6. Записать все формулы справедливые для параллельного соединения.
II. Вводное слово
Сегодня на уроке мы с вами будем решать задачи на закон Ома, на последовательное и параллельное соединение проводников. Для этого вспомним формулы и законы которые нам пригодятся при решении задач. (3 ученика выходят к доске и записывают: первый закон Ома и выражает и него напряжение и сопротивление; второй - формулы справедливые для последовательного соединения; третий - формулы справедливые для последовательного соединения.)
III. Решение задач.
Задача 1. Для начала решим устную задачу на запоминание закона Ома.
a). U = 20B,R=10Om,I-?
б). I=10A,R = 5Om, R-?
в). I = 5A,U=15B,R-?
Ответ: а). I = 2А, б). U= 50 Ом, в). R = 3 Ом
Задача 2. (У доски решает учитель)
Рассчитать силу тока, проходящую по медному проводу длиной 100м, площадью поперечного сечения 0,5мм2, если к концам провода приложено напряжение 6,8B.
Дано: Решение:
I=100м
S=0,5мм2
U=6,8В
I-?
Ответ: Сила тока равна 2А.
Вопросы: Что известно из условии задачи? Какую величину необходимо определить? По какому закону будем определять силу тока? Какие величины нам неизвестны для нахождения силы тока и как их найти? ( - берется из таблицы). Теперь найдем R и полученное значение подставим в формулу для нахождения силы тока. (Перевод S в м2 не нужно делать, т.к. в единицах измерения плотности тоже присутствуют тоже мм2)
Задача 3. (Решает у доски сильный ученик)
В электрическую цепь включены последовательно резистор сопротивлением 5 Ом и две электрические лампы сопротивлением 500 Ом. Определите общее сопротивление проводника.
RAB=5 Ом
RBC=500 Ом
RCD=500 Ом
RAD-?
Ответ: Общее сопротивление проводника равно 1005 Ом
Вопросы: Какие элементы цепи нам даны? Начертим схему их последовательного соединения обозначая точки соединения резистора и ламп буквами А, В, С, D. Как найти общее сопротивление?
Задача 4. (Класс делится на 2 группы, каждая из которой решает задачу своим способом, а затем по одному представителю пишут решения на доске)
Два резистора сопротивлением r1 = 5 Ом и r2= 30 Ом включены, как показано на рисунке, к зажимам источника тока напряжением 6В. Найдите силу тока на всех участках цепи.
r1=5 Ом
r2=30 Ом
U=6B
I0-?
Ответ: Сила тока на всех участках цепи равна 1,4А.
Вопросы: Какой тип соединения рассматривается в задаче? Что известно из условия? Какие величины необходимо найти? Как найти I0? Что для этого неизвестно? Как найти I1 и I2?
Другой ход решения данной задачи:
Вопросы: Какой тип соединения рассматривается в задаче? Что известно из условия? Какие величины необходимо найти? По какой формуле будем находить общий ток в цепи? Какая величина нам неизвестна при нахождении силы тока и как ее найти?
Задача 5. Определите полное сопротивление цепи и токи в каждом проводнике, если проводники соединены так, как показано на рисунке, а r1=1 Ом, r2=2 Ом, r3= 3 Ом, UAC = 11В.
r1=1 Ом
r2=2 Ом
r3=3 Ом
UAB=11B
RAC-?
I1-?
I2-?
I3-?
Ответ: RАС=2,2 Ом, I1=2A, I2=3А, I3=2A.
Вопросы: Какие типы соединения изображены на рисунке? Что нужно определить? Как найти полное сопротивление и величины в него входящие? Как найти силу тока в цепи? Как определить I1 и 12? Как определить UBC?
IV. Самостоятельная работа.
Учащиеся делятся на 4 группы и каждой группе дается карточка с заданием.
Вопросы к карточкам:
Перечислите все элементы цепи.
Какие виды соединения используются?
