Рефераты. Педагогическая технология развития у учащихся направленности на диалогическое общение при групповой форме обучения на уроках физики при изучении темы "Основы электродинамики" в средней школе

p align="left">Задачи:

образовательные:

-выяснить с учащимися как происходит делимость электрического заряда и какая частица является пределом этого деления;

-познакомить учащихся с наименьшей заряженной частицей - электроном и рассказать опыты Милликена и Иоффе по определению его заряда;

-ввести единицу заряда Кулон;

-рассказать учащимся о строении атома, ввести новые элементарные частицы -протон и нейтрон и показать на примере атомов Н, Не, Li, как устроены атомы;

-ввести понятие отрицательного и положительного иона;

-продолжить формирование умений решать задачи;

политехнические:

-показать политехническую значимость электрического заряда;

развивающие:

-развивать логическое мышление, память;

-развивать у учащихся такие умственные операции как анализ, синтез, обобщение.

План урока

Этап

Время

Метод

I

Актуализация знаний

4 мин

Фронтальный опрос

II

Изучение нового материала

15-20 мин

Демонстрации, рассказ, объяснение

III

Закрепление нового материала

10-15 мин

Решение задач

IV

Итог

4 мин

Словесный метод

V

Домашнее задание

2 мин

Запись на доске и тетрадях

Оборудование: 2 электроскопа, 2 металлических шара, металлический проводник с держателем из диэлектрика.

Ход урока:

I. Актуализация знаний.

Какие явления называются электрическими?

Что означает выражение: «Тело наэлектризовано»'?

(ему сообщен электрический заряд)

Каким образом можно наэлектризовать тела'?

(соприкосновением и трением)

Какие виды зарядов существуют и как они взаимодействуют между собой?

(положительные и отрицательные; заряды одинакового знака притягиваются, а разного - отталкиваются)

Каким прибором можно обнаружить электрический заряд?

(Электроскопом)

Что такое проводники и непроводники?

(проводниками называют тела, через которые электрические заряды могут переходить от заряженного тела к незаряженному; непроводники называют такие тела, через которые электрические заряды не могут переходить от заряженного тела к незаряженному)

Что такое электрическое поле?

(особый вид материи, отличающийся от вещества)

Дайте понятие электрического силы.

(сила, с которой электрическое поле действует на внесенный в него электрический заряд)

II. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы с вами попробуем разобраться в том, как проис-ходит делимость электрического заряда, до какого предела делится заряд, рассмотрим строение атома и другие вопросы.

Мы с вами знаем, что электрический заряд можно обнаружить при помощи электроскопа. Наденем на стержень электроскопа металлический шар и зарядим его.

Что наблюдаем? (стрелка электроскопа отклонилась, показывая заряд шара)

Теперь возьмем два электроскопа с шарами, один заряженный, а другой нет, и металлическим проводником соединим их держа проводник за ручку диэлектрика.

Как вы думаете, почему стрелка второго электроскопа отклонилась? (он зарядился). А что произошло со стрелкой первого прибора? (заряд его уменьшился в два раза).

Разрядим один электроскоп рукой и снова проделаем опыт. Мы видим, что заряд снова уменьшился в два раза.

Запишем тему урока: "Делимость электрического заряда. Строение атома".

На сколько же частей можно делить электрический заряд и есть ли у него предел? (выдвигают гипотезы)

Что бы ответить на этот вопрос, нужно провести еще более сложные опыты, так как заряд, который остающийся на шаре заряд становится таким малым, что при помощи электроскопа его обнаружить невозможно. Так советский ученный Абрам Федорович Иоффе и американский ученный Роберт Милликен в своих опытах электризовали металлические пылинки цинка. Заряд пылинок много раз и вычисляли его. Заряд оказывался каждый раз другим, но изменялся в целое число раз больше определенного наименьшего заряда. Объясняли это тем, что к пылинке присоединяется или от нее отделяется только наименьший заряд (или целое число таких зарядов), и этот заряд неделим. Частицу, имеющую самый маленький заряд, назвали электроном. Он очень мал и его масса равна. Заряд электрона равен 1,6-10-19Кл.

