Рефераты. Культура Руси до монгольского нашествия (IX - начало XIII вв.) - (реферат)

p>- одежда горожан. Одежда рядовых горожан, ремесленников, мелких тор говцев, по-видимому, отличалась не только от одежды фео

    далов, но и от крестьянской. Об этом мы можем судить
    лишь по одной детали. Самой частой находкой во всех
    древнерусских городах являются обломки стеклянных брас
    летов XI-XIII вв. Крестьяне же носили браслеты почти
    исключительно из меди. Цвет стеклянных браслетов разно
    образен: есть синие, зеленые, желтые, фиолетовые и дру
    гие; они блестящи и ярки. Гораздо реже встречаются стек
    лянные перстни. Устойчивость этой детали женского наряда
    позволяет предполагать, что и одежда горожан была сво
    еобразна. По-видимому, горожане были оригиналам для тех
    изображений людей в коротких рубахах, которые встречают
    ся в народных сценках, вплетенных в заглавные буквы
    позднейших русских летописей. Материалом одежд горожан
    служил, в частности, домотканный холст.
    б)  _Одежда знати.

( мужская одежда) Наиболее характерным признаком княжеской, боярской и - плащ. дружинной одежды является плащ, названный на Руси "корз но".

    В дружинных курганах этого века обычной находкой яв
    ляются фибулы, застежки плащей.
    В тех случаях, когда в погребении находятся две фи
    булы, они, обычно, соединены цепочкой.
    Плащ-корзно был общ славянами восточными и западны
    ми. Корзна знати делалась из дорогого материала и предс
    тавляла значительную ценность.

- обычная одежда. Под корзном надевалась хорошо облегающая тело основ ная одежда. Она имела разрез во всю длину и застегива

    лась выше пояса характерными для русской одежды петлями.
    Круглый или квадратный глубокий вырез ворота обшивался
    золотом и драгоценными камнями, образовывавшими по краю
    широкую кайму получившую название "Оплечья" или "оже
    релья".
    Полы одежды также обшивались богато украшенной золо
    том и камнями каймой. Рукава оканчивались широким, также
    вышитым обшлагом. Пояс, обычно богато украшенный набора
    ми и золотым шитьем, перехватывал одежду в талии, его
    концы спускались свободно вниз.
    Штаны не имели, видимо, специального названия.

- обувь и го- Княжеской обувью были высокие сапоги из мягкой цвет ловной убор. ной кожи, синего, желтого и красного сафьяна. Носили их, конечно, не только князья.

    Княжеская мягкая сферическая шапка с меховым околы
    шем являлась обязательным атрибутом русских князей в ми
    ниатюрах, на иконах и фресках с XI по XVI вв. Эта шапка
    очень простой формы имеет аналогии среди головных уборов
    всех народов Европы и Азии. Но нигде шапки не имели ни
    особого значения, ни особого раскроя. Неизвестно, были
    ли эти уборы так обязательны для князей в жизни, но в
    условном феодальном искусстве они являются важными кня
    жескими регалиями, притом чисто русскими.

- одежда кня- Корзно и другие одежды мы видим на княжеских портре зей (изобра- тах XI-XII вв. К 1073 г. относится рисунок Святослава жения на фрес- Изборника, где изображен Святослав Ярославич, его жена и ках, иконах, пять сыновей. На голове Святослава русская княжеская миниатюрах). шапка; основное платье синее с красной каймой и золотыми поручами; поверх надето синее с золотой каймой корзно,

    застегнутое на правом плече красной застежкой с золотыми
    лопастями; на ногах - синие сапоги. Сыновья Святослава
    изображены в малиновых одеждах с красными каймами, золо
    тыми воротниками, поясами и тремя поперечными петлицами.
    Такие одежды и позднее, в течение ряда веков, бытовали
    на Руси, в частности, характерны петлицы. От пояса вниз
    по бокам спадают по два конца, что обычно прослеживается
    и в курганных погребениях. Шапки княжичей меховые, высо
    кие.

- зимняя одежда. Зимние одежды русской знати делались из дорогих ме хов. Еще Ибн-Фадлан видел соболью шапку у мертвого руса.

    "Собольи одеяла" упоминает Даниил Заточник; тем более из
    соболя должны были делаться шубы, упоминаемые в былинах.
    В "Слове о полку Игореве" упоминается бобровая шуба.
    Также характерны были для одежды знати куньи меха.
    В источниках упоминается "кожух"; не исключено, что
    это одежда из дубленых мехов.
    В источниках упоминаются рукавицы.

( женская одежда) Женские одежды знати известны хуже, чем мужские; представление о них дают фрески Софии и миниатюры из Из

- одежда княжны. борника Святослава. На миниатюре из Изборника одежда княжны состоит из двух подпоясанных золотым поясом

    платьев - короткого верхнего и длинного нижнего. Рукава
    верхнего широки, что характерно для русской одежды и
    позднее, рукава нижнего платья - узкие с золотым поруча
    ми. На шее - широкое ожерелье с драгоценными камнями.
    Башмаки золотые. На голове платок, конец которого спада
    ет на плечи. Головное покрывало было обязательным для
    замужних женщин; вообще оно называлось "повоем".

