Рефераты. Культура Руси до монгольского нашествия (IX - начало XIII вв.) - (реферат)

p>* строитель- К первому разделу нужно отнести постройку зданий ное дело. (дворцы, стены, башни, бани, церкви), выделку каменных гробов, крестов, половых плит, крупных скульптурных про

    изведений и изготовление жерновов. Материалом служили:
    песчаник, известняк, мрамор, шифер, аспид и другие поро
    ды.
    Древнейшим памятником каменотесного дела является
    известный Збручский идол, Х в. , найденный в Галичине.
    Это высокий четырехгранный столб с рельефным изображени
    ем на гранях. Для его обработки были применены шпунт,

 1скарчень 0, молоток. Масштабными были и мукомольные жерно ва для ручного размола зерна в 40-50 см в диаметре и

    толщиной 5-8 см. Нижний жернов обычно возвышен к краям,
    а верхний вогнут.
    Необычайного расцвета русское каменотесное дело дос
    тигло в Суздальской Руси в XII-XIII вв. при Андрее Бого
    любском, Всеволоде "Большое гнездо" и Святославе Всево
    лодовиче.
    Белокаменная резьба Владимиро-Суздальской Руси этого
    периода в украшениях дворцов, соборов стала примечатель
    ной чертой соборов вообще.
    Прекрасной резьбой славились утварь и посуда. В ис
    кусстве резчиков с наибольшей полнотой проявились русс
    кие народные традиции, представления русичей о прекрас
    ном и изящном. Знаменитый художественный критик второй
    половины XIX - начала XX в. Стасов писал: "Есть еще про
    пасть людей, которые воображают, что нужно быть изящным
    только в музееях, в картинах и статуях, в громадных со
    борах, наконец, во всем исключительном, особенном, а что
    касается до остального, то можно расправляться как ни
    попало - дескать, дело пустое и вздорное.... Нет, настоя
    щее, цельное, здоровое, в самом деле искусство существу
    ет лишь там, где потребность в изящных формах, в посто
    янной художественной внешности простерлась уже на сотни
    тысяч вещей, ежедневно окружающих нашу жизнь". Древние
    русичи, окружая свою жизнь постоянной, скромной красо
    той, давно поттвердили справедливость этих слов.

* изготовление Вторым разделом в обработке камня было изготовление мелких пред- мелких предметов, требовавших тонкой и тщательной рабо метов. ты. Сюда можно отнести изготовление каменных бус, крес тиков, иконок, литейных форм, шлифовку камней для укра

    шения различных золотых медальонов и цат.
    Материалом служили шифер, жировик, плотные сорта из
    вестняка и ряд драгоценных и полудрагоценных камней вро
    де сердолика, хрусталя, аметиста, сапфира, яхонта, аль
    мандина, яшмы, янтаря.
    Бусы сверлились с двух сторон, так ка трудно было
    сделать длинное сверло. Затем бусы гранились или обтачи
    вались. Последним этапом была шлифовка камня. Также де
    лались камни для оправы в золото.
    - стекло.
    Долгое время все стеклянные вещи, находимые на горо
    дищах и в курганах X-XII вв. , считали привозными из Ви
    зантии или даже из Сирии. Но раскопки В. В. Хвойка в Киеве
    доказали существование там стеклоделательной мастерской.
    В этой мастерской было найдено большое количество стек
    лянных браслетов и перстней целых, разбитых и сплавлен
    ных вместе. Здесь же были найдены куски эмали и инстру
    менты для изготовления колтов с эмалью, Стеклянные брас
    леты, наряду с шиферными пряслицами, являлись распрост
    раненнейшей находкой в древнерусских городищах. Стеклян
    ные перстни были распространены значительно меньше, они
    встречаются в Киеве, Вышгороде и других близких к Киеву
    городах, а также на севере - во Владимире на Клязьме.
    Браслеты изготовлялись из стеклянных жгутов, сложен
    ных кольцом в горячем состоянии и сваренных в месте
    скрепления концов.
    При раскопках городов (особенно южных) находят в
    слоях XI-XIII вв. стеклянные сосуды в виде флаконов и
    кубков. Они сделаны из толстого стекла и обычно украшены
    орнаментом из налепных стеклянных валиков и жгутов.
    Техника изготовления стеклянных бус была не сложнее,
    чем изготовление браслетов или перстней.
    Производство стекла надо считать исключительно го
    родским ремеслом, и притом таким, которое могло быть да
    леко не в каждом городе. В малые городки и в деревни
    стеклянные вещи (браслеты и бусы) попадали с теми же ко
    робейниками, которые несли туда и шиферные пряслица, и
    дешевые бронзовые крестики с одноцветной простенькой
    эмалью, и тонко пропиленные костяные гребни.
     22. Быт народа.
    Культура народа неразрывно связана с его бытом, пов
    седневной жизнью, как и быт народа, определяемый уровнем
    развития хозяйства страны, тесно связан с культурными
    процессами. Народ Древней Руси как в больших для своего
    времени городах, насчитывающих десятки тысяч человек,
    так и в селах в несколько десятков дворов и деревнях, в
    которых группировалось по два-три двора.
     22. 1 Жилище.

