Рефераты. Педагогическая технология развития у учащихся направленности на диалогическое общение при групповой форме обучения на уроках физики при изучении темы "Основы электродинамики" в средней школе

p align="left">Внимание учащихся обращают на то, что для изготовления реостатов используют проволоку из материала с большим удельным сопротивлением. Восьмиклассники должны хорошо усвоить, что в паспорте реостата указано наибольшее его сопротивление и наибольшая сила тока. Превышение последней приводит к порче реостата. Подробнее ознакомление с работой реостата происходит на лабораторной работе "Регулирование силы тока реостатом" В классе необходимо разобрать пример решения задач на совместное применение формул и , а затем организовать самостоятельную работу учащихся по решению задач.

Соединение проводников в цепи. С последовательным и параллельным соединением проводников школьники уже встречались при ознакомлении с амперметром и вольтметром Целесообразно выяснить, помнят ли они правила включения этих приборов в цепь. Для этого предлагают им нарисовать схему электрической цепи, состоящей из источника тока, лампы, ключа, амперметра, вольтметра, измеряющего напряжение на лампе.

Последовательное и параллельное соединение проводников очень наглядно можно показать учащимся на сетевых электрических лампах. Для опытов необходимо иметь несколько ламп: четыре лампы с одинаковой мощностью 15-25 Вт и одну - две лампы мощностью 40-60 Вт. В начале опыта две одинаковые лампы включаются последовательно, а две "такие же" - параллельно. В цепи с последовательным соединением ламп выкручивают одну их них, цепь при этом размыкается и другая - гаснет. При выключении одной лампы в случает параллельного соединения другая лампа будет светить.

Мощность и работа электрического тока. При рассмотрении этого вопроса упор делают не на работу тока, а на его мощность. Это вызвано тем, что в паспорте электрических приборов, электродвигателей и генераторов в качестве одной из основных характеристик указана всегда мощность.

Учащимся известно, что мощность - физическая величина, численное значение которой равно работе, совершаемой за 1с. Для введения формулы мощности электрического тока вспоминают определение напряжения , и, записывая эту формулу в получают , учитывая, что получаем.

По мощности легко определить работу электрического тока за любой промежуток времени. Для этого учащимся напоминают определение мощности, записывают её математическое выражение , откуда получают формулу для расчета работы электрического тока:.

Единица работы тока - Джоуль: 1Дж = 1Вт1с = 1В1А1с. На практике используют и другие единицы работы: 1Втч=3600Дж; 1гВтч=360000Дж и др.

Для измерения работы тока нужны три прибора: амперметр, вольтметр и часы. Эти приборы можно заменить одним - счетчиком электроэнергии. Изучение счетчиков не входит в программу, но учениками полезно дать домашнее задание по подсчету расходуемой энергии. На работу и мощность тока полезно решить в классе несколько практических задач, а некоторые примеры задать учащимся на дом.

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца. Нагревание проводников электрическим током хорошо известно школьникам из их жизненного опыта, с этим явлением они уже встречались при изучении действия электрического тока В этом месте курса целесообразно рассказать о тех микропроцессах, в результате которых они нагреваются.

В СИ количество теплоты и работу измеряют в Джоулях, а для расчета количества теплоты, выделенную в проводнике, используют формулу: Q=IUt. Кроме этой формулы следует дать учащимся формулу , которая представляет собой математическое выражение закона Джоуля - Ленца.

С устройством нагревательных приборов и ламп накаливания учащиеся могут ознакомиться самостоятельно. При опросе необходимо показать им элементы нагревательных приборов и виды ламп накаливания, полезно при этом использовать и имеющиеся в кабинете наглядные таблицы. Целесообразно поручить отдельным учащимся подготовить доклад об истории развития электрического освещения.

Явление короткого замыкания целесообразно рассмотреть в классе на опыте и показать назначение предохранителей. Надо предупредить школьников, что пользоваться самодельными предохранителями нельзя, так как это может привести к нагреву проводов и к пожару.

Заключение.

В ходе проведения данной работы мною были рассмотрены особенности организации взаимодействия учителя с учащимися при групповой форме организации учебного процесса с учетом психологических условий развития направленности на диалогическое общение. Рассмотренные теоретические и дидактические основы организации обучения позволяют более доступно объяснять изучаемый материал на уроках физики при изучении темы «Основы электродинамики». Анализ различных технологий позволил составить авторскую технологию развития у учащихся направленности на диалогическое общение при групповой форме обучения. От того, на сколько правильно будет построен процесс обучения при использовании данной технологии, зависит успешность всего образовательного процесса. Анализ методической литературы показал, что материал темы имеет большие возможности для формирования познавательных интересов учащихся, для развития их мышления, мировоззрения, политехнического развития, а также реализации воспитательных и развивающих задач.

Проведя данное исследование я пришла к выводу, что обучение в группах, при использовании диалогического общения способствует повышению интереса к обучению и более глубокому усвоению материала, вырабатываются качества, которые требуются для успешного контакта с людьми, преодолению противоречий между ними при общении, развиваются такие качества, как умение высказывать и отстаивать свое мнение и учитывать мнение других людей, а также происходит формирование ученика как личности.