Так что же является пределом деления заряда? (электрон) Можно ли у электрона забрать заряд и почему? (нет, он неделим)

Атомы состоят из разного числа электронов, но основной характеристикой атома является заряд его ядра. Т.к. заряд ядра равен по абсолютному значению заряду электронов атома, можно предположить, что в составе ядра находятся положительно заряженные частицы. Эти частицы называют протонами. Масса протона в 1840 раз больше массы электронов. Заряд протона положительный и равен заряду электрона по абсолютному значению. Так же в ядре находятся нейтральные, не имеющие заряд частицы - нейтроны .

Рассмотрим модели атомов Н, Не, Li Каждый атом состоит из ядра в котором протоны, обозначенные кружочком со знаком "+", нейтроны - темный кружок и электроны, движущиеся вокруг ядра - кружочки со знаком "-".В атоме положительный заряд ядра равен отрицательному заряду электронов, тогда какой заряд имеет атом в цепом? (нулевой, он нейтрален)

Если атом теряет один или несколько электронов, то он называется положительным ионом, а если приобретает - отрицательным ионом

Так из чего же состоит атом? (из яра, в котором находятся протоны, нейтроны и вокруг движутся электроны)

III. Решение задач

1. Рассмотрим несколько примеров строения атома

Какой заряд имеет данный ион и почему?

(кислород - отрицательный, т к число протонов меньше числа электронов (8<9), углерод положительный, т к число протонов больше числа электронов (6>5), азот нейтральный, т к число протонов равно числу электронов (7=7))

2. При каком условии отрицательным ион может превратиться в нейтральный?

(если отдаст столько электронов, сколько нужно для того, чтобы их число стало равным числу протонов)

3. Известно, что в состав ядра атома лития входит 3 протона и 3 нейтрона. Сколько всего частиц в атоме лития?

Ответ: 9 частиц. Зр + Зn = 6 - в ядре и вокруг ядра 3 е (т.к. число протонов = числу электронов).

IV. Итог.

Сегодня на уроке мы с вами выяснили как происходит делимость электрического заряда и какая частица является пределом этого деления, "познакомились " с наименьшей заряженной частицей - электроном и узнали как Милликен и Иоффе определили его заряд.

Теперь вы знаете, что атом имеет положительно заряженное ядро, в котором находятся положительно заряженные протоны и отрицательно заряженные нейтроны, а вокруг ядра движутся отрицательно заряженные электроны. И атом может стать положительным ионов отдав один или несколько электронов и отрицательным ионом приобретя один или несколько электронов.

V. Домашнее задание.

§23, 30. Упр. 11.

Урок 44/19 Решение задач на закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников.

Тип: Усовершенствование умений и навыков решать задачи.

Цель урока: Закрепить изученный материал путем решения задач.

Задачи:

образовательные

-научить учащихся решать задачи на последовательное и параллельное соединение проводников;

-углубить и расширить знания о данных видах соединения проводников;

-научить определять силу тока, напряжение, сопротивление при последовательном и параллельном соедини проводников;

-научить решать задачи на смешанное соединение проводников;

-научить учащихся разбираться в схемах электрических цепей и находить точки разветвления в случае параллельного соединения;

воспитательные:

-развить личные качества учащихся: аккуратность, внимание, усидчивость;

развивающие:

-продолжить развитие навыков решения задач на данную тему;

-продолжить развитие умений анализировать условия задач и ответов, умений делать выводы, обобщения;

-продолжить развитие памяти, творческих способностей.

План урока:

Этап

Время

Метод

I

Актуализация знаний

5 мин

Письменная работа

II

Вводная часть

2 мин

Слово учителя, опрос учащихся

III

Решение задач

20 мин

Работа учителя, учащихся у доски

IV

Работа учащихся в группах

10 мин

Работа с карточками

V

Итог урока

2 мин

Словесный метод

VI

Домашнее задание

1 мин

Запись на доске и в тетрадях

I. Физический диктант.

1. Записать формулу для расчет силы тока и единицу ее измерения.

2. Записать формулу для расчет напряжения и единицу ее измерения.

3. Записать формулу для расчет сопротивления и единицу ее измерения.

4. Записать формулу закона Ома для участка цепи выразить из нее сопротивление и напряжение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.