Рефераты. Концепции современного естествознания

p align="left">Продолжительность года возрастает, так скорость вращения Земли вокруг оси постепенно замедляется вследствие приливных эффектов.

Луна движется по слегка раскручивающейся спирали, все более удаляясь от Земли.

Чем все это закончится? Ответ на этот вопрос дал сын Ч.Дарвина -Д.Дарвин. Он рассчитал, что “раскручивание” Луны Землей будет продолжаться до тех пор, пока период оборота Земли вокруг оси не сравняется с периодом вращения Луны вокруг Земли. Произойдет это через много миллионов лет и тогда сутки на Земле будут длиться 1320 часов (или 1200 часов - по уточненным расчетам) - столько же, сколько и лунный месяц, а Луна станет видна только одному полушарию Земли.

Солнце находится недалеко от плоскости симметрии нашей Галактики и, двигаясь со скоростью 240 км/сек, совершает один оборот вокруг центра Галактики примерно за 200 млн лет. Этот период называется галактическим годом.

В ходе галактического года Солнце попадает в области с разной концентрацией звезд и, кроме того, находится то ближе, то дальше от центра Галактики. Все это должно сильно отражаться на активности Солнца, создавая мегаритмы, которую мы непосредственно заметить не можем.

Геологи установили, что наиболее серьезные изменения на Земле происходили с периодом 180-200 млн лет: крупнейшие эпохи горообразования, вымирание больших групп фауны и флоры, трансгрессии и регрессии океана, резкие климатические изменения.

Таким образом, от осознания и изучения механизмов глобальной взаимосвязи природных процессов мы переходим к пониманию взаимосвязей в космических, галактических масштабах. Изучение ритмичности природных процессов позволит прогнозировать события катастрофического характера.

Литература

1. Аксенов Г.П. Мир по Вернадскому/ Природа, 1992, 5

2. Алаев Э.Б. Решение демографической проблемы, или бег на месте/ Приро да, 1991, 4

3. Беккер А.А. Воздух Москвы. Природа, 1993, 8

4. Бибиков Д.И. Волк: и хищник, и жертва. Природа, 1996, 10

5. Биосфера, климат, ресурсы - что нас ждет?/ Природа, 1990, 7

6. Василенко И.Я. Биологическая опасность продуктов ядерного деления/Природа, 1995, 5

7. Виноградов М.Е., Шушкина Э.А. Биологическая продуктивность океана. Природа, 1996, 7

8. Воздействие человека на космос/ Природа, 1992, 8

9. Н.Н.Воронцов, Л.Н.Сухорукова. Эволюция органического мира. М.: Наука, 1996

10. В поисках глобальной стратегии выживания (Встреча за круглым столом в

11. Совете Федерации). Природа, 1996, 1

12. География экологических ситуаций. Природа, 1993, 11

13. Глазовский Н.Ф. Аральский кризис/ Природа, 1990, 10, 11

14. Дайсон Ф. Век двадцать первый/ Природа, 1991, 4

15. Добровольский Г.В., Куст Г.С. Деградация почвы - “тихий кризис плане ты”. Природа, 1996, 10

16. Дольник В.Р. Существуют ли биологические механизмы регуляции числен ности людей?/ Природа, 1992, 6

17. И вновь об Арале/ Природа, 1991, 10

18. Кароль И.Л. Атмосферный озон: современное состояние проблемы. Природа, 1993,5

19. Константинов В.М., Хохлов А.Н. Птицы на городских свалках/ Природа, 1991, 6

20. Корякин Ю.И. Сколько стоит Чернобыль/ Природа, 1990, 10

21. Красилов В.А. Всемирная стратегия охраны природы на 90-е годы/ Приро да. 1992

22. Международные экологические конвенции/ Природа, 1992, 12

23. Миркин Б.М. Устойчивые агросистемы: мечта или реальность. Природа, 1994, 10

24. Нельсон М. и др. “Биосфера-2”. Природа, 1993, 10

25. Никитин А.И. Современная репродуктивная стратегия/ Природа, 1991, 5

26. Ничипорович А.А. Человек как участник жизни на Земле/ Природа, Паршенков С.А. Промышленные загрязнения/ Природа, 1991, 5

27. Последствия глобального потепления/ Природа, 1992, 12

28. Постнов К.А. Земное эхо космических катастроф. Природа, 1996, 6

29. Проблемы города. Природа, 1993, 2

30. Проблемы города. Природа, 1993, 6

31. Прохоров Б.Б. Жизненная среда горожан. Природа, 1993, 3

32. Прошлое для будущего. Международный симпозиум “Эволюция экосистем”. По страницам тезисов. Природа, 1996, 2

33. Пуляркин В.А., Власова Т.К. Агроресурсы и продовольственная проб лема/ Природа, 1991, 7

34. Ростоцкий С.Б. Экологические проблемы на карте мира/ Природа, 1992, 6

35. Рютов Д.Д. Солнечная энергетика и тепловое загрязнение атмосферы/ При рода, 1990, 2

36. Скворцов А.К. Многообразие живого мира Земли и проблемы его сохране ния. Природа, 1996, 6

37. Следы Чернобыля в природной среде/ Природа, 1991, 5

38. Солнце и Земля. Природа, 1994, 9

39. Сывороткин В.Л. Дегазация Земли и разрушение озонового слоя. Природа, 1993, 9

40. Федонкин М.А. Биосфера: четвертое измерение/ Природа, 1991, 9

41. Четыре года после взрыва (Чернобыль)/ Природа, 1990, 11

42. Эйнор Л.О. Экологическая очистка воды/ Природа, 1992, 9

Тема 2.4. Основные концепции и перспективы биологии

Представления о сущности жизни с древнейших времен до наших дней. По преданию первым стал вскрывать животных, чтобы описать увиденное, Алкмеон (VI в. до н.э.) и наблюдал за развитием куриного эмбриона.

