Состояние железных дорог страны, их восстановление, ремонт и обслу живание в значительной мере обусловливались распыленностью железнодо рожных войск, состоявших из отдельных маломощных рот. Такая структура не позволяла сосредоточивать их усилия на главных железнодорожных нап равлениях, затрудняла организацию управления.
Для установления централизованного и оперативного руководства желез нодорожными войсками, объединения их усилий РВС Республики 24 октября 1919 г. принял решение о переформировании отдельных железнодорожных рот в дивизионы. На каждом фронте формировалась одна бригада в составе двух железнодорожных дивизионов. К концу 1920 г. в составе железнодо рожных войск имелось уже 10 таких бригад. Общая численность железнодо рожных войск составляла 47 714 человек '. За период 1918 - 1920 гг. они восстановили 22 тыс. км железных дорог и более 3 тыс. мостов общей протяженностью 74 км, отремонтировали 16, 5 тыс. вагонов.
В тяжелом положении находился и автомобильный транспорт, Для улуч шения его работы был использован опыт организации управления на желез подорожном транспорте. С этой целью в Московском и Петроградском гар низонах на базе автопарков воинских частей в 1920 г. были созданы Мос ковский (Мосват) и Петроградский (Петроват) военно-автомобильные транспорты, имевшие в своем составе соответственно 300 и 100 автомоби лей. Оперативные перевозки выполнялись Мосватом и Петроватом по указа ниям ЦУПВОСО и управлений военных сообщений округов. Кроме того, су ществовавшие автомобильные части (автоколонны) были объединены в ав тогрузовые отряды по 20 автомобилей в каждом. К концу 1920 г. в Крас ной Армии было сформировано 100 автогрузовых отрядов. - 47
Из-за больших разрушений на железных дорогах, недостатка подвижного состава, топлива, ограниченных возможностей автомобильного транспорта широко использовался гужевой транспорт, в том числе арендованный у местного населения за плату.
Однако недостаточное в целом развитие транспорта не позволяло на протяжении всей войны своевременно перемещать части и учреждения тыла фронтов и армий, что приводило к значительному их отрыву от войск. Например, в войне с белопанской Польшей основные склады Западного фронта в июле 1920 г. находились на удалении 400 - 5ОО км от переднего края, а армейские - на 130 - 400 км. С началом наступления войск фрон та они в основном остались в прежних районах, и решение на их переме щение командование фронта, исходя из транспортных возможностей, смогло принять лишь после того, как войска с боями прошли более 360 км. Поэ тому, если учесть, что обеспеченность войск при подготовке наступления была низкой (16-я армия была обеспечена боеприпасами на 30 - 35 про центов ниже потребности), а подвоз материальных средств осуществлялся с большими перебоями, то станет понятна одна из причин поражения войск фронта на Висле.
В этой сложной обстановке изыскивались новые способы тылового обес печения, принимались дополнительные меры по наведению порядка в тыло вых районах. Было ясно, что выход из создавшегося положения можно най ти только в дальнейшем повышении подвижности и мобильности органов ты ла. С этой целью в войсковом тылу упор делался прежде всего на созда ние соответствующих гужевых и частично автомобильных подразделений, а в оперативном - на развертывание на железных дорогах подвижных скла дов, их отделений, летучек и мастерских. На Южном фронте, где была от носительно хорошо развита сеть железных дорог, в результате принятых мер удалось создать не только армейские железнодорожные летучки, но и дивизионные подвижные склады, как правило, по 34 вагона каждый. В то же время следует отметить, что изложенная выше структура новых, более маневренных органов тыла была весьма разнообразной, создавалась с большим трудом и не везде одновременно вводилась в дело.
Ценный опыт по организации тылового обеспечения 1-й Конной армии был получен в период разгрома войск Деникина. Подвоз материальных средств для этой армии осуществлялся в основном железнодорожным транс портом. 3а войсками неотступно следовали дивизионные склады или их от деления и армейские летучки. Это стало возможным в связи с высокими темпами наступления 1-й Конной армии, достигавшими 35 - 50 км в сутки, - 48
что не давало возможности противнику производить большие разрушения на железной дороге.
Для наведения твердого революционного порядка в тылу, борьбы с контрреволюционными силами в тыловых районах на некоторых фронтах и в армиях вводились должности начальника тыла фронта (армии) . Так, во время обороны Петрограда была введена должность начальника тыла 7-й армии, а в мае 1920 г. эта должность была введена на Юго-Западном фронте и в его армиях.
В 1919 - 1920 гг. руководство всеми вопросами медицинского обеспе чения войск (сил) было сосредоточено в руках Главного военно-санитар ного управления Народного комиссариата здравоохранения РСФСР. 4 декаб ря 1920 г. приказом РВС Республики были установлены порядок подчинен ности и организационная структура полевой медицинской службы. Началь ник санитарной части фронта в соответствии с приказом стал подчиняться непосредственно начальнику ГВСУ, а в оперативном отношении - командую щему фронтом. Такой же порядок подчинения был введен и в армейском звене.
Продолжала совершенствоваться организация лечения легкораненых. С этой целью создавались команды выздоравливающих и трудовые санатории. С мая 1920 г. ведет свое начало и санаторно-курортное дело в Красной Армии. В ведение ГВСУ передаются управление домами отдыха для лечения воинов, преобразованными затем в госпитали-здравницы. В соответствии с декретом СНК (декабрь 1920 г. ) "Об использовании Крыма для лечения трудящихся" выздоравливающие раненые и больные воины стали направлять ся также на санаторное лечение.
