Рефераты. Тыл СССР в годы войны - (курсовая)

p>Резко сократился автомобильный парк. Накануне Октября 1917 г. в стране имелось около 40 тыс. автомобилей, в конце 1920 г. осталось только 7 тыс. На 1 июня 1919 г. в Красной Армии имелось всего 919 гру

    - 41
    зовых автомашин.

Сеть речных путей, годных для судоходства, сократилась с 64 тыс. км в 1913 г. до 25, 6 тыс. км в 1919 г. Убыль судов и() Волжской системе достигала 40 процентов, по Мариинской - 39 и по Северной - 50 процен тов. Велики были потери и на морском транспорте. К концу 1920 г. на Черном море осталось лить э процентов прежнего тоннажа, на Балтийском - 10 и на Белом - 54 процента 4. Снижение транспортных возможностей не могло не сказаться в целом на организации тылового обеспечения войск действующих фронтов.

В этот период в стране еще более обострилась борьба за хлеб. Чтобы обеспечить рабочий класс и армию продовольствием, Советское правитель ство вынуждено было пойти на крайнюю меру - установить продовольствен ную разверстку. Введенная во второй половине 1918 г. , она вначале распространялась лишь на хлеб и зернофураж, но к концу 1920 г. охвати ла почти все сельскохозяйственные продукты. Государственные заготовки хлеба непрерывно увеличивались.

Важную роль в обеспечении армии продовольствием играли фронтовые особые продовольственные комиссии (опродкомы) . По их нарядам воен но-продовольственные органы самостоятельно производили заготовку про довольствия и фуража в прифронтовой зоне. В 1919 - 1920 гг. силами этих органов было заготовлено зерна 16, 8, мяса (рыбы) и жиров 7, 8, овощей 3, 8 млн. пудов. Самозаготовки продовольствия оказывали большую помощь обеспечении армии. Например, войска Кавказского фронта с октяб ря 1919 г. по март 1920 г. обеспечивались за счет заготовок: мукой на 80, крупой - на 70, мясом и рыбой - на 90, фуражом - на 90 процен тов.

Одной из сложных проблем того периода являлось обеспечение армии вещевым имуществом, и прежде всего шинелями и обувью. В одном из доне сений с фронта в Совет Обороны от 19 сентября 1919 г. сообщалось о том, что более половины всего состава красноармейцев бригады.... ходят совершенно босые, без обмундирования. Войска 3ападного фронта на 15 мая 1920 г. были обеспечены шинелями на 87 процентов, гимнастерками и шароварами - на 60, обувью - на 82 процента.

Оценивая общие условия снабжения войск, В. И. Ленин говорил:
    - 42

срывались наступления, вполне победоносные>. Партия и правительство прилагали большие усилия для улучшения обеспечения красноармейцев ве щевым имуществом. Обмундирование и снаряжение для Красной Армии изго товляли не только крупные государственные фабрики, но и мелкие кустар ные мастерские. Уже в 1919 г. обувная промышленность смогла увеличить выпуск продукции. Так, если в декабре 1918 г. было выпущено лишь 270 тыс. пар обуви, то за первые пять месяцев 1919 г. - 2 млн. дар, то есть выпуск продукции возрос более чем на 140 процентов. Всего же за 1919 - 1920 гг. было изготовлено 5, 6 млн. шинелей, около 5 млн. комп лектов летнего обмундирования, свыше 19 млн. комплектов нательного белья, 10, 3 млн. пар сапог и ботинок, около 1, 8 млн. телогреек. И все же полностью удовлетворить потребности Красной Армии в вещевом иму ществе не удавалось. Советскому правительству в 1919 г. приходилось обращаться к населению с призывами сдавать военное обмундирование, по могать Красной Армии сбором теплых вещей, белья и обуви. Во многих гу берниях и уездах кампании помощи фронту проводились по почину рабочих и крестьян, что являлось свидетельством крепкой связи тыла с фронтом. Однако армия по-прежнему испытывала нехватку материальных средств, что существенно сдерживало рост ее численности. Именно из-за недостатка вооружения, вещевого имущества, острого продовольственного кризиса в стране к весне 1919 г. не удалось создать трехмиллионную армию. Успешным решением зтого вопроса могло быть только дальнейшее слия ние материальных ресурсов советских республик, полное объединение их усилий на разгром врага. По решению Политбюро ЦК РКП(б) 1 июня 1919 г. ВЦИК принял Постановление о военном союзе советских республик - Рос сии, Украины, Литвы, Латвии и Белоруссии, признал необходимым тесное объединение военной организации и военного командования, советов на родного хозяйства, железнодорожного управления и хозяйства, финансов и комиссариатов труда '. В совместной вооруженной борьбе против империа лизма складывался военно-политический союз братских республик, улучша лось использование их экономических возможностей и производственной базы в интересах обороны страны.