В телах природы Аристотель выделяет две стороны: материю и форму. Форма - причина и цель превращений. Принцип развития есть душа. Существуют души трех родов:

1) питающая,

2) чувствующая и

3) разумная.

Аристотель выделил 4 царства природы:

1 - неодушевленное - существует

2 - растительное - существует, размножается

3 - мир животных - существует, размножается, двигается

4 - мир человека - существует, размножается, двигается и мыслит

Наблюдая за эмбриональным развитием животных, Аристотель обнаружил, что это развитие является направленным и целесообразным. В результате он формулирует принцип энтелехии, согласно которому природа есть “самореализующаяся целесообразность”, а причиной развития является внутренняя цель. Это вывод справедлив для процессов индивидуального развития живых существ и не противоречит современной генетике развития.

Энтелехия Аристотеля не бессмертна. Она не существует вне тела. Так как тело смертно, то и душа смертна.

Согласно Эпикуру, душа, как и все тела природы, тоже состоит из атомов и вне тела не существует. Нет мирового разума, все в природе происходит по естественным причинам. Счастье состоит в наслаждениях духовных и материальных и его следует искать в земной жизни, так как потусторонней жизни не существует.

Клавдий Гален (130-200), врач, анатом и физиолог полагал, что каждый орган человеческого тела был создан богом в наиболее совершенной форме и в предвидении той цели, для достижения которой этот орган предназначен. Таким образом, целесообразность живого получает теологическое объяснение.

Теология определяет и средневековые воззрения на природу. Мир создан богом, он - реальное воплощение его идей. Если для человека античной эпохи природа - действительность, то для средневекового - лишь символ божества. Помимо этого несовершенного мира вещей существует мир трансцендентный.

По Декарту (1596-1650) существуют две самостоятельные, независимые друг от друга субстанции: материальная с атрибутом протяженности, и духовная с атрибутом мышления. Оба начала подчинены третьему - богу. Природа, в том числе живая, огромный механизм. Организмы - автоматы, машины. Психические функции - реакции таких механизмов на внешние воздействия. Человек отличается наличием духовной субстанции, образующей разумную душу.

Лейбниц (1646-1716) также считал, что мир физический и мир психический автономны, но находятся в гармонии, причиной которой есть Бог.

Спиноза (1632-1677) утверждал, что Природа не знает цели. Она существует по необходимости. Нельзя спрашивать, для чего существуют вещи, можно спрашивать, почему они существуют так, а не иначе.

И все же для каждого думающего человека вопрос “для чего” актуален, интересен, имеет смысл и нуждается в ответе.

В 17-18 веках живые организмы рассматривались по аналогии с механизмами. У Ламеттри этот подход отражен в названии его книги “Человек-машина” (1747). Гораздо позднее В.Ру (1850-1924) в своей книге “Механика развития” утверждал: организм - механическая сумма его частей.

Так сформировалось направление в естествознании, которое получило название механицизм. Механицизм заключается в стремлении все явления жизни объяснить законами механики.

В 19 веке появляется критическое отношение к механицизму: жизнь не может быть понята с точки зрения действия механизмов. Организм есть целостность, а не конгломерат частей.

Кант (1724-1804) приходит к выводу, что жизнь и ее законы принципиально непознаваемы, специфичность явлений жизни дает опору телеологии, а следовательно, и религии; жизнь является прекрасным примером непознаваемой “вещи в себе”.

Гегель (1770-1831): природа есть продукт абсолютного духа, находящегося в процессе диалектического саморазвития. Развиваясь, абсолютный дух обнаруживает себя, становится природой. Поднявшись до той ступени развития, которая называется человеком, всемирный дух возвращается к самопознанию. Природа есть неполное отображение духа. Человек - высшая форма, в которой проявляется абсолютный дух. В организме идея полагает себя как цель, и только понятие цели раскрывает сущность органического.

По крайней мере три положения здесь не вызывают сомнения: саморазвитие, самопознание и целесообразность.

По Гете (1749-1832) вопрос о цели, вопрос “зачем” - не научен; значительно дальше продвигает нас вопрос как. Таким образом, Гете ставит вопрос о причинном объяснении и происхождении целесообразности органического мира.

Шеллинг (1775-1854) говорил о необходимости физико-химического объяснения жизни. Однако сущность жизни, по его мнению, необъяснима на этом пути.

Спенсер (1820-1903) : “...жизнь, как деятельное начало, неизвестна и не может быть познана... Хотя ее проявления и доступны нашему пониманию, но проявляющаяся в них сущность не может быть постигнута мыслью”. По мнению Спенсера, “жизнь можно определить как постоянное приспособление внутренних отношений к отношениям внешним”, причем живое отличается от неживого целесообразной реакцией на воздействия внешних условий.

В середине 19 века немецкий физик Р.Клаузиус пришел к выводу:”Энтропия Вселенной стремится к максимальному значению”. Это означает, что во Вселенной имеется тенденция к неупорядоченности, т.е. к состоянию равновесия, при котором все дальнейшие изменения устраняются.

В мире живых организмов этого не происходит. В течение миллиардов лет эволюции наблюдается постепенное усложнение организации. Живым существам присуща пространственная и функциональная организация, которую они способны поддерживать.

Г.Дриш (1908): органическое целое больше суммы его частей, после сложения частей обнаруживается некий остаток, в котором как раз и заключена сущность жизни, не улавливаемая путем рассмотрения организма как механической системы (Дриш использует понятие “энтелехии”, которая означает способность образовывать форму, которая отлична от материи).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.