Рефераты. Культура Руси до монгольского нашествия (IX - начало XIII вв.) - (реферат)

p>б)  _Ювелирное . Наряду с железными изделиями найдено множество брон  _дело.  . зовых, медных и серебряных украшений, следовательно, можно говорить о существовании ремесленников-ювелиров.

    Судя по данным XII-XIII вв. , коваль и ювелир совме
    щались в одном лице. Изготовление украшений, равно как и
    целый ряд других отраслей русского ремесла, к сожалению,
    не имеет разработанной истории для эпохи VII-VIII вв.
    Наиболее благоприятный в этом отношении материал
    женских погребений уничтожен погребальными кострами и
    либо совсем не дошел до нас, либо дошел в виде бесфор
    менных слитков.

- Материалы. Большинство технических приемов древнерусских "куз нецов меди и серебру" уходят своими корнями в первые ве

    ка нашей эры. В X-XIII вв. можно отметить большую тща
    тельность выделки и большое разнообразие форм.
    Материалом для украшений служили медь, серебро и их
    различные сплавы; золота в деревенских курганах нет.
    По внешнему виду русские украшения из сплавов дели
    лись на две группы: подражающие по цвету золоту (с пре
    обладанием в сплаве меди) и имитирующие серебро (бронза
    с большим содержанием олова, или сплав меди с серебром
    "билкон", или сплав серебра с золотом). Ни золота, ни
    серебра, ни меди в пределах тогдашних русских земель не
    было, - все эти металлы ввозились из соседних стран.

- Литье. Среди различных технических приемов древнерусских ювелиров на первое место нужно поставить литье.

    Металл расплавляли в глиняных тиглях при помощи ме
    хов, повышавших температуру горна. Затем расплавленный
    металл черпали из тиглей глиняной ложкой, носившей наз
    вание "льячки", которые с металлом подогревали в пламени
    и затем металл выливали в литейную форму. Когда залитая
    форма остывала, из нее извлекали металлическое изделие,
    в точности повторившее форму.
    Почти все формы односторонни, т. е. такие, которые
    прикрывались сверху гладкой плиткой известняка. Благода
    ря этому лицевая сторона предмета была рельефной, а обо
    ротная - гладкой.
    Для того, чтобы сделать какую-нибудь ажурную подвес
    ку с прорезями посередине, нужно было при изготовлении
    формы оставить в ней нетронутыми те места, где должны
    быть пустоты.
    Тогда эти непрорезанные на форме места будут полно
    соприкасаться с накладной крышкой формы и металл туда не
    проникнет. Литейные формы делали из мягких пород камня
    известняка, песчаника, шифера. Многие вещи производят
    впечатление изготовленных штампом или путем непосредс
    твенной обработки металла резцом.
    Например, семилопастное височное кольцо так называе
    мого вятичского типа. Корпус его, несомненно, литой, но
    орнамент на щитке нанесен таким образом, что образует
    ряд тонких углубленных линий, как бы врезанных в металл
    острым резцом.
    Техника этого литья заключалась в том, что здесь
    применялась глиняная мягкая форма, точнейшим образом пе
    редававшая все детали обработки оригинала, с которого
    делали форму.
    При помощи различных видов литья ювелиры изготовляли
    чрезвычайно много различных предметов украшения.

- Ковка и че- На второе место после литья нужно поставить ковку и канка цвет- чеканку цветных металлов. Принципиальное отличие от ков ных металлов. ки железа заключается в том, что серебро, медь и их сплавы куются значительно легче и поддаются даже холод

    ной ковке.
    В куполах мы видим тонкую кованную серебрянную про
    волоку и тонкие листы серебра. Расплющенное в листы се
    ребро (или медь) шло на различные поделки: очелья (или
    венчики), пластинные браслеты, оковку шкатулок, ушки для
    прикрепления подвесок и т. д.
    Ковкой изготовлялись некоторые виды местных гривен,
    браслеты, наголовники, ромбощитковые височные кольца и
    д. р.
    Чеканка тонких металлических листов применялось край
    не редко только в очень простых формах точечного узора,
    идущего по краю подвески или ввиде нескольких вдавленных
    линий.
    Иногда орнамент наносился резцом, имеющем форму ма
    ленького долото, поварачивая который с одного угла на
    другой мастер получал на поверхности металла зигзагооб
    разную линию, резцом же гравировался и вырезался любой
    произвольный рисунок. Особенно богаты различными видами
    орнамента, на которых мы видим и кружки, и линии, прове
    денные зубчатым колесом и зигзагами, и просто резьбу, и
    глубокий литой орнамент.

- Производство Затем после литья и ковки важным является производс проволоки. тво проволоки.