а)  _Изба ... Сам термин "изба" связывается с различным по конс трукции жильем - как срубным, так и полуземляночным;

    этот термин обозначает вообще жилье с печью, теплое
    жилье.

- отопление. Отопление рядовых жилищ - изб, истобок, - происходило по-черному. Печь не имела дымохода, в ее верхнем своде

    было отверстие, через которое дым выходил в помещение, а
    из него через окна и дверь наружу. В целях скорейшего
    выхода дыма из помещения печь ставилась ближе к двери,
    выходившей в сени. Топка по-черному была одной из глав
    ных причин частых пожаров в селениях.
    В богатых жилищах отопление было, вероятно, более
    усовершенствовано. На это может указывать одно место из
    Стословца Геннадия (Изборник Святослава, 1076), в кото
    ром противопоставляется положение обитателей полуземля
    ночных хижин владельцам "теплых храмин": "подумает о
    бедных, как сгибаются они, скорчившись над малым огнем,
    имея большую беду глазам от дыма, согревая лишь руки;
    когда плечи и все тело замерзает". В этом же памятнике
    подчеркнута утлость легкой кровли бедного жилища так же
    в противопоставление богатой "храмине": "Лежащю ти в
    твердо покровней храмине", прислушиваясь к стуку дождя о
    крышу, "по мысли об убогых, како лежать ныне, дождевыми
    каплями, яко стрелами пронжаеми", не имея возможности
    уснуть "седяща, водою подъяты". Такова была бытовая обс
    тановка бедного, полуземляночного жилья, морозного зимой
    и сырого летом.

- освещение. Не менее остро стоял вопрос с освещением жилищ. Окна древнерусских домов были, что вообще характерно для

    средневековья, очень малы.
    Как правило, в деревянных зданиях окно было "волоко
    ватым": в двух смежных бревнах прорубалось узкое продол
    говатое отверстие, задвигавшееся доской.
    В богатых домах были большие окна, возможно, даже
    стеклянные. Слюда в письменных источниках не упоминает
    ся, но ее куски довольно часты в древнерусских городи
    щах.
    Оконное стекло, изобретение римлян I века, стало в
    Европе предметом роскоши, но никогда не исчезало. Поэто
    му не приходится удивляться, что оконные стекла круглой
    формы были встречены в развалинах дворцов X-XI вв. в Ки
    еве, в Белгороде и в других центрах древней Руси.

- трехчленный В X-XIII вв. вырабатывается более сложный тип жилья, тип жилья. представляющий сочетание нескольких срубов.

    В Белгороде раскопками были открыты срубные жилища.
    Хотя источники говорят о них главным образом в связи с
    описанием быта господствующего класса, князей, бояр,
    дружинников, представляется несомненным, что этот тип
    жилья сложился не в среде феодалов, а в народной среде,
    получив широчайшее распространение и дожив вплоть до на
    ших дней в виде русского крестьянского жилья с его теп
    лой "губой", холодной "клетью" и соединяющими их "сеня
    ми".
    Губа-истобка была теплым зимним жильем. Холодная
    клеть, отделенная сенями, служила летней спальней и кла
    довой для имущества.
    Сени представляли собой соединительное звено - пере
    ход между губой и клетью - и получили особое значение в
    жилищах феодалов, которые лишь с большей пышностью и в
    больших масштабах повторяли эту трех членную схему русс
    кого жилого дома.
    б)  _княжеские дворцы
     _и жилища феодаль
     _ной знати гридницы
    Во дворцах, боярских хоромах шла своя жизнь - здесь
    располагались дружинники, слуги, толпилась бесчисленная
    челядь. Отсюда шло управление княжествами, городами, се
    лами, здесь судили и рядили, сюда свозились дани и пода
    ти. На сенях, в просторных гридницах нередко проходили
    пиры, где рекой текло заморское вино и свой родной
    "мед", слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью.
    Женщины сидели за столом на равных с мужчинами. Женщины
    вообще принимали активное участие в управлении, хозяйс
    тве, других делах. Известно немало женщин - деятельниц
    такого рода: княгиня Ольга, сестра Мономаха Янка, мать
    Даниила Галицкого, жена Андрея Боголюбского и др. Гусля
    ры услаждали слух именитых гостей, пели им "славу",
    большие чаши, рога с вином ходили по кругу. Одновременно
    происходила раздача пищи, мелких денег от имени хозяина
    неимущим. На всю Русь славились такие пиры и такие раз
    дачи во времена Владимира I.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.