Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Развитие логического мышления учащихся при решении задач на построение
учащихся формируются качества, присущие научному мышле-нию (активность, гибкость, глубина, критичность, доказатель-ность и т. п.), умение выражать свою мысль ясно и точно и т.д.
2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ПОСТРОЕНИЕ, С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
2.1. Роль задач в обучение, роль задач в развитие логического мышления.
2.1.1. Общее понятие задачи.
Решение многих задач требует от человека хорошо развитой способности к творческой деятельности или, по крайней мере, спо-собности и умения отыскать более или менее оптимальное в данных условиях решение. Поэтому не удивительно то большое значение, которое современная наука придает изучению процесса человече-ской деятельности, поискам эффективных способов управления этой деятельностью, как в сфере производства, так и в обучении.«Почти всегда изучение любой человеческой деятельности -- в труде или игре -- можно проводить как изучение ситуаций, в которых приходится
принимать решения
,
то есть таких ситуаций, когда один человек или группа людей сталкиваются с необходимо-стью выбора какого-нибудь одного из нескольких действий (хотя бы из двух). Поэтому изучение человеческой деятельности можно в основном свести к изучению поведения человека в условиях про-изводимого им выбора, то есть в условиях ситуаций, в которых нужно принимать решение», т. е. в процессе решения человеком различных задач.Проблема решения задач как чисто математических, так и задач, возникающих перед человеком в процессе его производственной или бытовой деятельности, изучается издавна, однако до настоя-щего времени нет общепринятой трактовки самого понятия зада-чи.
«Понятие задачи обычно используется только в ограниченном объеме: говорят о научных (математических, физических и т. п.) задачах, о задачах в образовании, о задачах политических, хозяй-ственных, технических. Общее понятие задачи еще не выработано». Главной причиной такого положения дел, несомненно, являются, прежде всего, объективнее трудности, связанные с характеристикой этого понятия в общем виде. Вместе с тем немалое значение имеет и то обстоятельство, что до недавнего времени для большинства исследователей наибольшую практическую ценность представляло изучение процесс
а
решения задач человеком как важной поведенче-ской проблемы, а также путей повышения эффективности процес-са решения задач человеком).
2.1.2. Роль задач в обучении математике.
В процессе обучения математике задачи выполняют, разнообраз-ны» функции. Учебные математические задачи являются очень эф-фективным и часто незаменимым средством усвоения учащимися понятий и методов школьного курса математики, вообще математиче-ских теорий. Велика роль задач в развитии мышления и в математиче-ском воспитании учащихся, в формировании у них умений и навыков в фактических применениях математики. Решение задач хорошо служит достижению всех тех целей, которые ставятся перед обучением математике. Именно поэтому для решения задач используется поло-вина учебного времени уроков математики (700--800 академических часов в IV--X классах). Правильная методика обучения решению математических задач играет существенную роль в формировании высокого уровня математических знаний, умений и навыков уча-щиеся.В этой главе рассматриваются общие и наиболее важные аспекты использования задач в обучении математике, общие методы, приме-няемые при решении задач, и т. д. Значительное внимание уделяется вопросам организации обучения решению задач на уроках, приводят-ся «практические рекомендации, которые могут быть использованы в процессе учебной работы над задачей.
Значение учебных математических задач
При обучении математике задачи имеют большое и многосторон-нее значение.
1.2.1
.
Образовательное значение математических задач
. Решая математическую задачу, человек познает много нового: знакомится с новой ситуацией, описанной в задаче, с применением математической теории к ее решению, познает новый метод решения или новые теорети-ческие разделы математики, необходимые для решения задачи, и т. д. Иными словами, при решении математических задач человек приоб-ретает математические знания, повышает свое математическое образовавшие. При овладении методом решения некоторого класса задач у человека формируется умение решать такие задачи, а при достаточ-ной тренировке -- и навык, что тоже повышает уровень математического образования.
1
.2.2
.
