Рефераты. Культура Руси до монгольского нашествия (IX - начало XIII вв.) - (реферат)

p>* Произведения Автор середины XIIв. киевский митрополит Климентий Климентия Смоляти- Смолятич в своем "Послании" священнику Фоме, ссылаясь на ча и Турова Ки- греческих философов Аристотеля, Платона, на творчество рилла. Гомера, также воссоздает образ высоконравственного чело века, чуждого властолюбию, сребролюбию и тщеславию.

    В своей "Притче о человеческой душе" (конец XIIв. )
    епископ города Турова Кирилл, опираясь на христианское
    миропонимание, дает свое толкование смысла человеческого
    бытия, рассуждает о необходимости постоянной связи души
    и тела. В то же время он ставит в своей "Притче" вполне
    злободневные для русской действительности вопросы, раз
    мышляет о взаимоотношении церковной и светской власти,
    защищает национально-патриотическую идею единства Русс
    кой земли, которая была особенно важна в то время, как
    владимиро-суздальские князья начали осуществлять центра
    лизаторскую политику накануне монголо-татарского нашест
    вия.
    Одновременно с этими сочинениями, где религиозные и
    светские мотивы постоянно переплетались, переписчики в
    монастырях, церквах, в княжеских и боярских домах усерд
    но переписывали церковные служебные книги, молитвы,
    сборники церковных преданий, жизнеописания святых, древ
    нюю богословскую литературу. Все это богатство религиоз
    ной, богословской мысли также составляло неотъемлемую
    часть общей русской культуры.

* "Слово о полку Но, конечно, наиболее ярко синтез русской культуры, Игореве". переплетение в ней языческих и христианских черт, рели гиозных и светских, общечеловеческих и национальных мо

    тивов прозвучало в "Слове о полку Игореве". Это поэма
    эпохи. Это ее поэтическое образное выражение. Это не
    только взволнованный призыв к единству Русской земли, не
    только горделивый рассказ о мужестве "русичей" и не
    только плач по погибшим, но и размышления о месте Руси в
    мировой истории, о связи Руси с окружающими народами.
    Века "Траяна" и Херсонес, венецианцы, немцы, греки - все
    они связаны с судьбой Русской земли, где славен лишь
    тот, кто выражает ее подлинные интересы.
    А ведь эти произведения XIIв. , звучавшие на всю
    Русь, были созданы в период самой большой политической
    раздробленности страны.

б)  _Летописи ... Летописи - это средоточие истории Древней Руси, ее идеологии, понимания ее места в мировой истории - явля

- важность ются одним из важнеших памятников и письменности, и ли летописей. тературы, и истории, и культуры в целом. За составление летописей, т. е. погодных изложений событий, брались лишь

    люди самые грамотные, знающие, мудрые, способные не
    просто изложить разные дела год за ггодом, но и дать им
    соответствующее объяснение, оставить потомству видение
    эпохи так, как ее понимали летописцы.
    Летопись была делом государственным, делом княжес
    ким. Поэтому поручение составить летопись давалось не
    просто самому грамотному и толковому человеку, но и то
    му, кто сумел бы провести идеи, близкие той или иной
    княжеской ветви, тому или иному княжескому дому. Тем са
    мым объективность и честностьь летописца вступали в при
    тиворечие с тем, что мы называем "социальным заказом".
    если летописец не удовлетворял вкусам своего заказчика,
    с ним расставались и передавали составление летописи
    другому, более надежному, более послушному автору. Увы,
    работа на потребу власти зарождалась уже на заре пись
    менности и не только на Руси, но и в других странах.

- появление на Летописание, по наблюдениям отечественных ученых, Руси. появилось на Руси вскоре после введения христианства. Первая летопись, возможно, была составлена в конце Хв.

    Она была призвана отразить историю Руси со времени появ
    ления там новой династии Рюриковичей и до правления Вла
    димира с его впечатляющими победами, с введением на Руси
    христианства. Уже с этого времени право и обязанность
    вести летописи были даны деятелям церкви. Именно в церк
    вах и монастырях обретались самые грамотные, хорошо под
    готовленные и обученные люди - священники, монахи. Они
    располагали богатым книжным наследием, переводной лите
    ратурой, русскими записями старииных сказаний, легенд,
    былин, преданий; в их распоряжении были и великокняжес
    кие архивы. Им подручней всего было выполнить эту от
    ветственную и важную работу: создать письменный истори
    ческий памятник эпохи, в которой они жили и работали,
    всязал ее с прошлыми временами, с глубокими исторически
    ми истоками.

