Партия 1. На первый ход 1234 ученик дал ответ: 2б 2к.
Учитель задает вопрос: Какое наименьшее количество ходов гарантирует отгадывание задуманного числа?
Ученики анализируют и приходят к умозаключению: Только шесть задуманных чисел в ответ на первый ход 1234 могут дать ответ 2б 2к (таблица 4, первый столбец), и при любом втором ходе по крайней мере три из них дадут одинаковый ответ.
Таблица 4
После 1-го хода 1234
и ответа 2б 2к
2-й ход
1356
3-й ход
3256
1324
1432
1243
4231
3214
2134
2б
1б 1к
2к
-
Учитель делает второй ход и одновременно анализирует: Вторым ходом сыграем 1356 (вместо цифр 5 и 6 можно было бы взять и другие, отличные от 1, 2, 3,4). Какие могут быть ответы?
Ученики анализируют все возможные варианты и приходят к умозаключению: Может быть три возможных ответа. Все возможные ответы находятся во втором столбце таблицы. Ответ 2б сразу определяет задуманное число - 1324 (у других чисел другой ответ), ответ 1б 1к оставляет два варианта, а ответ 2к - три.
Ученик на ход 1356 дал ответ: 2к.
Учитель делает третий ход: Третий ход 3256.
Ученики вновь анализируют: Третий ход (с учетом второго) вносит полную ясность - все пять чисел-кандидатов дают разную пару ответов. Прочерк в таблице 3 (и всех последующих таблицах) означает, что при соответствующем ходе "реакция" на него данного числа нас уже не интересует. Таким образом, на четвертом ходу гарантировал ответ 4б и партия длится не более четырех ходов.
Ученик дает ответ: 2к.
С этим ответом учитель сразу отгадывает число: 2134.
Так же учитель делает замечание к этой партии: Типичная и совершенно не очевидная ошибка, которую допускают многие, кто решают эту задачу, состоит в использовании для игры чисел, содержащих только цифры 1, 2, 3,4. Логика здесь простая - раз все цифры известны, то зачем подключать новое? Однако при таком подходе задуманное число с гарантией определяется на пятом ходу (ответ 4б).
Партия 2. Новая партия, вновь ход учителя 1234, но ответ на первый ход: 1б 3к.
Ученики анализируют и делают вывод: На первый ход 1234 восемь чисел могут дать ответ 1б 3к (таблица 5).
Учитель делает второй ход: 1256.
При этом ходе учитель получает ответ: 1б 1к.
Учитель предлагает проанализировать: Какие возможные варианты ответов могут быть на второе число?
Ученики анализируют и выдвигают гипотезу: При любом втором ходе хотя бы одна четверка чисел дает один и тот же ответ.
Учитель подводит итог: Для выяснения ситуации понадобятся еще два хода. При втором ходе 1256 числа разделяются на две группы; для чисел первой группы (ответ 1б 1к) сделаем третий ход 1563, а для чисел второй группы (ответ 2к) - ход 2564. Так как я получил ответ 1б 1к, я делаю ход 1563.
Учитель получает ответ: 1б 1к.
Ученики анализируют и приходят к выводу: После этого остаются две пары чисел в каждой группе, требующие еще одного хода.
Учитель делает четвертый ход: Четвертый ход 1564 полностью проясняет картину. Таким образом, вторая партия делится не более пяти ходов.
И действительно, он получает ответ: 2к.
Учитель с легкостью определяет число: 4213.
Таблица 5
После 1-го хода
1234 и ответ 1б 3к
2-ой ход
1256
4-й ход
1564
1563
2564
1423
3241
1342
4213
2314
4132
3124
2431
Партия 3. Новая партия, вновь ход 1234, но ответ на первый ход другой: 4к.
Ученикам вновь предлагается проанализировать. И они приходят к умозаключению: В ответ на первый ход 1234 девять чисел могут дать ответ 4к (таблица 6).
Учитель делает второй ход: 3102.
Ученики анализируют и приходят к выводу: 3102 расшифровывает два числа, а остальные семь делит на две группы.
Учитель подтверждает это и подводит итог: В одной группе решает ход 4153, а в другой - 2456. Четвертый ход завершит партию (будет получен ответ 4б).