В целом все мероприятия, проводимые партией и правительством в об ласти государственного строительства, внутренней политики, создания и укрепления военной экономики, обеспечили успехи Красной Армии в решаю щем периоде гражданской войны,

    2. Развитие структуры тылового обеспечения
    - 43
    Красной Армии

В период развертывания и укрепления массовой регулярной армии структура тыла Красной Армии, сложившаяся в 1917 - 1918 гг. , продолжа ла совершенствоваться. Узким местом в работе тыла во второй половине 1919 г. по-прежнему оставалось обеспечение войск продовольствием. Его заготовки и распределение все еще не были централизованными, не имели своего руководящего органа. Заготовительные и обеспечивающие функции находились как в руках Центральной продовольственной комиссии, так продовольственном отделе Главного военно-хозяйственного управления. Это вело к дублированию обязанностей и распылению ресурсов продоволь ствия, что непосредственно отражалось на обеспечении войск. Видя такое несоответствие, ВЦИК постановлением от 16 августа 1919 г. все обеспечение Красной Армии продовольствием сосредоточил в руках Наркомпрода, для чего в его составе было создано Главное управление по снабжению армиии продовольствием (Главснабпродарм). Центральная про доввльственная комиссия как дублирующая инстанция была упразднена. Функции по обеспечению армии продовольствием снимались с Главного во енно-хозяйственного управления и передавались Главснабпродарму. В действующей армии органами Главснабпродарма являлись фронтовые и ар мейские опродкомы, а в дивизиях бригадах и полках - опродкомдивы, оп родкомбриги и опродкомполка. Председатель опродкома фронта входил в состав РВС фронта с правом решающего голоса, а в армии - с правом со вещательного.

В ноябре 1920 г. опродкомы были реорганизованы в управления воен но-продовольственного снабжения Главснабпродарма и фронтов (армий) . Управление состояло из двух отделов - заготовительного и распределе ния. Так как питанию личного состава командование уделяло самое прис тальное внимание, то отделы были подчинены не только начальнику управ ления, но и командующему войсками фронта (армии) . Эта мера была обус ловлена тяжелым положением с продовольствием в стране, хотя было оче видно, что командующий загружен выполнением несвойственных для него функций.

В сентябре 1919 г. были проведены некоторые изменения и в Главном артиллерийском управлении (ГАУ), из состава которого в Совет военной промышленности при Чусоснабарме было передано Центральное управление артиллерийских заводов. Это позволило освободить заготовительные отде

    - 44

лы от нехарактерных для них производственных функций, что значительно улучшило общую структуру ГАУ.

Подобные мероприятия были проведены и в других управлениях. Без из менения существующей организационно-штатной структуры уточнялись зада чи подчиненных отделов и функциональные обязанности должностных лиц. В целом управления выполняли примерно однородные функции, что позволило впервые разработать типовые штаты для них. Принятая организация глав ных управлений оставалась неизменной до конца гражданской войны, что свидетельствовало о соответствии структуры тыла Красной Армии требова ниям того периода.

