Рефераты. Концепции современного естествознания

Концепции современного естествознания

СМОЛЕНСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Сычев М.М.

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение. Две культуры как отражение двух типов мышления
    • Этапы развития естественно-научного мышления. История естествознания.
    • Развитие физико-химической биологии
    • Панорама современного естествознания и его незавершенность.
    • Литература
  • Раздел 1. ФИЗИКА ГЛАЗАМИ ГУМАНИТАРИЯ: ОБРАЗЫ ФИЗИКИ
    • Пространство, время и материя в контексте культуры
    • Литература
  • Тема 1.1. Физика необходимого
    • Мир дискретных объектов - физика частиц
    • Состояние физической системы и его изменение со временем.
    • Импульс, энергия и момент системы как меры движения.
    • Мир непрерывных объектов - физика полей (континуум).
    • Сплошная среда и упругие волны
    • Взаимодействие: концепции близкодействия и дальнодействия
    • Электромагнитное поле и электромагнитные волны
    • Интерференция, дифракция и поляризация света.
    • Литература
  • Тема 1.2. Физика возможного
    • Мир микрообъектов - квантовая физика.
    • Атомы, молекулы, кристаллы.
    • Периодический закон Менделеева
    • Квантовые переходы и излучение.
    • Атомы и молекулы
    • Мир реальных макрообъектов - статистическая физика.
    • Тепловое равновесие и флуктуации. Неравновесные состояния и релаксация.
    • Тепловая физика: от Карно к Гиббсу
    • Энергия, температура, энтропия.
    • Ближний и дальний порядки в природе.
    • Микропорядок и макропорядок. Ближний и дальний порядок.
    • Фазовые переходы и симметрия.
    • Необратимость - неустранимое свойство реальности. Стрела времени.
    • Литература
  • Тема 1.3. Физика как целое
    • Иерархия структур природы
    • Микромир
    • Физический вакуум как реальность.
    • Макромир
    • Мегамир Звезды. Галактики. Вселенная.
    • Вариационные принципы
    • Принцип дополнительности
    • Принципы симметрии и законы сохранения.
    • Литература
  • Тема 1.4. От физики существующего к физике возникающего
    • Современная физическая картина мира
    • Креативная роль физического вакуума
    • Этапы эволюции горячей Вселенной, неоднозначность сценария и антропный принцип.
    • Происхождение галактик и Солнечной системы
    • Земля: происхождение и динамика геосфер
    • Роль живых организмов в эволюции Земли
    • Литература
  • Раздел 2. ЖИЗНЬ
    • От атомов к протожизни. Неорганические и органические соединения и их многообразие
    • Кислоты, основания, соли
    • Химия жизни
    • Особенности биологической формы организации материи. Молекулы живых систем.
    • Матричный синтез. Информационные макромолекулы.
  • Тема 2.1. Живые системы
    • Принципы взаимодействия организма и среды обитания.
    • Принципы воспроизводства и развития живых систем.
    • Клеточное строение организмов. Принципы структурной организации и регуляции метаболизма.
    • Жизненный цикл клетки.
    • Единство и многообразие клеточных типов.
    • Дифференциация и интеграция функций в организме.
    • Размножение и развитие организмов.
    • Смерть и ее биологический смысл.
    • Многообразие биологических видов -- основа организации и устойчивости биосферы.
    • Принципы систематики и таксономии
    • Планы строения и принципы функционирования представителей основных таксонов.
    • Эволюционное и индивидуальное развитие. Онтогенез и филогенез.
    • Генетика и эволюция.
    • Литература
  • Тема 2.2. Человек: организм и личность
    • Положение человека в царстве животных
    • Отличительные особенности человека.
    • Мозг и высшая нервная деятельность
    • Эмоции
    • Природа агрессии.
    • Природа наслаждений
    • Биосоциальные основы поведения.
    • Половое поведение человека
    • Происхождение человека
    • Этапы антропогенеза
    • Биологические предпосылки и факторы антропогенеза
    • Проблемы цефализации
    • Биосоциальная природа человека
    • Экология и здоровье. Биополитика
    • Литература
  • Тема 2.3. Биосфера и цивилизация
    • Круговороты вещества и энергии.
    • Биосфера
    • Эволюция биосферы
    • Ресурсы биосферы
    • Пределы устойчивости биосферы
    • Биопродуктивность биосферы
    • Ресурсы биосферы и демографические проблемы
    • Антропогенные воздействия на биосферу
    • Экологический кризис и пути его преодоления
    • Принципы рационального природопользования
    • Охрана природы
    • Экология человека
    • Социальная экология
    • Антропоцентризм, биоцентризм и решение социальных проблем
    • Пути развития экономики, не разрушающей природу.
    • Экологическое право
    • Что мы можем сделать для сохранения жизни на Земле?
    • Человек, биосфера и космические циклы.
    • Литература
  • Тема 2.4. Основные концепции и перспективы биологии
  • Раздел 3. ЭВОЛЮЦИОННО-СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА: ОТ ЦЕЛОСТНОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ К ЦЕЛОСТНОЙ КУЛЬТУРЕ

