Рефераты. Тыл СССР в годы войны - (курсовая)

p>Вся организационная перестройка в центре завершиласьсозданием 3 мая 1918 г. Всероссийского главного штаба, указания которого являлись ос новой для планирования материального, технического и медицинского обеспечения войск. Таким образом, в сравнительно непродолжительный срок была заложена основа для создания централизованной системы обес

    - 16

печения Красной Армии. Главным руководящим органом этой системы являл ся Наркомат по военным делам и входящие а его состав центральные орга ны снабжения.

В основе реорганизации местных военных органов также лежала идея централизации руководства войсками и их тыловым обеспечением. Декретом СНК от 4 мая 1918 г. были учреждены 11 военных округов и почти однов ременно образованы окружные военно-хозяйственные комитеты, которые вскоре были переименованы в управления. Эти управления приняли на себя функции расформированных ранее окружных интендантских управлений. В качестве окружных органов создавались также артиллерийское, воен но-техническое и санитарное управления. По специальным вопросам обес печения войск окружные органы управления тылом подчинялись соответс твующим центральным органам управления. Им были переданы все сохранив шиеся части и учреждения тыла (базы, склады, хлебопекарни, мастерские и др. ) . Передача всех функций формирования и обеспечения войск от местных органов Советской власти специально созданным военным органам управления явилась важным этапом в создании регулярной Красной Армии и организации централизованного тылового обеспечения войск.

Параллельно с процессом формирования служб и их органов управления создавалась материально-техническая база, вырабатывались и уточнялись принципы тылового обеспечения войск (сил). Было признано необходимым вернуться к принципу, по которому каждую службу возглавляли соответс твующие начальники управлений. Они осуществляли руководство службами путем выработки и издания положений, приказов, распоряжений, указаний, вносили в директивные органы предложения о совершенствовании организа ционно-штатной структуры подчиненных частей и учреждений, норм табели зации техники и имущества по своим номенклатурам.

    3. Органы тыла Рабоче-Крестьянского Красного
    Воздушного Флота, частей противовоздушной обороны
    и Рабоче-Крестьянского Красного Флота

От старой русской армии авиация Красной Армии получила около 300 самолетов, находившихся в частях (авиационных отрядах), и около 150 самолетов - в авиационных парках и на авиационных заводах. В связи с создавшейся тяжелой экономической и военной обстановкой в стране авиа

    - 17

ционные предприятия (кроме московских) прекратили выпуск самолетов и моторов к ним.

Руководство авиацией осуществляло Управление военного воздушного флота. Для содействия в работе этому управлению имелся Авиационный со вет, избранный еще до Октябрьской революции на 1 Всероссийском съезде работников авиации.

Органы авиационного тыла были представлены семью авиационными пар ками в Москве, Петрограде, Смоленске, Витебске, Одессе, Киеве, Полта ве, одним центральным авиационным складом в Москве и двумя авиационны ми поездами-мастерскими.

В декабре 1917 г. было реорганизовано Управление военного воздушно го флота, возглавлявшее авиацию русской армии, и создана Всероссийская коллегия по управлению Воздушным Флотом Республики. В стране началось формирование регулярных авиационных частей. В Петрограде и Пскове были сформированы первые советские авиационные отряды, в состав которых входили также органы управления и подразделения тыла: техническая и хозяйственная части, аэродромная команда и обоз. Деятельностью подраз делений тыла руководил командир отряда через своего помощника. Противовоздушная оборона, включавшая зенитные артиллерийские части и истребительные авиационные отряды, появилась в ходе первой мировой войны. Основной организационнотактической единицей была противосамо летная батарея (2 - 4 орудия), а в авиации - истребительный авиаотряд. Части противовоздушной обороны были сохранены при расформировании старой русской армии. К апрелю 1918 г. в Красной Армии имелось около 200 зенитных батарей и 12 истребительных авиаотрядов по 6 самолетов в каждом. Соответственно создавался и войсковой тыл для этих частей. Хо зяйство зенитных батарей строилось по типу артиллерии, а авиаотрядов в соответствии с принятой в авиации организацией.

Накануне Великой Октябрьской социалистической революции управление всеми флотами и флотилиями осуществляло Морское министерство. Все виды тылового обеспечения флота находились в ведении помощника морского ми нистра, которому подчинялись: Главное управление кораблестроения, за нимавшееся вопросами постройки, ремонта, вооружения и боевого снаряже ния кораблей; Главное морское хозяйственное управление, видавшее мате риальным и финансовым обеспечением, а также управления заводов и пор тов, морской авиации и воздухоплавания, морской строительной части, по делам рабочих и служащих санитарной части флота. Некоторые управления имели центральные склады. Организацией воинских перевозок руководил

    - 18

отдел военных сообщений в составе Морского генерального штаба. 3адачи тылового обеспечения флотов и флотилий выполняли военные порты. Один из них назывался главным военным портом и выполнял роль флотского тыла. Понятие отождествлялось с понятием "во енно-морская база". Для организации тылового обеспечения военные порты имели в своем составе специальные органы управления (отделы, части)', склады, предприятия и плавучие средства по всем видам обеспечения (службам) . Отделы (части) подчинялись командиру порта или его старшим помощникам по технической части и по хозяйственной части. Главные во енные порты (порты 1-го разряда) имели развитое хозяйство - гавани, пристани, судоремонтный завод и мастерские (артиллерийскую, минную, электромеханическую), склады по всем видам материальных средств, гос питаль, вспомогательные суда, автогараж, обоз и другие части и учреж дения. В портах 2-го и 3-го разрядов отделы создавались в зависимости от их назначения; войсковое хозяйство в них было менее развитым. Корабли 1 и 2 ранга имели свое корабельное хозяйство и состояли на обеспечении в соответствующих отделах военных портов. Соединения под водных лодок, охраны водного района, сторожевых катеров и тральщиков обеспечивались пдавучими базами и плавучими ремонтными мастерскими. На кораблях вопросами материального обеспечения занимались ревизор и спе циалисты (артиллерист, минер, механик), в подчинении которых находи лись содержатели и баталеры. Корабельное хозяйство было представлено хранилищами, баталерками, камбузом, офицерской кают-компанией, лазаре том и механической мастерской. В береговых частях и учреждениях флота войсковое хозяйство создавалось по типу армейских частей.

