Рефераты. Педагогическая технология развития у учащихся направленности на диалогическое общение при групповой форме обучения на уроках физики при изучении темы "Основы электродинамики" в средней школе

p align="left">По подходу к ребенку: сотрудничество + гуманно-личностная, субъект-субъектная (сотрудничества) + свободное воспитание (игровые)

По преобладающему методу: диалогическая + проблемно-поисковая, творческая, игровая (сотрудничества) + развивающая, поисковая, творческая (игровые) + объяснительно-иллюстративная с элементами программирования (уровневая дифференциация) + проблемная (“диалог культур”)

По категории обучаемых: все категории + продвинутого уровня (“диалог культур)

По направлению модернизации: все категории

Целевые ориентации.

1. Переход от педагогики требований к педагогике отношений.

2. Единство обучения и воспитания.

3. Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.

4. Применение ЗУН в практической деятельности, развитие общеучебных навыков и умений.

5. Воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

6. Развитие внимания, памяти, речи, умений сравнивать, сопоставлять и.т.д.

7. Обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей, адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся.

8. Обеспечение активности учебного процесса.

9. Формирование диалогического сознания и мышления.

Концептуальные положения.

-превращение школы Знания в школу Воспитания, постановка личности школьника в центр воспитательной системы.

-развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности, сочетание группового и индивидуального воспитания.

-психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

-взаимное обогащение учащихся в группе, организация совместных действий, ведущая к активизации учебно-познавательных процессов.

-основа реального развития творческого мышления - диалог.

1.5 Особенности организации и методики.

Обучение -- это педагогический процесс формирования знаний, умений и навыков, способов познания и практики в условиях целенаправленной деятельности педагога.

Обучение - весьма сложный процесс, имеющий следующие признаки: обучение - двусторонний процесс; обучение предполагает взаимную и согласованную деятельность педагога и ученика; обучение осуществляется планомерно и организованно; обучение - процесс целостного и единого развития образования и воспитания; обучение основано на закономерностях возрастного развития личности.

Двустороннее взаимодействие в процессе обучения имеет свою закономерную последовательность и этапы деятельности педагога и обучаемого.

Деятельность педагога:

этапы и их последовательность

Деятельность ученика:

этапы и их. последовательность

Разъяснение целей и задач обучения.

Создание мотивов деятельности и способов самостимуляции

Ознакомление обучаемых с новыми знаниями и способами их отражения в сознании (теория, закон, гипотеза)

Восприятие новых знаний, умений и навыков, их систематизация и запоминание.

Управление процессом осмысления и приобретения знаний, умений и навыков.

Обретение новых способов и приемов познания и практики

Управление процессом познания (организация эвристической деятельности)

Обретение творческих способов познания и эвристических методов деятельности.

Управление переходом деятельности от теории к практике.

Включение в элементарную практическую деятельность на основе обретенных знаний.

Оценка обучаемости.

Самооценка и самоконтроль за достижениями в обучении.

[29, с. 232]

Перечисленные этапы деятельности педагога и обучаемого можно реализовать в различных формах обучения с выбором соответствующих методов обучения.

Подласый И.П. выделяет шесть классов закономерностей, от которых зависит продуктивность и эффективность обучения:

1. Гносеологические закономерности, т.е. зависимость познания от прошлого опыта.

2. Психологические закономерности, т.е. зависимость продуктивности обучения от организованности и стойкости внимания; от развития процессов памяти; от возрастных психических особенностей.

3. Социокультурные закономерности, согласно которым на эффективность обучения влияет социокультурная; культура общения педагога; общее состояние класса.

4. Информативные закономерности, реализующиеся педагогом, это наличие обратной связи; качество контроля, продолжительности и управления обучением.

5. Организационные закономерности, это зависимость обучения от качества организации педагогического труда и процесса обучения, что влияет на формирование методических навыков самообучения.

6. Педагогические закономерности обучения, т.е. закономерности содержания, качества, методов, управления и организации обучения. [29, с.275-283]

Так же, по мнению Подласого И.П., должны реализовываться следующие принципы обучения:

1. Принцип осознанной активности. Данный принцип необходимо стараться реализовывать на всех занятиях, т.е. обеспечивать ясное понимание учеником целей, задач, планов обучения; формировать активное отношение ученика к процессу обучения, чтобы обучение превращалось в самообучение.