И действительно, на ход 4156, учитель получил ответ: 1б 2к.
Сделал новый ход: 4153.
Получил ответ: 3б.
Это и решило исход игры, учитель с легкостью отгадал число: 4123.
Таблица 6
1234 и ответа 4к
3102
4153
2456
3142
3412
2143
3421
4123
4312
2341
2413
4321
3б
2б 1к
1б 2к
3к
Партия 4. Новая партия, вновь ход учителя 1234, но ответ на первый ход: 3б.
Ученики анализируют и приходят к выводу: Ответ 3б на первый ход 1234 дают 24 числа. Три цифры можно зафиксировать на своих местах четырьмя способами, а для четвертой имеется шесть возможностей: 0, 5, 6, 7, 8, 9, то есть всего 4*6=24 варианта.
Учитель предлагает рассмотреть таблицу: Рассмотрим таблицу 7а. В ее первых четырех строках б обозначает любую из цифр 8, 9, 0. Таким образом, здесь представлены все 24 возможности. Сделаем второй ход 1567. Что будет означать ответ 0б 0к?
Ученики делают вывод: Ответ 0б 0к оставляет выбор из трех неразгаданных чисел.
Учитель подводит итог: Для этого годится третий ход 8934 (табл.7б). При ответе 2б можно сыграть 1506 (табл.7в), а при ответе 1к - 5634 (табл.7г). Давайте разберем какие ответы могут быть на такие ситуации?
Ученики анализируют и приходят к умозаключению: Во всех этих вариантах ответы получаются различные, что и помогает с легкостью определить задуманное число.
Таблица 7а
После 1-го хода 1234 и ответа 3б
2-й ход 1567
б234
1б34
12б4
123б
0б 0к
1б
1534
1264
1237
5234
6234
7234
1к
1254
1274
1235
1634
1236
1734
Таблица 7б
Ответ на 2-й ход 0б 0к
3-й ход 8934
8234
9234
0234
Таблица 7в
Ответы на 2-й ход 2б
3-й ход 1506
Таблица 7г
Ответ на 2-й ход 1к
3-й ход 5634
Таблица 7д
Ответ на 2-й
ход 1к
3564
5896
5698
1834
1934
1034
1284
1294
1204
1238
1239
1230
Таблица 7е
Ответ на 2-й ход
0254
0689
Учитель предлагает составить еще одну таблицу: Для девяти чисел с ответом 1б в табл.7а составим табл.7д (вновь б может принимать одно из значений - 8, 9, 0). Делаем третий ход 3564. Что произойдет?
Ученики приходят к выводу: Третий ход разделяет их на три равные группы, четвертым ходом числа идентифицируется, и пятый ход завершает игру (ответ 4б).
Учитель: У нас осталось еще шесть чисел, расположенных в нижних строках табл.7а, выпишем их отдельно (таблица 7е). Какой вывод можно сделать отсюда?
Ученики: И с этой шестеркой удается разобраться за два дополнительных хода. Итак, вновь партия делится не более пяти ходов.
И действительно, учитель делает второй ход: 1567.
Получает ответ: 2б.
Третий ход учителя (таблица 7в): 1506.
И вновь учитель получает ответ: 2б.
И теперь учитель с легкостью может назвать число: 1534.
Ученик подтверждает, что число отгадано.
Учитель подводит итог: Результаты всех рассмотренных партий собраны в таблице 8.
Таблица 8
Ответ на 1-й ход
Количество
возможных чисел
Наибольшая длина
партии
2б 2к
1б 3к
4к
6
8
9
24
4
5
Разобранные примеры показывают, что искусная игра в "быки и коровы" требует тонкого математического расчета.
Учитель подводит итог занятия: В игре быки и коровы были рассмотрены несколько партий с различными начальными ответами, что помогло более подробно проанализировать игру. Так же была рассмотрена игра мастермайнд. Теперь вы можете продолжить игру самостоятельно.
Замечание: Когда учащиеся начали анализировать игру, приходили к умозаключению о том, что длина партии в общем случае зависит от первого хода, поэтому они изучают сколько вариантов ответа может дать человек, который задумал число. Так как в игре крестики-нолики очень многое зависело от первого хода, то здесь учащиеся приходят к мысли о том, что нужно рассмотреть все возможные варианты ответа на первый ход гораздо быстрее.