По-прежнему остро стояла проблема обеспечения медицинских формиро ваний санитарно-транспортными средствами. В связи с этим да основании постановления Совета Рабочей и Крестьянской Обороны от 30 июля 1919 г. ( был произведен учет имевшегося в стране парка этих транспортных средств и приняты меры к ремонту санитарных автомобилей. В октябре 1919 г. было объявлено Положение об армейском санитарно-автомобильном отряде, а с декабря этого года для обслужива ния эвакопунктов вводились автосанитарные отряды. Основным средством эвакуации раненых и больных в армейском и фронтовом звеньях продолжал оставаться железнодорожный транспорт.
Уделяя большое внимание противоэпидемическому обеспечению Красной Армии, СНК и Совет Обороны на своих заседаниях обсуждали и анализиро вали его состояние и принимали необходимые меры. - 49
Для профилактики заболеваний холерой и брюшным тифом в войсках про водилась массовая вакцинация. В этих целях создавались дивизионные и армейские прививочные центры, которые направляли в полки временные прививочные отряды. В 1920 г, прививками было охвачено от 50 до 80 процентов всего личного состава Красной Армии. Важное место отводилось банно-прачечному, дезинфекционному делу, организации изоляционно-про пускных и карантинных (обсервационных) пунктов, оборудованию , развертыванию санитарно-просветительной работы. Главным в борьбе с эпидемиями считалось своевременное выявление и изоляция ин фекционных больных, организация их лечения на месте. Для этого на всех фронтах была создана система дивизионных, корпусных, армейских и фрон товых распределителей-заградителей.
В улучшении обеспечения войск медико-санитарным имуществом большое значение имела концентрация в одних руках крайне ограниченных его ре сурсов. Для решения зтой задачи было создано Главное управление хими ко-фармацевтическими заводами, проведена национализация аптек, наведен порядок в работе Петроградского завода военно-врачебных заготовлений, центрального и периферийных военно-аптечных магазинов и их отделений, созданы армейские железнодорожные и дивизионные гужевые аптеки-летуч ки. Особое внимание уделялось соблюдению жесткого режима экономии и повторному использованию перевязочных средств. 3. Тыловое обеспечение Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота и Рабоче-Крестьянского Красного Флота
В 1920 г. в состав Красной Армии входило уже 67 авиационных отря дов, в том числе 12 истребительных и 55 разведывательных. Для их тыло вого обеспечения имелся Центральный авиационный парк-склад, пять фрон товых парков и семнадцать поездовмастерских.
Приказом РВС Республики от 25 марта 1920 г. авиация и воздухоплава ние были объединены в единый Воздушный Флот, В центре было создано Уп равление снабжения, которое подчинялось Главному управлению Воздушного Флота. Полевые управления авиации были переформированы в управления воздушного флота фронтов и армий. В этих управлениях были созданы от деления технического снабжения, которые задумались организацией обес - 50
печения авиачастей материальными средствами, обеспечением ремонта са молетов и моторов. Укреплялся и войсковой авиационный убыл, который решал вопросы непосредственно тылового обеспечения авиаотрядов. Таким образом, большой комплекс проведенных оргмероприятий явился реформой, которая позволила создать довольно стройную систему тылового обеспече ния авиационных частей и подразделений.
Для РККФ 1919 - 1920 годы явились периодом восстановления воен но-морских сил на освобожденном побережье Черного и Азовского, Белого и Баренцева морей. Развертывались новые флотилии, военные порты и флотский тыл в целом.
Общее руководство технической и хозяйственной частью Народного ко миссариата по морским делам оставалось за помощником управляющего де лами, который утверждал все планы снабжения, разрабатываемые Главмор хозом и Главным управлением кораблестроения (позже переименованным в Главное морское техническое управление) . В связи с учреждением долж ности Чусоснабарма 29 октября 1920 г. было создано Управление по снаб жению Красного Флота Республики. Оно занималось материальным обеспече нием РККФ, а также обеспечением материалами для постройки, ремонта и вооружения судов, морских укреплений и сооружений. На каждом флоте вводилась должность уполномоченного Чусоснабарма по флоту. В связи с этим изменялся порядок планирования и отпуска материальных средств об щевойсковой и флотской номенклатуры. Так, по материальным средствам общевойсковой номенклатуры Главморхоз и Главмортех должны были предс тавлять сводные заявки на очередной год в управления Наркомата по во енным делам. Отпуск материальных средств в соответствии с утвержденны ми Чусоснабармом лимитами осуществлялся со складов ЦУС РККА. По мате риальным срсдствам флотской номенклатуры планы снабжения утверждались Чусоснабармом и реализовывались через предприятия промышленности. Одновременно руководство РВС Республики принимало меры к дальнейшему развитию действующих военных портов и созданию новых. На всех флотили ях вместо временных баз снабжения создавались военные порты. При нали чии нескольких военных портов на одном театре или в бассейне для коор динации их деятельности один из них назначался главным. Например, штат Николаевского главного военного порта, утвержденный 25 мая 1920 г. , предусматривал более развитую организацию управления порта, полный комплект складов и магазинов. Для обслуживания порта предусматривалось 15 автомашин, 2 мотоцикла, 123 лошади, 55 повозок, 50 барж, 15 кате ров, 3 пожарных катера и 2 спасательных бота. Общая численность лично - 51
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12