В первые дни Советской власти во главе революционного флота стал Военно-морской революционный комитет. В его состав входили комиссии и секции, занимавшиеся также и вопросами материального, технического и финансового обеспечения.

Для контроля за деятельлостью Морского министерства решением СНК от 14 (27) ноября 1917 г. была создана Верховная морская коллегия, назна чавшая своих комиссаров во все управления. 22 февраля 1918 г. после принятия СНК декрета об организации РККФ Морское министерство было преобразовано в Народный комиссариат по морским делам. В его составе сохранились все старые управления с подчиненными им складами и завода ми.

Вся оперативная и хозяйственная деятельность на местах находилась в руках Центральных комитетов флотов (флотилий), выбираемых на съезде

    - 19

моряков. Например, в составе Центробалта имелись отделы, ведавшие ты ловым обеспечением: интендантский, технический, санитарный и др. В приморских крепостях (базах) были созданы военно-технические комиссии в составе местных Советов или комитеты.

В портах, базах и на складах флота руководство перешло к выборным органам - комитетам, без санкции которых распоряжения командиров были недействительными. В Октябрьские дни в некоторые части тыла были наз начены комиссары. Выборные органы управления, используя снабженческий аппарат старого флота, смогли организовать материальное и техническое обеспечение флотов (флотилий) и отрядов революционных матросов, кото рые направлялись в различные районы страны.

С созданием РККФ в центре, на флотах (флотилиях) и в военных портах сохранилась преемственность организацит органов тыла по службам. В Главное морское хозяйственное управление входили службы по видам обес печения: продовольственное, вещевое, топливное, шкиперское, финансовая и счетная части. В Главном управлении кораблестроения имелись отделы: общих дел, кораблестроительный, механический, артиллерийский, минный, подводного плавания, радиотелеграфный. Автомобильная служба сначала находилась в составе управления морской авиации, с февраля 1918 г. стала самастоятельним отделом, а в июне 1918 г. - авточастью в механи ческом отделе. В военных портах, в зависимости от объема работы служб, органы управления были представлены отделами, частью и делопроизводс твом.

Во главе санитарного дела находился главный санитарный инспектор флота, имевший небольшое управление санитарной частью флота. Во всех военных портах имелась санитарная часть во главе с санитарным инспек тором флота (он же главный доктор госпиталя). В каждом порту, в зави симости от их значения имелись морской госпиталь различной емкости или лазарет. Все корабли 1 и 2 ранга были оборудованы лазаретом и имели военных врачей и лекарских помощников.

    ТЫЛ КРАСНОЙ АРМИИ В ПЕРИОД С МАЯ 1918 г. ПО ФЕВРАЛЬ 1919 г.
    1. Мероприятия Коммунистической партии
    и Советского правительства по мобилизации ресурсов
    для обеспечения регулярной армии
    - 20

Во второй половине 1918 г. международное и внутреннее положение Советской Республики резко ухудшилось. Вслед за наступлением войск кайзеровской Германии весной 1918 г. началась интервенция стран Антан ты. 6 марта англо-американские войска заняли Мурманск. В начале апреля во Владивостоке высадились японские, английские, а позднее и амери канские войска. В мае 1918 г. был спровоцирован антисоветский мятеж чехословацкого корпуса. Силы внутренней контрреволюции, поддерживаемые империалистами, активизировали гражданскую войну. Врагу удалось захва тить 3/4 территории Советской Республики. Она оказалась в кольце фрон тов, отрезанной от районов основных сырьевых и продовольственных ре сурсов. К середине 1913 г. страна фактически находилась в условиях экономической и военной блокады.

Сложившаяся обстановка потребовала превращения страны в единый бо евой лагерь, мобилизации имевшихся сил и ресурсов, подчинения всей жизни государства интересам обороны. С лета 1918 г. по инициативе В. И. Ленина началось осуществление чрезвычайных мер, направленных на мо билизацию всех ресурсов страны для победы в гражданской войне, которые получили название политики военного коммунизма.

Под руководством Коммунистической партии широко развернулась борьба за претворение в жизнь решения СНК от 28 июня 1918 г. о национализации крупных предприятий всех основных отраслей промышленности. К концу 1918 г. национализация распространилась и на средние промышленные предприятия. В результате было национализировано 9542 предприятия. Другим важным вопросом, который решала партия в это время, была централизация управления национализированными

предприятиями и всем народным хозяйством. В. И. Ленин указывал, что "безусловная централизация и строжайшая дисциплина пролетариата явля ются одним из основных условий для победы над буржуазией".

В 1918 г. Центральный Комитет партии и Советское правительство про вели ряд важных мероприятий, направленных на увеличение выпуска воен ной продукции и улучшение материального обеспечения Красной Армии. Важную роль в решении вопросов мобилизации ресурсов сыграло создание при Высшем совете народного хозяйства (ВСНХ) Чрезвычайной комиссии по производству предметов военного снаряжения. Основной задачей этой ко миссии являлось "максимальное ускорение производства предметов военно го снаряжения.... и принятие для этого всех мер, включая и посылку ко

    - 21

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.