- украшения. Названия женских украшений известны плохо. Слово "ряса", означавшее впоследствии основное украшение голо

    вы, упомянуто в рассматриваемую эпоху, но и то в пара
    доксальном применении к свинье.
    Жены дружинников уже в начале Х века носили золотые
    и серебряные ожерелья и гривны. Русские летописцы обра
    щали внимание на драгоценные гривны в составе головного
    убора богатых жен.
    Среди браслетов - наиболее интересны широкие сереб
    ряные изогнутые пластины, соединенные шарниром и укра
    шенные различными изображениями. Золотые и серебряные
    украшения знатных женщин хорошо известны по кладам. В
    них богато представлены все виды средневековой ювелирной
    техники: эмаль, скань, зернь, чернь. Много в кладах
    браслетов, диадем и гривен; интересны нагрудные цепи из
    крупных золотых медальонов с эмалевыми разноцветными
    изображениями птиц и крестов.
    Но доминирующее положение в женском наряде занимали
    колты. Это большие полые внутри золотые или серебряные
    подвески, носившиеся в волосах. Золотой колт украшался
    перегородчатой эмалью, что придавало особую изысканность
    наряду. Серебряный колт иногда имел звездчатую форму и
    покрывался сложным деревянным узором.
     2IV. НАПРАВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.
     21. Письменность, грамотность, образование.

а) _ До принятия . Основой любой древней культуры является письмен  _Христианства ... ность. Когда она зародилась на Руси? Долгое время су ществовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с

    христианством, с церковными книгами и молитвами. Однако
    согласиться с этим трудно. Есть свидетельство о сущест
    вовании славянской письменности задолго до христианиза
    ции Руси. В 1949г. советский археолог Д. В. Авдусин во
    время раскопок под Смоленском нашел глиняный сосуд, от
    носящийся к началу Хв. , на котором было написано "горуш
    на" (пряность). Это означало, что уже в это время в вос
    точно-славянской среде бытовало письмо, существовал ал
    фавит. Об этом же говорит и свидетельство византийского
    дипломата и славянского просветителя Кирилла. Во время
    пребывания в Херсонесе в 60-е годы IХв. он познакомился
    с Евангелием, написанным славянскими буквами. В дальней
    шем Кирилл и его брат Мефодий стали основоположниками
    славянской азбуки, которая, видимо, в какой-то части ос
    новывалась на принципах славянского письма, существовав
    шего у восточных, южных и западных славян задолго до их
    христианизации.
    Надо вспомнить и о том, что договоры Руси с Византи
    ей, относящиеся к первой половине Хв. , имели "противени"
    - копии, также написанные на славянском языке. К этому
    времени относится существование толмачей-переводчиков и
    писцов, которые записывали речи послов на пергамент.

б)  _После принятия . Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему  _Христианства.  . развитию письменности, грамотности. На Русь со времени Владимира стали приезжать церковные грамотеи, переводчи

- первые письмен- ки из Византии, Болгарии, Сербии. Появились, особенно в ные произведения. период правления Ярослава Мудрого и его сыновей, много численные переводы греческих и болгарских книг как цер

    ковного, так и светского содержания. Переводятся, в
    частности, византийские исторические сочинения, жизнео
    писания христианских святых. Эти переводы становились
    достоянием грамотных людей: их с удовольствием читали в
    княжеской, боярской, купеческой среде, в монастырях,
    церквах, где зародилось русское летописание. В XIв. по
    лучают распространение такие популярные переводные сочи
    нения, как "Александрия", содержащее легенды и предания
    о жизни и подвигах Александра Македонского, "Девгениево
    деяние", являющееся переводом византийской эпической по
    эмы о подвигах воина Дигениса.

- обучение гра- Таким образом, грамотный русский человек XIв. знал мотности. многое из того, чем располагала письменность и книжная культура Восточной Европы, Византии.

    Кадры первых русских грамотеев, переписчиков, пере
    водчиков формировались в школах, которые были открыты
    при церквах со времени Владимира I и Ярослава Мудрого, а
    позднее при монастырях. Есть немало свидетельств о широ
    ком развитии грамотности на Руси в XI-XIIвв. Однако она
    была распространена в основном лишь в городской среде,
    особенно в кругу богатых горожан, княжеско-боярской вер
    хушки, купечества, зажиточных ремесленников. В сельской
    местности, в дальних, глухих местах население было почти
    сплошь неграмотным.
    C XIв. в богатых семьях стали учить грамоте не толь
    ко мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха
    Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала
    в нем школу для обучения девочек.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.