( мужская одежда) Наиболее характерным признаком княжеской, боярской и - плащ. дружинной одежды является плащ, названный на Руси "корз но". В дружинных курганах этого века обычной находкой яв ляются фибулы, застежки плащей. В тех случаях, когда в погребении находятся две фи булы, они, обычно, соединены цепочкой. Плащ-корзно был общ славянами восточными и западны ми. Корзна знати делалась из дорогого материала и предс тавляла значительную ценность.
- обычная одежда. Под корзном надевалась хорошо облегающая тело основ ная одежда. Она имела разрез во всю длину и застегива лась выше пояса характерными для русской одежды петлями. Круглый или квадратный глубокий вырез ворота обшивался золотом и драгоценными камнями, образовывавшими по краю широкую кайму получившую название "Оплечья" или "оже релья". Полы одежды также обшивались богато украшенной золо том и камнями каймой. Рукава оканчивались широким, также вышитым обшлагом. Пояс, обычно богато украшенный набора ми и золотым шитьем, перехватывал одежду в талии, его концы спускались свободно вниз. Штаны не имели, видимо, специального названия.
- обувь и го- Княжеской обувью были высокие сапоги из мягкой цвет ловной убор. ной кожи, синего, желтого и красного сафьяна. Носили их, конечно, не только князья. Княжеская мягкая сферическая шапка с меховым околы шем являлась обязательным атрибутом русских князей в ми ниатюрах, на иконах и фресках с XI по XVI вв. Эта шапка очень простой формы имеет аналогии среди головных уборов всех народов Европы и Азии. Но нигде шапки не имели ни особого значения, ни особого раскроя. Неизвестно, были ли эти уборы так обязательны для князей в жизни, но в условном феодальном искусстве они являются важными кня жескими регалиями, притом чисто русскими.
- одежда кня- Корзно и другие одежды мы видим на княжеских портре зей (изобра- тах XI-XII вв. К 1073 г. относится рисунок Святослава жения на фрес- Изборника, где изображен Святослав Ярославич, его жена и ках, иконах, пять сыновей. На голове Святослава русская княжеская миниатюрах). шапка; основное платье синее с красной каймой и золотыми поручами; поверх надето синее с золотой каймой корзно, застегнутое на правом плече красной застежкой с золотыми лопастями; на ногах - синие сапоги. Сыновья Святослава изображены в малиновых одеждах с красными каймами, золо тыми воротниками, поясами и тремя поперечными петлицами. Такие одежды и позднее, в течение ряда веков, бытовали на Руси, в частности, характерны петлицы. От пояса вниз по бокам спадают по два конца, что обычно прослеживается и в курганных погребениях. Шапки княжичей меховые, высо кие.
- зимняя одежда. Зимние одежды русской знати делались из дорогих ме хов. Еще Ибн-Фадлан видел соболью шапку у мертвого руса. "Собольи одеяла" упоминает Даниил Заточник; тем более из соболя должны были делаться шубы, упоминаемые в былинах. В "Слове о полку Игореве" упоминается бобровая шуба. Также характерны были для одежды знати куньи меха. В источниках упоминается "кожух"; не исключено, что это одежда из дубленых мехов. В источниках упоминаются рукавицы.
( женская одежда) Женские одежды знати известны хуже, чем мужские; представление о них дают фрески Софии и миниатюры из Из
- одежда княжны. борника Святослава. На миниатюре из Изборника одежда княжны состоит из двух подпоясанных золотым поясом платьев - короткого верхнего и длинного нижнего. Рукава верхнего широки, что характерно для русской одежды и позднее, рукава нижнего платья - узкие с золотым поруча ми. На шее - широкое ожерелье с драгоценными камнями. Башмаки золотые. На голове платок, конец которого спада ет на плечи. Головное покрывало было обязательным для замужних женщин; вообще оно называлось "повоем".