2. Принцип наглядности. Реализуя этот принцип необходимо использовать опыты, демонстрации, плакаты и т.п.

3. Принцип системности обучения. Его возможно реализовывать на повторительно-обобщающих уроках, при актуализации знаний перед изучением нового материала и т.п., возможность систематизировать знание о предмете в процессе подготовки к зачету или экзамену;

4. Принцип прочности обучения основан на объективных законах, выражающих методологию прочного усвоения знания. Согласно этому принципу необходимо проводить зачетные занятия, самостоятельные и проверочные работы, которые способствуют систематизации знаний, контролю прочности их усвоения. Так же необходимо следить за тем, что бы ученики осознавали материал, а не заучивали его не понимая.

5. Принцип доступности обучения. Необходимо учитывать психологию возрастных особенностей ученика, уровень подготовки ученика по смежным дисциплинам. Например, опираясь на знания учеников по математике, дают графическую зависимость величин, входящих в закон Ома.

6. Принцип научности обучения. Необходимо подчеркивать значимость научных знаний в практике жизнедеятельности людей, рассказывать о новейших исследованиях в области физики.

7. Принцип практичности обучения. Практика - основа и цель познания. Необходимо проводить лабораторные и практические занятия (сборка схем, изучение приборов, их ремонт). [34, с.297-318]

Из всего многообразия методов и форм организации учебного процесса, возможно использование:

объяснительно-иллюстративного метода,

метода рассказа, беседы, лекции, дискуссии,

работы с книгой, демонстрации, иллюстрации, лабораторной, практического занятия,

метода познавательной игры, групповых и индивидуальных, школьных и внешкольных, урочных и внеурочных форм и т.п. занятия. [29, с. 311]

Рассматриваемое мною диалоговое общение при групповой форме обучение на уроках физики при изучении темы “Основы электродинамики” можно использовать на повторительно-обобщающих занятиях, т.е. на этих занятиях предусматривается деление класса на группы, давая им задания, а затем проведение беседу между группами. Это может вызывать спор между учениками, менее активные из которых, будут постепенно включаться в диалог. (Уроки 36/11, 43/18, 51/26)

Так же можно использовать диалоговое общение на этапах усвоения новых знаний. Выдавать новый материал в компактной форме и далее предложить самостоятельную работу с учебной информацией, дополнительным дидактическим материалом. При обсуждении материала учащиеся, по мере усвоения новой информации, будут включаться в диалог, отвечать на вопросы преподавателя и учеников и начнут сами задавать вопросы, при закреплении материала, при решении качественных задач. (Уроки 33/8, 2/110)

На уроках решения задач можно дать учащимся самостоятельно решить задачи, а затем обсудить их методы решения и то, применение каких из них является более целесообразным и в каких случаях. (Уроки 4/112, 10/118, 41/16, 44/19)

Основным видом урока, при котором используется групповая форма работы, являются лабораторные занятия. Учащиеся работают в группах по 2-3 человека, обсуждают выполнение работы, полученные результаты и их физический смысл. (Уроки 40/15, 41/16)

При контроле знаний возможно использование углубленной дифференциации, при которой используется работа по группам (столам, рядам, командам), работа в режиме диалога (постоянные и динамические пары), семинарско-зачетные занятия.

При групповой форме организации учебного процесса могут решаться все типы дидактических задач: изучение нового материала, закрепление, повторение, применение знаний на практике. Возможно совместное решение как репродуктивных, так и творческих задач, однако эффективность решения последних непосредственно зависит от уровня развития группы.

Т.о. в условиях групповой работы успешно реализуются три основные диалектические связанные функции обучения: образовательная, воспитательная и развивающая.

Активизация познавательной деятельности учащихся при групповой работе ведет к повышению успешности обучения, что выражается в более высоком уровне усвоения знаний и формирования специальных и общеучебных умений и навыков.

Основной идеей группового обучения является:

общность целей и задач;

индивидуальная ответственность;

равные возможности.

Учитель становится организатором самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Он учит их самостоятельно добывать знания, осмысливать полученную информацию, делать выводы и аргументировать их, решать возникающие проблемы, располагать необходимыми фактами.

Глава II. Научно - методический анализ темы «Основы электродинамики.

2.1 Содержание и научно-методический анализ учебного материала. Блок-схема. Основные понятия и законы. Место и роль темы в курсе физики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.