Рефераты. Культура Руси до монгольского нашествия (IX - начало XIII вв.) - (реферат)

p>* дальнейшая исто- В 1116-1118гг. летопись снова была переписана. Кня рия повести. живший тогда ы Киеве Владимир Мономах и его сын Мстислав были недовольны тем, как Нестор показал роль в русской

    истории Святополка, по заааказу которого в Киева-Печерс
    ком монастыре и писалась "Повесть временных лет". Моно
    мах отнял летописание у печерских монахов и передал его
    в свой родовой Выдубицкий монастырь. Его игумен Силь
    вестр и стал автором нового Свода. положительные оценки
    Святополка были поумерены, а подчеркнуты все деяния Вла
    димира Мономаха, на основной корпус "Повести временных
    лет" остался неизменным. И в дальнейшем Несторов труд
    входил непременной составной частью как в киевское лето
    писание, так и в летописи отдельных русских княжеств,
    являясь одной из связующих нитей для всей русской куль
    туры.

- дробление лето- В дальнейшем по мере политического распада Руси и писания. возвышения отдельных русских центров летописание стало дробиться. Кроме Киева и Новгорода появились свои лето

    писные своды в Смоленске, Пскове, Владимире-на-Клязьме,
    Галиче, Владимире-Волынском, Рязани, Чернигове, Переяс
    лавле-Русском. В каждом из них отражались особенности
    истории своего края, на первый план выносились собствен
    ные князья. Так, Владимиро-Суздальские летописи показы
    вали историю правления Юрия Долгорукого, Андрея Бого
    любского, Всеволода Большое Гнездо; Галицкая летопись
    начала XIIIв. стала по существу биографией знаменитого
    князя-воина Даниила Галицкого; о черниговской ветви Рю
    риковичей повествовала в основном Черниговская летопись.
    И все же и в местном летописании четко просматривались
    общерусские культурные истоки. История каждой земли со
    поставлялась со всей русской историей, "Повесть времен
    ных лет" являлась непременной частью многих местных ле
    тописных сводов. Некоторые из них продолжали традицию
    русского летописания XIв. Так, незадолго до монголо-та
    тарского нашествия, на рубеже XII-XIIIвв. в Киеве был
    создан новый летописный свод, к котором отражались собы
    тия, происходившие в Чернигове, Галиче, Вламимиро-Суз
    дальской Руси, Рязани и других русских городах. Видно,
    что автор свода имел в своем распоряжении летописи раз
    личных русских городах, в том числе в Киеве, в Выдубиц
    ком монастыре, создавались целые библиотеки летописных
    сводов, которые становились источниками для новых исто
    рических сочинений XII-XIIIвв.
    Сохранение общерусской летописной традиции показал
    Владимиро-Суздальский летописный свод начала XIIIв. , ох
    вативший историю страны от легендарного Кия до Всеволода
    Большое Гнездо.

в)  _Фольклор ... Письменные источники свидетельствуют о богатстве и - виды фольк- разнообразии фольклора в Киевской Руси. Значительное лора. место в нем занимала календарная обрядовая поэзия: заго воры, заклинания, обрядовые песни, являвшиеся неотъемле

    мой частью аграрного культа. Обрядовый фольклор включал
    в себя также свадебные песни, похоронные плачи-причита
    ния, песни на пирах и тризнах. Распространены были и ми
    фологические сказания, отражавшие языческие представле
    ния древних славян. На протяжении многих столетий цер
    ковь, стремясь искоренить остатки язычества, вела упор
    ную борьбу с "поганскими" обычаями, "бесовскими игрища
    ми" и "кощунами". Тем не менее эти виды фольклора сохра
    нились в народном быту вплоть до XIX-XX вв. , потеряв со
    временем свой изначальный религиозный смысл.
    Существовали также и формы фольклора, не связанные с
    языческим культом, - пословицы, поговорки, загадки, сказ
    ки, трудовые песни. Авторы литературных произведений ши
    роко использовали их в своем творчестве. Сказочные моти
    вы и образы нашли свое отражение в летописи, в житийной
    литературе (например, в "Киево-Печерском патерике").
    Значение исторических жанров фольклора возрастает с
    образованием государства и началом складывания древне
    русской народности. На протяжении многих поколений народ
    создавал и хранил своеобразную "устную летопись" в виде
    прозаических преданий и эпических сказаний о прошлом
    родной земли. "Устная летопись" предшествовала летописи
    письменой и послужила одним из ее основных источников.

