б) _Краткая харак- . Сознание человека было в плену представлений о злых _теристика . и добрых духов природы, о возможности воздействия на _обрядов язы- . природу при помощи заклинаний, заговоров, умилостиви _чества. . тельных жертв и всего многообразного ритуала магических действий. Изобразительное искусство и фольклор были не разрывно связаны с языческими представлениями.
- основные Повсеместно распространялся обычай сожжения покойни обычаи. ков и возведения над погребальными кострами больших зем ляных насыпей - курганов. Вера в загробный мир проявля лась в том, что вместе с покойниками клали вещи, оружие, пищу, а на могилах ежегодно устраивались поминки в честь священных предков. Для защиты от злых сил (упырей, ле ших, злыдней) употреблялись амулеты из волчьих и мед вежьих зубов, применялись словестные заговоры, вносились магические знаки в орнамент. Рождение, свадьба, смерть все эти события в жизни человека сопровождались заклина тельными обрядами.
- божества. Главными божествами славян являлись: божество все ленной - Род, божество солнца - Даждьбог, богиня земли, бог скота - Велес, бог огня - Сварог, бог грозы - Перун. Кроме того, существовало множество мелких божеств. Священным считался домашний очаг или печь, как символ семьи. Огню молились под овином. В деревнях стояли идо лы, изображавшие божества, которым "всем миром" приноси ли жертвы. Богов угощали специально откормленными бара нами и быками, причем те, кто приносил жертвы, сами участвовали в съедении жертвенных животных. Почитались священными рощи, реки, озера. Кроме того, у каждого пле мени существовало общее святилище, куда сходились члены племени на особо торжественные праздники и для решения важных дел. 22. Календарные обряды и праздники.
а) _Колядование. . Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были слиты с земледельческим трудом, с жизнью природы, а зна чит, с мифологическими олицетворениями природных сил. Рождение Коляды, мифологического существа, родствен ного Макоши, совпадало по времени с "рождением" Солнца зимним солнцеворотом. Участники обряда колядования рас певали песни, прославлявшие Коляду, ходили по домам, же лали хозяевам здоровья, богатого урожая, приплода в нас тупающем году. По требованию колядующих хозяева вознаг раждали их съестными дарами - это была жертва Коляде. Разжигали костры, и под веселые песни, сопровождаемые танцами ряженых, собранная еда коллективно поедалась. Происходило это обычно 24 декабря (по старому стилю). Колядованием начинались зимние святки - древний сла вянский праздник начала Нового года, длившийся с 25 де кабря по 6 января (по старому стилю). В чем его суть?
- значение. Набиравшее силу солнце обещало скорое пробуждение земли, возрождение природы. Древние земледельцы, нераз рывно связанные своим трудом с природой, верили, что, соединяя усилия многих людей в обрядовом действе, они могут помочь плодородию. Ведь люди и природа, согласно их мировоззрению, - две части одного целого, а обряд средство сообщения между ними. Обязательные святочные игры, веселые забавы, обиль ная еда и хмельные напитки пробуждали в людях жизнера достную энергию, которая, по их убеждению, сливалась с возникающей энергией плодородия, удваивая ее. Другая сторона святочных ритуалов - гадания. Каждому хотелось узнать, каков будет год: урожайным ли, обильным ли на недуги, щедрым ли на свадьбы. Считалось, что отк рытое по святочному гаданию обязательно сбудется.
б) _Масленница. . В конце марта, в период весеннего равноденствия от мечали масленицу. Масленица - праздник проводов зимы и встречи весны. Непременным спутником этого весеннего праздника были блины, масляные блины. Своей формой они символизировали солнце. Тысячу лет назад вид блинов был еще ближе к древнейшему схематическому изображению Солн ца - их пекли на круглых глиняных сковородках с зубчаты ми краями и прочерченным внутри крестом. Над веселящейся, ряженой, объевшейся масляными бли нами толпой возвышалась сама Масленица - олицетворение конца зимы и начала сезона плодоношения. На празднике она присутствовала в виде чучела, разодетого в женские одежды. Гуляние начиналось с обрядов призыва и встречи Масленицы. Заканчивалось же гуляние ритуальным захороне нием Масленицы - чучело сжигали или, разорвав, разбрасы вали по полям, закапывали. Ознаменовав приход весны, пе редав свою силу полям, Масленица должна была теперь ус покоиться до следующего года.
в) _Весенние . К весенним обрядам заранее готовились: вышивали по _праздники. . лотенца с изображениями богини плодородия Макоша, рожа ниц, лошадей, журавлей и других птиц. Покрывали эти по лотенца растительным орнаментом. Не обходились весенние обряды и без раскрашенных яиц. Традиция расписывать яйца весной - одна из древнейших, среди сохранившихся доныне. Расписное яйцо было столь важным атрибутом обрядов, что длительное время (примерно с Х века) держался обычай пользоваться специально изготовленными керамическими ра зукрашенными яйцами - писанками. Считалось, что раскра шенное ритуальное яйцо обладает необыкновенными свойс твами: им можно исцелить больного или даже потушить по жар, случившийся от удара молнии. Венчали весеннюю обрядность и начинали летнюю "зеле ные святки", или русалии. Они приходились на конец мая июнь (в разных местностях назначали свой срок). Для зем лепашца это время критическое - все, что мог, он на по лях сделал, брошенное зерно дало всходы, теперь все за висело от природы, а значит, от прихоти управляющих при родными стихиями существ. Взор земледельца обращался к водным гладям - к рекам и озерам, источнкам благодатной утренней росы. А душа к русалкам, властительницам водоемов. И ожидали в это время от русалок не только шалостей и козней, но и оро шения полей живительной влагой, способствующей колошению хлебов. Русальные ритуальные хороводы и песни сопровожда лись ударами бубна, резкими звуками флейты. Верчением и прыжками, пронзительными выкриками участники приводили себя в состояние крайнего возбуждения. Такое массовое буйство должно было привлечь внмание русалок и выманить их из омутов.
г) _Ярилин день. . Добрый урожай зависел не только от умеренного ороше ния, но и от солнечного тепла. Поэтому частью "зеленых святок" были два "огненных", солнечных праздника - Яри лин день (4 июня по старому стилю) и Ивана Купала (24 июня по старому стилю), дата летнего солнцестояния. Ярило был богом восходящего или весеннего солнца, богом похоти и любви, богом производителем и покровите лем животных, производителем растений, богом силы и храбрости.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12