Тема 3.1. От “Бытия” к “Становлению”

  • Формирование эволюционного естествознания. Историко-философские аспекты современной естественно-научной картины мира
  • Тема 3.2. Принципы синергетики, эволюционная триада и системный подход.
    • О направлении самопроизвольных процессов
    • Критерий устойчивости систем, далеких от равновесия.
    • Порядок и энтропия
    • Механизмы эволюции
    • Литература
  • Тема 3.3. Качественные методы в эволюционных задачах.
    • Начала нелинейного мышления. Пространства состояний системы и динамическая модель
    • Диссипативные системы вдали от равновесия
    • Литература
  • Тема 3.4. Динамический хаос - фундаментальное свойство реальности
  • Тема 3.5. Самоорганизация в живой и неживой природе
    • Информационные аспекты синергетики
    • Литература
  • Заключение.

Литература

СМОЛЕНСКИЙ ИНСТИТУТ

бизнеса и предпринимательства

------------------------------------------------------------------------------------------

учебно-деловой центр морозовского проекта

214018, г.Смоленск Гагарина 22а

Телефон / факс: (0812) 65-99-13, 65-99-14

E-mail: root@businst.smolensk.su

http://globus.smolensk.ru/user/businst/welcome.htm

или

http://sibe.da.ru

Введение. Две культуры как отражение двух типов мышления

Проблема двух культур: от конфронтации к сотрудничеству. Развитие личности и потребность в гармонии. Культура (от лат.: возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Культура характеризует также особенности поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни. Культура представляет собой меру человеческого в человеке. Надбиологический характер культуры - ее важнейшая особенность.

Считается, что исходно культура была единой, а разрыв гуманитарного и естественнонаучного знания является чертой Нового времени (Теория “двух культур” Ч.Сноу).

Существование “двух культур” иногда пытаются объяснить дефектами системы образования, которые, как кажется некоторым, легко исправить: достаточно дать студентам-гуманитариям какие-то (неизбежно поверхностные) знания о достижениях естественных наук.

Однако корни дихотомии лежат глубже. Естественные науки имеют дело с Природой в целом и с человеком, как природным телом. Гуманитарные дисциплины - с духовным миром человека. Различные по существу объекты требуют разных подходов (наука - мышление в понятиях, искусство - мышление в образах) , что в условиях дифференциации наук в Новое время не могло не привести к известному расхождению в развитии двух сфер культуры.

С эпохи Возрождения вот уже пять столетий наука и искусство существуют и развиваются как самостоятельные и обособленные друг от друга сферы человеческой деятельности, и именно отсюда берет свое начало проблема соотношения науки и искусства (И.Т.Фролов,1989).

В дальнейшем по мере развития науки сфера искусства все более отдаляется от нее. Наука все более утверждается в качестве универсальной формы познания.

В противовес этому развиваются эстетические концепции, в которых, как это имело место у немецких и французских романтиков, видению художественного гения отдается предпочтение перед научным познанием. Это получило философское обоснование в учении Канта о “трансцендентальной эстетике”, а также в “Системе трансцендентального идеализма”, где гениальность трактуется как “непостижимая”, “темная неведомая сила”.

По Канту, гениальность может проявляться только в области художественного творчества, противопоставляемого в этом отношении научному познанию, где ученый может быть талантлив, даже велик, но его достижения доступны пониманию с помощью рассудка.

Шеллинг развивает версию о “магии искусства”, реализующего “бесконечность бессознательности”, называя его “чудом”, которое недоступно конечному рассудку. Наука поэтому оказывается у Шеллинга чем-то низшим по сравнению с искусством, которому “надлежит быть прообразом науки, и наука лишь поспешает за тем, что уже оказалось доступным искусству”.

Гегель считал искусство лишь особой формой познания, постигающей истину в чувственной форме. Поскольку же существуют более совершенные категориальные формы воплощения истины в науке и философии, искусство оказывается подчиненным, второстепенным моментом в общем процессе постижения абсолютной идеи. Тем не менее Гегель показал великое познавательное значение искусства.

Гете был не только великим художником - поэтом, писателем, но и выдающимся естествоиспытателем. Он стремился найти единые принципы для научного анализа природы и для художественной деятельности в искусстве. Гете развил учение о “первичном феномене”, по которому человек в единичном может увидеть всеобщее, в явлении - раскрыть сущность, пользуясь “созерцательной способностью суждения”.

В самом творчестве Гете выявляется его понимание возможной гармонии науки и искусства, истины и красоты. Однако в теории ведущим началом в гармонии истины и красоты Гете признавал все же искусство, где царствует творческое надприродное, демоническое, несоизмеримое и недоступное для рассудка.

Чтобы наука не находилась в антагонизме к гуманизму, она, согласно Гете, должна учиться у искусства постигать целостность. Научное познание должно быть связано с критерием красоты. С другой стороны, в познании природы средствами науки не следует преуменьшать роль образного мышления, воображения, интуиции. Возражая против несовместимости науки и поэзии, он писал, что “в ходе времен обе отлично могут к обоюдной пользе снова дружески встретиться на более высокой ступени”.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.