- Былины. К X в. относится возникновение нового эпического жанра - героического былинного эпоса, явившегося верши

    ной устного народного творчества. Былины - устные поэти
    ческие произведения о прошлом. В основе их лежат реаль
    ные исторические события, прототипами некоторых былинных
    героев являются реально существовавшие люди. Так, прото
    типом былинного Добрыни Никитича был дядя Владимира Свя
    тославича воевода Добрыня, имя которого неоднократно
    упоминается в летописях. Однако былины редко сохраняли
    точность фактических деталей. Но не в точном следовании
    историческим фактам достоинство былин. Главная их цен
    ность в том, что эти произведения созданы народом и от
    ражают его исторические воззрения, его оценку сущности
    исторических событий и понимание социальных отношений,
    сложившихся в Древнерусском государстве, его идеалы.
    Большинство былинных сюжетов связано со временем
    княжения Владимира Святославича - временем единства и
    могущества Руси и успешной борьбы со степными кочевника
    ми. Но истинный герой былинного эпоса не князь Владимир,
    а герои-богатыри, олицетворявшие народ. Любимейшим на
    родным героем стал Илья Муромец, крестьянский сын, му
    жественный воин-патриот, защитник "вдов и сирот". Народ
    воспел и крестьянина-пахаря Микулу Селяниновича.
    В былинах отразилось представление о Руси как едином
    государстве. Главная их тема - борьба народа с иноземны
    ми захватчиками, они проникнуты духом патриотизма.

- устная поэзия. Существовала устная поэзия и в княжеско-дружинной среде. В дружинных песнях прославлялись князья и их под

    виги. Отзвуки этих песен слышатся, например, в летопис
    ной характеристике князя Ярослава и описании его похо
    дов. В княжеских дружинах были свои "песнотворцы"-про
    фессионалы, слагавшие песни-"славы" в честь князей и их
    воинов. Такими придворными певцами были, вероятно, упо
    минаемый в "Слове о полку Игореве" Боярин и "словутый
    певец Митуса", о котором говорится в Галицко-Волынской
    летописи.
    Устное народное творчество продолжало жить и разви
    ваться и после появления письменной литературы, остава
    ясь важным элементом культуры средневековья. Его влияние
    на литературу сохранялось и в последующие столетия: пи
    сатели, поэты использовали сюжеты устной поэзии и арсе
    нал ее художественных средств и приемов.
     23. Архитектура.

а)  _Особенности ... Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архи тектура, языческие молельни, крепости, терема, избы стро

    ились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего
    как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выра
    жал свое восприятие строительной красоты, чувство про
    порций, слияние архитектурных сооружений с окружающей
    природой.
    Большинство жилых построек в городах, укреплений,
    дворцов и церквей в то время строилось из дерева. Архео
    логические раскопки показали многообразие деревянного
    зодчества и существование в XI-XIII вв. трехчетырехэтаж
    ных зданий ( "вежи" - донжоны, терема). Многие деревян
    ные формы - башни, двускатное покрытие - повлияли впос
    ледствии на каменное зодчество.

- храмовые по- Квинтэссенцией средневековых архитектурных сооруже стройки(органи- ний и на христианском Западе, и на мусульманском Востоке зация внутрен- были храмовые постройки. Так было и на Руси. Исследова ней и внешней тели образно называют средневековый собор "глубинной формы). книгой" эпохи: зодчий организует архитектурную форму, которая должна вписываться в городской пейзаж, а в своем

    интерьере отвечать задачам богослужения; живописцы рас
    писывают в несколько рядов все стены и своды здания;
    мастера золотых и серебряных дел куют, отливают и чека
    нят паникадила и церковную утварь; художники пишут ико
    ны; вышивальщицы украшают тканые занавесы; писцы и мини
    атюристы готовят библиотеку необходимых книг. Поэтому
    каждый такой церковный комплекс в том или ином городе
    является показателем народной мудрости и мастерства.

- основные рас- Долгое время считалось, что древние зодчие строили счета зодчих. "на глазок", без особых расчетов. Новейшие исследования показали, что архитекторы древней Руси хорошо знали про

    порции ("золотое сечение", отношение типа а: а* 2, где а
    - греческое "пи" и др. ; "пи" им было известно в архиме
    довой форме - 66/21). Для облегчения архитектурных рас
    четов была изобретена система из четырех саженей:
    прямая сажень -152, 7 см;
    косая сажень - диагональ квадрата со стороной
    в прямую сажень - 216 см;
    мерная сажень - 176, 4 см;
    великая сажень - диагональ квадрата со стороной
    в мерную сажень - 250 см.
    В основе каждой постройки была математическая систе
    ма, которая определяла формат кирпичей, толщину стен,
    радиусы арок и общие габариты здания. При постройке все
    должно быть продумано и рассчитано заранее. Иногда в ма
    тематические расчеты здания зодчие вносили интереснейшие
    поправки исходя из зрительного восприятия будущего, еще
    не построенного здания, учитывая и заранее исправляя не
    избежные оптические искажения ( например, церковь Покро
    ва на Нерли под Владимиром, середина XII в. ).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.