Рассчитайте напряжение на лампе.
Рассчитайте напряжение на реостате.
Рассчитайте силу тока на всем участке цепи.
V. Итог урока.
Сегодня на уроке мы с вами научились решать задачи на последовательное и параллельное соединение проводников, закрепили знания о законе Ома для участка цепи и рассмотрели задачу на смешанное соединение.
VI. Домашнее задание.
Упражнение 21.
Урок 41/16 Лабораторная работа №3 "Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра". Решение задач.
Тип: Усовершенствование знаний, практических умений и навыков.
Цель урока: Закрепить изученный материал при помощи проведения лабораторного эксперимента.
Задачи:
образовательные:
-научить учащихся экспериментально определять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра,
-убедить учащихся на опыте, что сопротивление проводника не зависит от силы тока в нем и от напряжения на концах;
-убедиться экспериментально в справедливости закона Ома для участка цепи;
воспитательные:
-развить личные качества учащихся: аккуратность, внимание, усидчивость;
развивающие:
-работать над формированием умений самостоятельной работы а приборами;
-продолжить формирование умений анализировать и сопоставлять данные и делать выводы на их основе.
№
Этап
Время
Метод
I
Вводная часть
2 мин
Слово учителя
II
Актуализация знаний
4 мин
Опрос учащихся
III
Решение задач
10 мин
Работа учащихся у доски
IV
Обсуждение и выполнение работы
20 мин
работа в малых группах (2-3 человека), диалог, рассуждение
V
Итог урока
3 мин
Словесный метод
VI
Домашнее задание
1 мин
Запись на доске и в тетрадях
План урока
Оборудование: источник тока, исследуемый проводник (небольшая никелевая спираль), амперметр, вольтметр, реостат, ключ, соединительные провода.
I. Вводная часть.
Основная цель сегодняшнего урока научиться измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра.
Давайте вспомним то, что нам необходимо знать для выполнение лабораторной работы, решим задачу. А затем вы приступите к выполнению самой работы.
II. Актуализация знаний.
Какая физическая величина называется сопротивлением?
В чем причина сопротивления?
(во взаимодействии движущихся электронов с ионами кристаллической решетки)
3. Все ли проводники обладают одинаковым сопротивлением?
(нет, сопротивление проводников различно из-за различия в строении их кристаллической решетки, из-за разно длины и площади поперечного сечения)
4. Что принимают за единицу сопротивления?
(Ом - сопротивление проводника, в котором при напряжении на концах 1 вольт сила тока равна 1 ампер)
5. Каким прибором определяют сопротивление?
(омметром)
6. Каким прибором при выполнении работы вы будете измерять силу тока и напряжение и как они включаются в цепь?
(силу тока амперметром, который включается в цепь последовательно; напряжение - вольтметром, включается параллельно)
7. Какую "роль" игратереостат? (изменяет сопротивление цепи)
III. Решение задачи.
Решим графическую задачу:
Используя данный график определить значение сопротивления в точках А и В, при U = 1В и сделать вывод о зависимости сопротивления проводника от силы тока в проводнике и напряжения на его концах.
Зависимость каких величин изображена на трафике?
(силы тока в проводнике от напряжения на его концах)
Каким значениям силы тока и напряжения соответствуют точки А и В графика? (А: I = 0,4А и U = 2В; В: I = 0,6А и U = 4В)
По какому закону можно рассчитать сопротивление? (по закону Ома для участка цепи: ) Найдем сопротивление в точках А и В:
Найдем по графику силу тока в проводнике при напряжении 1В и сопротивление в этом случае:
Какой вывод можно проделать по результатам задачи?
(сопротивление везде одно и тоже, оно не зависит от силы тока и напряжения на его концах)
IV. Обсуждение лабораторной работы и ее выполнение.
При выполнении лабораторной работы ход ваших действий будет следующим. Вам необходимо:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13