Практическое значение математических задач
. При решении математических задач ученик обучается применять математические знания к практическим нуждам, готовится к практической деятель-ности в будущем, к решению задач, выдвигаемых практикой, по-вседневной жизнью. Почти во всех конструкторских расчетах при-ходится решать математические задачи, исходя из запросов практики. Исследование и описание процессов и их свойств невозможно без привлечения математического аппарата, т. е. без решения математиче-ских задач. Математические задачи решаются в физике, химии, био-логии, сопротивлении материалов, электро- и радиотехнике, особен-но в их теоретических основах, и др.Это означает, что при обучении математике учащимся следует предлагать задачи, связанные со смежными дисциплинами (физикой, химией, географией и др.), а также задачи с техническим и практиче-ским, жизненным содержанием.
1.2.3
.
Значение математических задач в развитии мышления
. Ре-шение математических задач приучает выделять посылки и заключе-ния, данные и искомые, находить общее, и особенно в данных, сопо-ставлять и противопоставлять факты. При решении математических задач, как указывал А. Я. Хинчин, воспитывается правильное мышление, и прежде всего учащиеся приучаются к полноценной ар-гументации. Решение задачи должно быть полностью аргументиро-ванным, т. е. не допускаются незаконные обобщения, необоснованные аналогии, предъявляется требование полноты дизъюнкции (рассмот-рение всех случаев данной в задаче ситуации), соблюдаются полнота и выдержанность классификации. При решении математических задач у учащихся формируется особый стиль мышления: соблюдение формально-логической схемы рассуждений, лаконичное выражение мыслей, четкая расчлененность хода мышления, точность симво-лики.
1.2.4
.
Воспитательное значение математических задач
. Прежде всего, задача воспитывает своей фабулой, текстовым содержанием. Поэтому фабула многих математических задач существенно изменяет-ся в различные периоды развития общества. Так, в русских дорево-люционных задачниках и в задачах, которые решают современные школьники капиталистических стран, сюжетное содержание многих математических задач связано с вопросами получения выгоды при купле и перепродаже товара, расчетов выигрыша-проигрыша в азарт-ной игре и т. п. Воспитывает не только фабула задачи, воспитывает весь процесс обучения решению математических задач. Правильно поставленное обучение решению математических задач воспитывает у учеников честность и правдивость, настойчивость в преодолении трудностей, уважение к труду своих товарищей.
Роль задач в обучении математике
Каждая конкретная учебная математическая задача предназна-чается для достижения чаще всего не одной, а нескольких педагоги-ческих, дидактических, учебных целей. И эти цели характеризуются как Содержанием задачи, так и назначением, которое придает задаче учитель. Дидактические цели, которые ставит перед той или иной задачей учитель, определяют роль задач в обучении математике. В зависимости от содержания задачи и дидактических целей ее при-менения из всех ролей, которые отводятся конкретной задаче, можно выделить ее ведущую роль.
2.1. Обучающая роль математических задач.
Обучающую роль математические задачи выполняют при формировании у учащихся си-стем л знаний, умений и навыков по математике и ее конкретным дисциплинам. Следует выделить несколько видов задач по их обучающей роли.
1)
Задачи
для
усвоения
математических понятий.
Известно, что формирование математических понятий хорошо проходит при усло-вии дательной и кропотливой работы над понятиями, их определе-ния» и свойствами. Чтобы овладеть понятием, недостаточно выучить его Определение, необходимо разобраться в смысле каждого слова в определении, четко знать свойства изучаемого понятия. Такое зна-ние достигается, прежде всего, при решении задач и выполнении упражнений.
2)
Задачи для овладения математической символикой.