- первые лето- Ученые считают, что, прежде чем появились летописи писи. масштабные исторические сочинения, охватывающие несколько веков русской истории, - существовали отдельные записи,

    в том числе церковные, устные рассказы, которые поначалу
    и послужили основой для первых обобщающих сочинений. Это
    были истории о Кие и основании Киева, о походах русских
    войск против Византии, о рутешествии княгини Ольги в
    Константинополь, о войнах Святослава, сказание об убийс
    тве Бориса и Глеба, а также былины, жития святых, пропо
    веди, предания, песни, разного рода легенды.
    Позднее, уже в пору существования летописей к ним
    присоединялись все новые рассказы, сказания о впечатля
    юих событиях на Руси, вроде знаменитой распри 1097г. и
    ослеплении молодого князя Валилька, или о походе русских
    князей на половцев в 1111г. Летопись включила в свой
    состав и воспоминания Владимира Мономаха о жизни - его
    "Поучение детям".
    Вторая летопись была создана при Ярославе Мудром в
    пору, когда ог объединил Русь, заложил храм Святой Со
    фии. Эта летопись вобрала в себя предшествующую лето
    пись, другие материалы.

- летописные Уже на первом этапе создания летописей стало очевид своды. ным, что они представляют собой коллективное творчество, являются сводом предшествующих летописных записей, доку

    ментов, разгого рода устных и письменных исторических
    свиделельств. Составитель очередного летописного свода
    выступал не только как автор соответствующих заново на
    писанных частей летописи, но и как составитель и редак
    тор. Вот это-то его уиение направить идею свода в нужную
    сторону высоко ценилось киевскими князьями.
    Очередной летописный Свод был создан знаменитым Ила
    рионом, который писав его, лидимо, под именем монаха Ни
    кона, в 60-70-е годы XIв. , после смерти Ярослвав Мудро
    го. А потом появился Свод уже во времена Святополка в
    90-е годы XIв.

- " Повесть Свод, за который взялся монах Киево-Печерского мо временных лет". настыря Нестор и который вошел в нашу историю под именем "Повести временных лет", оказался, таким образом, по ме

    ношей мере пятым по счету и создавался в первое десяти
    ление XIIв. при дворе князя Святополка. И каждый свод
    обогащался все новыми и навыми материалами, и каждый ав
    тор вносил в него свой талант, свои знания, эрудицию.
    Свод Нестора был в этом смысле вершиной раннего русского
    летописания.
    В первых строках своей летописи Нестор поставил воп
    рос "Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеле начал
    первым княжить и откуда Русская земля стала есть". Таким
    образом, уже в этих первых словах летописи говорится о
    тех масштабных целях, которые поставил перед собой ав
    тор. И действительно, летопись не стала обычной хрони
    кой, каких немало было в ту пору в мире - сухих, бесс
    трастно фиксирующих факты, но взволнованным рассказом
    тогдашнего историка, вносящего в повествование философс
    ко-религиозные обоьюения, свою образную систему, темпе
    рамент, свой стиль. Происхождение Руси, как мы об этом
    уже говорили, Нестор рисует на фоне развития всей миро
    вой истории. Русь - это один из европейских народов.

* источники. Используя предшествующие своды, документальные мате риалы, в том числе, например, договоры Руси с Византией,

    летописец развертывает широкую панараму исторических со
    бытий, которые охватывают как внутреннюю историю Руси
    становление общерусской государственности с центром в
    Киеве, так и международные отношения Руси с окружающим
    миром. Целая галерея исторических деятелей проходит на
    страницах Несторовой летописи - князья, бояре, посадни
    ки, тысяцкие, купцы, церковные деятели. Он рассказывает

* основное со- о военных походах, об организааации монассстырей, зак держание. ладке новых храмов и об открытии школ, о религиозных спорах и реформах внутирусской жизни. Постоянно касается

    Нестор и жизни народа в целои, его настроений, выражений
    недовольства княжеской политикой. На страницах летописи
    мы читаем о восстаниях, убихствах князей и бояр, жесто
    ких общественных схватках. Все это автор описывает вдум
    чиво и спокойно, старается быть объективным, насколько
    вообще может быть объективным глубоко религиозный чело
    век, рукодадствующийся в своих оценках понятиями христи
    анской добродетели и греха. Но, прямо скажем, его рели
    гиозные оценки весьма близки к общечеловеческим оценкам.
    убийство, предательство, обман, клятвопреступление Нес
    тор осуждает бескомпромиссно, но превозносит челстность,
    сиелость, верность, благородство, другие прекрасные че
    ловеческие качества. Вся летописи было проникнута чувс
    твом единства Руси, патриотическим настроением. Все ос
    новные события в ней оценивались не только с точки зре
    ния религиозных понятий, но и с позиций этих общерусских
    государственных идеалов. Этот мотив звучал особенно зна
    чительно в преддверии начавшегося политического распада
    Руси.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.