Все выше рассмотренное было практически реализовано на примере составленных конспектов занятий, которые находятся в приложении, там же представлены и фотографиями рассмотренных уроков.

Список литературы.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. / Б.Г. Ананьев - Л.,1969.

Андреева Г.М. Социальная психология. / Г.М. Андреева - М., 1980.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. / Э. Бэрн - СПб., 1992.

Божович Л.И. Личность и ее формирование. / Л.И. Божович - М.: Просвящение, 1968.

Брудный А.А. Понимание и общение. / А.А. Брудный - М., 1977.

Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. Теоретические основы: Учебное пособие для студентов пед. институтов по физ.-мат. спец. / А.И. Бугаев - М.: Просвещение, 1981.

Демидова И.Ф. Педагогическая психология. Уч. пособие. / И.Ф. Демидов - Ростов-на-Дону.: Издат. “Феникс”, 2003.

Демидова И.Ф. Педагогическая психология: Уч пособие. / И.Ф. Демидова - Росто-на-Дону: Изд. “Феникс”, 2003.

Демонстрационный эксперимент по физике в VI-VII классах средней школы. Под ред. А.А.Покровского. М., “Просвещение”, 1970.

Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы. Т.II. Под ред. А.А.Покровского, Изд. 2-е, перераб. М., “Просвещение”, 1972.

Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие./ В.К. Дьяченко - М., 1989.

Елизаров К.Н.. Вопросы методики преподавания физики в средней школе. Пособие для учителей. / К.Н. Елизаров - М.: Гос. Учебно-педагогическое издат. Мин. просвещ. РСФСР, 1962.

Емельянова Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. / Ю.Н. Емельянова. - Л., 1985.

Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп. и перераб. / И.А. Зимняя - М.: Логос, 2002.

Йотов Ц. Диалог в общении и обучении. / Ц. Иотов - София: Народна просвета, 1979.

Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. / М.С. Каган - М., 1988.

Каменецкий С.Е. Методика преподавания физики в средней школе. Частные вопросы: Учебное пособие / С.Е. Каменецкий, С.А. Анофрикова, М.А. Бобриков, Л.А. Бордонская и др.; Под ред., С.Е. Каменецкого, Л.А. Ивановой - М.: Просвещение, 1987.

Каменецкий С.Е. Методика решения задач по физики в средней школе. Пособие для учителей. Изд. 2-е, перераб. / С.Е. Каменецкий, В.П. Орехов М.: Просвещение 1974г.

Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество / В.А.Кан-Калик, Н.Д. Никандров - М.: Педагогика , 1990.

Кучинский Г.М. Психология внутреннего диалога / Г.М. Кучинский - Минск: Издательство «Университетское», 1988.

Леонтьев А.А. Психология общения.2-е издание, испр. и доп. / А.А. Леонтьев - М., 1997.

Леонтьев А.Н. Психология общения. / А.Н. Леонтьев - М., 1996.

Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / А.А. Лобанов - М.: Издательский центр “Академия”, 2002.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. / Б.Ф. Ломов - М., 1984.

Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. / А.С. Макаренко - М., 1983.

Методика преподавания физики в 7-8 классах. Учебное пособие. / Под ред. Усовой, Орехова В.П., Каменецкого С.Е.

Мощанский В.Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. / В.Н. Мощанский - М.: Просвещение. 1989.

Мясищев В.Н. Социальная психология и психология отношений // Проблемы общения психологиии. / В.Н. Мясищев - М., 1965.

Педагогическая технология. Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под ред. В.С. Кукушина. - Серия «Педагогическое общение». - Ростов н/Д: издательство цент «Март», 2002.

Перышкин А.В. Учебники “Физика 8 класс”. / А.В. Перышкин - М.: Дрофа 2000г.

Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для высших пед. учеб. заведений. / И.П. Подласый - М., 1996.

Психология. Словарь. / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Рошевского, 2-е изд. испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.

Сластенин В.А. Педагогика. / В.А. Сластенин - М.: Школьная пресса, 2002.

Столяренко Л.Д. Педагогика для студентов колледжей / Л.Д. Столяренко - Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2000.

Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина “Физика 8 класс”. Дрофа 2002г.

Харламов И.Ф. Педагогика: Уч. пособие, 2-е изд, перераб. и доп. / И.Ф. Харламов - М.: Высшая школа. 1990.

Чередов А.Е. Формы организации учебного процесса. / А.Е.Чередов - М.: 1998.

Якубинский Л.П. О диалоговой речи. / Л.П.Якубинский - М.: Политиздат, 1987.

Якунин В.А. Педагогическая психология: Уч. пособие / Европа ин-т экспертов - СПб.: Изд. Михайлова В.А..: Изд. “Полиус”, 1998.

Яноушек Я. Социально - психологические проблемы диалога в процессе сотрудничества между людьми. - В кн. Психолингвистика за рубежом. / Я. Яноушек - М.: 1972.

Приложение 1.

Приложение 2.

Урок 29/4. Делимость электрического заряда. Строение атома.

Цель: Сформулировать у учащихся понятие о делимости электрического заряда, рассмотреть строение атома.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.