Одной из целей обучения математике является овладение математическим язы-ком и, следовательно, математической символикой. Простейшая, сим-вол и вводится еще в начальной школе и в IV--V классах (знаки действий, равенства и неравенства, скобки, знаки угла и его величины, параллельности и т. д.). Правильному употреблению изучаемых символов надо обучать, раскрывая при решении задач их роль и назна-чение. Приведенные далее задачи способствуют пониманию роли скобок и учат их верному употреблению.Существенное значение в овладение изучаемой символикой имеет правильное ее применение при записи решений задач. Учитель должен внимательно следить за грамотным применением математических символов в записях. Нельзя признать правильными такие, например, записи: «
p
< 2 на 3», « Докажем - ность прямых
a
и
b
» и др. Следовало бы записать в первом случае: «
p
меньше, чем 2 на 3», или «2 -
p
= 3», или «2 - 3 =
p
», или «
p
+ 3 = 2», «2 - 3 =
p
», а во втором: «Докажем, что ab».
3) Задачи для обучения доказательствам
. Обучение доказатель-ствам - одна из важнейших целей обучения математике.Простейшими задачами, с решения которых практически начи-нается обучение доказательствам, являются задачи-вопросы и эле-ментарные задачи на исследование. Решение таких задач заключается в отыскании ответа на вопрос и доказательстве его истинности.Задачи-вопросы обычно требуют для своего решения (доказатель-ства истинности ответа) установления одной импликации, одного логического шага от данных к доказываемому. Доказательство же при решении более сложной задачи или доказательство теоремы пред-ставляет собой цепочку шагов-импликаций.Целью решения задач-вопросов является и осознание, уточнение и конкретизация изучаемых понятий и связей между ними. Задачи-вопросы необходимы также для усвоения учащимися вводимой сим-волики и используемого языка. Примеры задач-вопросов:5. х > у.
Обязательно ли x2 > у2?6. Могут ли две биссектрисы треугольника быть перпендикуляр-ными? А две высоты?Существенную роль в обучении доказательствам играют упраж-нения в заполнении пропущенных слов, символов и их сочетаний в тексте готового доказательства. Аналогичные упражнения довольно часто применяются при изучении русского языка, на уроках же ма-тематики они встречаются редко, в учебниках и задачниках их нет.
2.1.3. Роль математических задач в развитии мышления.
1) Мыслительные умения, вос-приятие и память при решении з
а
дач
. Решение математических задач требует применения многочисленных мыслительных умений: анали-зировать заданную ситуацию, сопо-ставлять данные и искомые, решае-мую задачу с решенными ранее, вы-являя скрытые свойства заданной ситуации; конструировать простейшие математические модели, осуществляя мысленный эксперимент; синтезировать, отбирая полезную для решения задачи информацию, систематизируя ее; кратко и чет-ко, в виде текста, символически, графически и т. д. оформлять свои мысли; объективно оценивать полученные при решении за-дачи
результаты, обобщать или специализировать результаты решения задачи, исследовать особые проявления заданной ситуации. Сказанное говорит о необходимости учитывать при обучении решению математических задач современные достижения психологической навыки.Исследованиями советских психологов установлено, что уже восприятие задачи различно у различных учащихся данного класса. Способный к математике ученик воспринимает и единичные элементы задачи, и комплексы ее взаимосвязанных элементов, и роль каждого элемента в комплексе. Средний ученик воспринимает лишь отдельные элементы задачи. Поэтому при обучении решению задач необходимо специально анализировать с учащимися связь и отношения элементов задачи. Так облегчится выбор приемов переработки условия задачи. При решении задач часто приходится обращаться к памяти. Инди-видуальная память способного к математике ученика сохраняет не всю информацию, а преимущественно «обобщенные и свернутые структуры». Сохранение такой информации не загружает мозг избыточной информацией, а запоминаемую позволяет дольше хранить и легче использовать. Обучение обобщениям при решении задач раз-вивает, таким образом, не только мышление, но и память, формирует «обобщенные ассоциации». При непосредственном решении математи-ческих задач и обучении их решению необходимо все это учитывать.
Страницы:
1
,
2
,
3
,
4
,
5
,
6
,
7
,
8
,
9
,
10
, 11,
12
,
13
,
14
,
15
,
16
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.