Отметим, что если вначале первой партии ученики долго думали над вопросами учителя, то ближе к концу школьники стали отвечать быстрее и проводить анализ более правильно. Если ученики достаточно сильные, то к концу занятия они уже могут проводить анализ партий без помощи учителя. О том на сколько учащиеся поняли основные моменты занятия можно судить по тому на сколько тщательно и правильно они проводят анализ партий в конце занятия (когда играют друг с другом).
1. Абдулин, О.А. Педагогика/ О.А. Абдулин. - Москва: Просвещение, 1983.
2. Алдер, Х. НЛП. Современные психотехнологии / Хэрри Алдер. - Санкт-Петербург: Питер, 2000.
3. Астапов, В.М. Диагностика развития понятийных форм мышления/ В.М. Астапов. - Москва: Аркти, 2000.
4. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе/ Ю.К. Бабанский. - Москва: Просвещение, 1985.
5. Бурмистрова, Е.В. Развитие логического мышления детей старшего школьного возраста через дидактические игры/ Логические исследования 1996, № 5.
6. Войшвилло, А.Г. Самоучитель мышления 2-е изд. / А.Г. Войшвилло. - Москва: Информационно-Внедренческий центр "Маркетинг", 2001.
7. Гетманова, А.Д. Учебник по логике / А.Д. Гетманова. - Москва: Владос, 1995.
8. Гик, Е.Я. Занимательные математические игры / Е.Я. Гик. - Москва: Знание, 1987.
9. Гусев, Д.А. Искусство правильного мышления / Д.А. Гусев. - Москва: НЦ ЭНДС, 2003.
10. Данилков, А.А. Общая психология / А.А. Данилков, Н.С. Данилкова. - Новосибирск: НГПУ, 2007.
11. Дышинский, Е.А. Игротека математического кружка / Е.А. Дышницкий. - Москва: Наука, 1972.
12. Зак, А.З. Различия в мышлении детей. Учебно-методическое пособие/ А.З. Зак. - Москва: Владос, 1992.
13. Зверьев, А.А. Сборник бизнес-планов с рекомендациями и комментариями / А. А Зверьев, В.М. Попов, С.И. Ляпунов, С.Г. Млодик. - Москва: Владос, 2000.
14. Ивин, А.А. Искусство правильно мыслить / А.А. Ивин. - Москва: Просвещение, 1986.
15. Кондаков, Н.И. Логический словарь / Н.И. Кондаков. - Москва: Наука, 1971.
16. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - Москва: Наука, 1998.
17. Макаренко, А.С. О воспитании в семье / А.С. Макаренко. - Москва: Учредгиз, 1955.
18. Основы общей психологии / под ред. Ю.В. Александровой. - Москва: Наука, 1999.
19. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. - Москва: Владос, 2003.
20. Прокофьев, А.А. Универсальный справочник по математике/ А.А. Прокофьев, И.Б. Кожухов. - Москва: Лист Нью, 2003.
21. Психология - Словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Москва: Издательство политической литературы, 1990.
22. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений/ под ред. И.В. Дубровиной, Е.Е. Даниловой, А.М. Прихожана. - Москва: Академия, 2001.
23. Рудн, Н. Педагогическая психология / Н. Рудн. - Москва: Наука, 2000.
24. Сиденко, А. Игровой подход в обучении/ Народное образование, 2000, №8.
25. Столяр, А.А. Как математика ум в порядок приводит/ А.А. Столяр. - Минск: Вышэйшая школа, 1991.
26. Технология игровой деятельности: учебное пособие / Л.А. Байкова, Л.К. Теренкина, О.В. Еремкина. - Рязань: РГПУ, 1994.
27. Тропина, Н.В. Интеллектуальные математические игры / Н.В. Тропина, Л.Н. Коваленко. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2000.
28. Холина, Л.И. Психология и педагогика/ Л.И. Холина. - Новосибирск: НГПУ, 2008.
29. Шадрин, Д.А. Логика/ Д.А. Шадрин. Москва: Наука, 1998.
30. Эльконин, Д.Б. психология игры / Д.Б. Эльконин. - Москва: Педагогика, 1978.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10