С увеличением размаха вооруженной борьбы и всевозрастающей зависи мости ее от материального фактора опыт тылового обеспечения войск подтвердил необходимость приближения методов руководства тылом к мето дам руководства войсками. Для этого требовалось постоянно иметь своев ременную и достоверную информацию о подготовке операций, их ходе и ис ходе. Только на основе знаний общей оперативной обстановки органы уп равления тылом могли своевременно сосредоточить основные усилия тыла в интересах обеспечения войск, выполняющих главную задачу, своевременно осуществить маневр силами и средствами тыла.

Попыткой практического претворения в жизнь этого требования яви лось созидание при Центральном управлении снабжения оперативного уп равления и оперативных отделов (отделений) во фронтах (военных окру гах) и армиях. Таким образом, был сделан новый шаг не только в разви тии органов управления тылом Красной Армии, но и всей системы тылового обеспечения войск, что в свою очередь обеспечило проведение крупных наступательных операций по разгрому войск Деникина, белопанской Польши к Врангеля, В этих операциях принимали участие группы фронтов, высоко маневренные соединения и объединения (бронеавтомобильные и автотанко вые отряды, кавалерийские корпуса и конные армии) . В боях и сражениях завершающего периода гражданской войны зарождалась практика проведения глубокого наступательного боя и операции, их всестороннего тылового обеспечения.

Работа центральных и главных управлений тыла Красной Армии по под готовке и обеспечению войск в наступательных операциях усложнялась тя желым состоянием транспорта, особенно железнодорожного. На фронт мно гие материальные средства доставлялись войскам с большим опозданием, значительная часть их терялась в пути. Так, за несколько месяцев 1919 г. на Южный фронт было направлено столько имущества, сколько до этого

    - 45

не получали все фронты, вместе взятые, за год. Но в связи с большим отрывом от войск баз фронта и армий, нехваткой железнодорожных ваго нов, паровозов, топлива, почти полным отсутствием автомобильного транспорта не все материальные средства доходили до войск. 3начитель ное количество оружия, обмундирования, обуви, продовольствия оседало во фронтовых и армейских складах, приходило в негодность, портилось, расхищалось '. Возмущаясь таким положением, В. И. Ленин в августе 1919 г. направил телеграмму начальнику снабжения Южного фронта:

Предлагаю под угрозой строжайшей личной ответственности принять ре шительные меры к немедленному распределению полученного между нуждаю щимися частями".

Положение на транспорте весной 1919 г. было настолько сложным, что Советское правительство вынуждено было принять ряд чрезвычайных мер, обеспечивавших революционный порядок на железных дорогах и охрану ком муникаций от вражеских диверсий. Так, в соответствии с принятым в мар те этого года положением о военно-революционных трибуналах на железных дорогах все виновные в дезорганизации работы транспорта ц саботаже привлекались к строжайшей ответственности. Общее руководство транспор том было возложено на специальный орган при Совнаркоме - Высший совет по перевозкам, который определял пропускную способность дорог, контро лировал и обеспечивал планомерность перевозок.

Кроме того, практика воинских перевозок настоятельно требовала соз дания в центре такого транспортного органа, который занимался бы орга низацией приема грузов, их сопровождения (охраны) и сдачи в действую щую армию. Таким органом стал Особый транспортный отдел, входящий в состав центрального управления снабжений. Для сопровождения и охраны воинский грузов были сформированы транспортные части при Главных уп равлениях (артиллерийском, военно-инженерном, военно-хозяйственном, военно-санитарном, РККВФ). В ноябре 1919 г. с целью централизации всех перевозок во фронтах и армиях создаются транспортные отделы (отделе ния) в составе управлений начальников снабжения фронтов (армий) '. На чальники отделов (отделений) по общим вопросам были подчинени началь нику снабжения фронта (армии), по организационно-техническим (транс портным) - Особому транспортному отделу Центрального управления снаб жений.

    - 46

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.