- украшения. Названия женских украшений известны плохо. Слово "ряса", означавшее впоследствии основное украшение голо вы, упомянуто в рассматриваемую эпоху, но и то в пара доксальном применении к свинье. Жены дружинников уже в начале Х века носили золотые и серебряные ожерелья и гривны. Русские летописцы обра щали внимание на драгоценные гривны в составе головного убора богатых жен. Среди браслетов - наиболее интересны широкие сереб ряные изогнутые пластины, соединенные шарниром и укра шенные различными изображениями. Золотые и серебряные украшения знатных женщин хорошо известны по кладам. В них богато представлены все виды средневековой ювелирной техники: эмаль, скань, зернь, чернь. Много в кладах браслетов, диадем и гривен; интересны нагрудные цепи из крупных золотых медальонов с эмалевыми разноцветными изображениями птиц и крестов. Но доминирующее положение в женском наряде занимали колты. Это большие полые внутри золотые или серебряные подвески, носившиеся в волосах. Золотой колт украшался перегородчатой эмалью, что придавало особую изысканность наряду. Серебряный колт иногда имел звездчатую форму и покрывался сложным деревянным узором. 2IV. НАПРАВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ. 21. Письменность, грамотность, образование.
а) _ До принятия . Основой любой древней культуры является письмен _Христианства ... ность. Когда она зародилась на Руси? Долгое время су ществовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами и молитвами. Однако согласиться с этим трудно. Есть свидетельство о сущест вовании славянской письменности задолго до христианиза ции Руси. В 1949г. советский археолог Д. В. Авдусин во время раскопок под Смоленском нашел глиняный сосуд, от носящийся к началу Хв. , на котором было написано "горуш на" (пряность). Это означало, что уже в это время в вос точно-славянской среде бытовало письмо, существовал ал фавит. Об этом же говорит и свидетельство византийского дипломата и славянского просветителя Кирилла. Во время пребывания в Херсонесе в 60-е годы IХв. он познакомился с Евангелием, написанным славянскими буквами. В дальней шем Кирилл и его брат Мефодий стали основоположниками славянской азбуки, которая, видимо, в какой-то части ос новывалась на принципах славянского письма, существовав шего у восточных, южных и западных славян задолго до их христианизации. Надо вспомнить и о том, что договоры Руси с Византи ей, относящиеся к первой половине Хв. , имели "противени" - копии, также написанные на славянском языке. К этому времени относится существование толмачей-переводчиков и писцов, которые записывали речи послов на пергамент.
б) _После принятия . Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему _Христианства. . развитию письменности, грамотности. На Русь со времени Владимира стали приезжать церковные грамотеи, переводчи
- первые письмен- ки из Византии, Болгарии, Сербии. Появились, особенно в ные произведения. период правления Ярослава Мудрого и его сыновей, много численные переводы греческих и болгарских книг как цер ковного, так и светского содержания. Переводятся, в частности, византийские исторические сочинения, жизнео писания христианских святых. Эти переводы становились достоянием грамотных людей: их с удовольствием читали в княжеской, боярской, купеческой среде, в монастырях, церквах, где зародилось русское летописание. В XIв. по лучают распространение такие популярные переводные сочи нения, как "Александрия", содержащее легенды и предания о жизни и подвигах Александра Македонского, "Девгениево деяние", являющееся переводом византийской эпической по эмы о подвигах воина Дигениса.
- обучение гра- Таким образом, грамотный русский человек XIв. знал мотности. многое из того, чем располагала письменность и книжная культура Восточной Европы, Византии. Кадры первых русских грамотеев, переписчиков, пере водчиков формировались в школах, которые были открыты при церквах со времени Владимира I и Ярослава Мудрого, а позднее при монастырях. Есть немало свидетельств о широ ком развитии грамотности на Руси в XI-XIIвв. Однако она была распространена в основном лишь в городской среде, особенно в кругу богатых горожан, княжеско-боярской вер хушки, купечества, зажиточных ремесленников. В сельской местности, в дальних, глухих местах население было почти сплошь неграмотным. C XIв. в богатых семьях стали учить грамоте не толь ко мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала в нем школу для обучения девочек.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12