всем миром" приноси
    ли жертвы. Богов угощали специально откормленными бара
    нами и быками, причем те, кто приносил жертвы, сами
    участвовали в съедении жертвенных животных. Почитались
    священными рощи, реки, озера. Кроме того, у каждого пле
    мени существовало общее святилище, куда сходились члены
    племени на особо торжественные праздники и для решения
    важных дел.
     22. Календарные обряды и праздники.

а)  _Колядование.  . Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были слиты с земледельческим трудом, с жизнью природы, а зна

    чит, с мифологическими олицетворениями природных сил.
    Рождение Коляды, мифологического существа, родствен
    ного Макоши, совпадало по времени с "рождением" Солнца
    зимним солнцеворотом. Участники обряда колядования рас
    певали песни, прославлявшие Коляду, ходили по домам, же
    лали хозяевам здоровья, богатого урожая, приплода в нас
    тупающем году. По требованию колядующих хозяева вознаг
    раждали их съестными дарами - это была жертва Коляде.
    Разжигали костры, и под веселые песни, сопровождаемые
    танцами ряженых, собранная еда коллективно поедалась.
    Происходило это обычно 24 декабря (по старому стилю).
    Колядованием начинались зимние святки - древний сла
    вянский праздник начала Нового года, длившийся с 25 де
    кабря по 6 января (по старому стилю). В чем его суть?

- значение. Набиравшее силу солнце обещало скорое пробуждение земли, возрождение природы. Древние земледельцы, нераз

    рывно связанные своим трудом с природой, верили, что,
    соединяя усилия многих людей в обрядовом действе, они
    могут помочь плодородию. Ведь люди и природа, согласно
    их мировоззрению, - две части одного целого, а обряд
    средство сообщения между ними.
    Обязательные святочные игры, веселые забавы, обиль
    ная еда и хмельные напитки пробуждали в людях жизнера
    достную энергию, которая, по их убеждению, сливалась с
    возникающей энергией плодородия, удваивая ее.
    Другая сторона святочных ритуалов - гадания. Каждому
    хотелось узнать, каков будет год: урожайным ли, обильным
    ли на недуги, щедрым ли на свадьбы. Считалось, что отк
    рытое по святочному гаданию обязательно сбудется.

б)  _Масленница.  . В конце марта, в период весеннего равноденствия от мечали масленицу. Масленица - праздник проводов зимы и

    встречи весны. Непременным спутником этого весеннего
    праздника были блины, масляные блины. Своей формой они
    символизировали солнце. Тысячу лет назад вид блинов был
    еще ближе к древнейшему схематическому изображению Солн
    ца - их пекли на круглых глиняных сковородках с зубчаты
    ми краями и прочерченным внутри крестом.
    Над веселящейся, ряженой, объевшейся масляными бли
    нами толпой возвышалась сама Масленица - олицетворение
    конца зимы и начала сезона плодоношения. На празднике
    она присутствовала в виде чучела, разодетого в женские
    одежды. Гуляние начиналось с обрядов призыва и встречи
    Масленицы. Заканчивалось же гуляние ритуальным захороне
    нием Масленицы - чучело сжигали или, разорвав, разбрасы
    вали по полям, закапывали. Ознаменовав приход весны, пе
    редав свою силу полям, Масленица должна была теперь ус
    покоиться до следующего года.

в)  _Весенние  . К весенним обрядам заранее готовились: вышивали по  _праздники.  . лотенца с изображениями богини плодородия Макоша, рожа ниц, лошадей, журавлей и других птиц. Покрывали эти по

    лотенца растительным орнаментом. Не обходились весенние
    обряды и без раскрашенных яиц. Традиция расписывать яйца
    весной - одна из древнейших, среди сохранившихся доныне.
    Расписное яйцо было столь важным атрибутом обрядов, что
    длительное время (примерно с Х века) держался обычай
    пользоваться специально изготовленными керамическими ра
    зукрашенными яйцами - писанками. Считалось, что раскра
    шенное ритуальное яйцо обладает необыкновенными свойс
    твами: им можно исцелить больного или даже потушить по
    жар, случившийся от удара молнии.
    Венчали весеннюю обрядность и начинали летнюю "зеле
    ные святки", или русалии. Они приходились на конец мая
    июнь (в разных местностях назначали свой срок). Для зем
    лепашца это время критическое - все, что мог, он на по
    лях сделал, брошенное зерно дало всходы, теперь все за
    висело от природы, а значит, от прихоти управляющих при
    родными стихиями существ.
    Взор земледельца обращался к водным гладям - к рекам
    и озерам, источнкам благодатной утренней росы. А душа
    к русалкам, властительницам водоемов. И ожидали в это
    время от русалок не только шалостей и козней, но и оро
    шения полей живительной влагой, способствующей колошению
    хлебов.
    Русальные ритуальные хороводы и песни сопровожда
    лись ударами бубна, резкими звуками флейты. Верчением и
    прыжками, пронзительными выкриками участники приводили
    себя в состояние крайнего возбуждения. Такое массовое
    буйство должно было привлечь внмание русалок и выманить
    их из омутов.

г)  _Ярилин день.  . Добрый урожай зависел не только от умеренного ороше ния, но и от солнечного тепла. Поэтому частью "зеленых

    святок" были два "огненных", солнечных праздника - Яри
    лин день (4 июня по старому стилю) и Ивана Купала (24
    июня по старому стилю), дата летнего солнцестояния.
    Ярило был богом восходящего или весеннего солнца,
    богом похоти и любви, богом производителем и покровите
    лем животных, производителем растений, богом силы и
    храбрости.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.