    В небольших количествах проволока употреблялась не
    только для украшений, но и в быту.
    Проволокой обматывались черенки ножей, из проволоки
    делались кольца, а также браслеты, височные кольца, и
    целый ряд других украшений.
    Для изготовления медной или серебрянной тянутой про
    волоки был необходим так называемый калибр, или "волочи
    ло" - железная доска с рядом просверленных отверстий,
    которые делались коническими; каждое соседние отверстие
    имело диамер меньше, чем предыдущие.
    Для волочения проволоки предварительно выковывали
    серебряный или медный стержень, заостряли его, всовывали
    в самое крупное отверстие волочила. Затем его проволачи
    вали через меньший глазок, и так до тех пор, пока не по
    лучали проволоку требуемого диаметра.
    Медную проволоку диаметром до 2 мм удавалось полу
    чить длиной до 150 см.
    В целом ряде областей правобережья Днепра известны
    бусы из тонкого проволочного каркаса, на который прикр
    еплены крупные зерна металла. Бусы эти носят условное
    название "минских", они часто встречаются в деревенских
    курганах дреговичей, древлян и волынян.

в)  _Гочарное дело.  . Гончарное дело в славянских землях имеет древнюю - технология традицию, уводящюю нас в неолит.

изготовления. На рубеже IX - X вв. оно приобрело новую технику и превратилось в ремесло.

    В раннее время судя по дактилоскопическим отпечат
    кам, изготовление глиняной посуды было женским делом.
    Письменные же памятники Киевской Руси говорят исключи
    тельно о гончарах - мужчинах.
    Для изготовления горшков использовалась глина, кото
    рую называли "скудель", "зьд" или "здень". Глина перед
    лепкой сосуда специально обрабатывалась, смачивалась во
    дой, тщательно зарминалась.
    Лепка сосуда, независимо от способа формовки его (от
    руки или на круге), производилась ленточным, жгутовым
    способом.
    Глина раскатывлась на длинные валики, уплотнялась
    при этом, а затем гончар укладывал эти валики спирально,
    сообразуя с желаемой формой сосуда. После этого валики
    сдавливались, швы между ними затирались и производилась
    окончательная отделка сосуда . Возможно, что плоское
    днище сосуда лепилось иногда отдельно.
    Лепная посуда для Киевской Руси не характерна, так
    как в это время она уже сменилась гончарной. Предшест
    венником гончарного круга была деревянная доска, на ко
    торой лепили горшок и которую можно было поворачивать
    для удобства обработки сосуда.

- гончарные Среди разных деревенских гончарных изделий на 1-ое изделия. место надо поставить горшки, сосуды различных размеров и назначения. Основное назначение горшка - служить для

    варки пищи в печах, форма горшка сохранилась до наших
    дней. Иногда встречаются горшки с несколькими специаль
    ными отверстиями на дне, прим 2е 0нявшиеся, очевидно, для
    откидывания творога: сыворотка стекала через отверстия
    на дне горшка.
    Затем идут "корчаги" - большие сосуды, игравшие,
    главным образом, роль хранилищ зерна, браги и других
    продуктов.
    Существовали и узкогорлые сосуды, носившие название
    "крина", "криницы". В меньшем количестве, чем горшки,
    гончарами изготавливалась плоская посуда (мисы, "плоски"
    - плошки, чаши, блюда).

- клейма на дни- Чрезвычайно интересными были клейма на днищах сосу щах сосудов. дов. На маленьких кружках, подкладывавшихся под сосуд при формовке его на круге, гончары вырезали различные

    значки, которые выпукло отпечатывались на днище сосуда и
    являлились клеймами мастеров.
    Они делались в виде круга, круга со вписанным крес
    том, ключа, звезды, квадрата, треугольника.
    Разбирая клейма сосудов из какой-либо определенной
    курганной группы, часто адавалось установить, что общая
    схема рисунка разных клейм одинакова, но что эта схема
    постепенно усложняется дополнением деталей. Так, напри
    мер, на одном горшке, найденном при раскопках курганного
    могильника, встречено клеймо в форме круга, в одном из
    соседних курганов этого же кладбища встретилось клеймо в
    форме круга с крестом внутри. В третьем кургане клеймо
    круг с крестом внутри и еще с одной линией, в четвертом
    - к трем линиям добавлена еще одна. Таким образом наме
    чается линия непрерывного усложнения. Самым интересным и
    важным в этом усложнении является то, что горшки с наи
    более простыми клеймами являются в то же время и наибо
    лее древними, а каждое усложнение соответствует последо
    вательно более поздним погребениям.
    Все это позволяет предположить, что усложнение клейм
    может свидетельствовать о передаче по наследству гончар
    ного дела. Сын продолжал дело отца, но к его клейму до
    бавлял " 1опятныш 0".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.