Рефераты. Тыл СССР в годы войны - (курсовая)

p>миссаров от Высшего совета народного хозяйства и от Военного ведомства на каждый отдельный завод".

С этой целью предприятия, имевшие важное оборонное значение и вы пускавшие вооружение и боеприпасы, были выделены в особую группу. Они в первую очередь обеспечивались рабочей силой, сырьем, топливом и ма териалами. Рабочие этих предприятий освобождались от призыва в Красную Армию. Принимаемые партией меры и героический труд рабочего класса уже в конце 1918 г. дали положительные результаты и позволили добиться увеличения производства вооружения и боеприпасов. К началу 1919 г. во енная промышленность ежемесячно производила до 100 тыс. винтовок, 500 - 600 пулеметов, 40 - 50 орудий, более 35 млн. патронов, более 90 тыс. снарядов.

Серьезные мероприятия проводились и в сельском хозяйстве. В январе 1918 г. 111 Всероссийский съезд - Советов подтвердил, что "торгмля хлебом, как внешняя, так и внутренняя, долина быть государственной мо нополией". Декретами ВЦИК и СНК в мае этого года была введена продо вольственная диктатура. Народному комиссариату продовольствия и его органам на местах были предоставлены чрезвычайные полномочия по борьбе с кулачеством. Одновременно СНК принял постановление о введении по всей стране военного положения и мобилизации всех надежных частей ар мии "для систематических военных действий по завоеванию, отвоеванию, сбору и свозу хлеба и тоилива".

В октябре 1918 г. при ВСНХ был создан Отдел военных заготовок, сос редвточивший заказы военного и морского ведомств. В ноябре 1918 г. согласование работы отраслей народного хозяйства и управление ими пе решли от ВСНХ к Совету рабочей и крестьянской обороны.

Извлекая тяжелый урок из германской агрессии в феврале - марте 1918 г. и предвидя неизбежность интервенции международного империализма, Центральный Комитет партии и Советское правительство взяли курс на строительство массовой рогулярной кадровой армии на основе обязатель ной воинской повинности трудящихся. Добровольный принцип комплектова ния Красной Армии исчерпал свои возможности и не мог служить основой строительства массовой армии.

У Всероссийский съезд Советов в июле 1918 г. в принятой им Консти туции РСФСР возвестил, что защита социалистического Отечества является обязанностью всех граждан, утвердил решение СНК о переходе к всеобщей воинской повинности, указав на необходимость "в самый короткий срок произвести мобилизацию нескольких возрастов рабочих и трудовых кресть

    - 22

ян по всей стране". Начался новый период в строительстве Красной Ар мии. В результате принятых мер к концу 1918 г. Красная Армия насчиты вала уже более 1, 5 млн. человек. Всего в боевом составе Красной Армии к этому времени насчитывалось 12 армий, в состав которых входили 42 стрелковые и 3 кавалерийские дивизии '.

В сентябре 1918 г. ВЦИК объявил Советскую Республику военным лаге рем и вместо Высшего военного совета учредил Революционный военный со вет Республики (РВСР) - высший орган военной власти в стране. Он под чинялся непосредственно СНК и ВЦИК. Вводилась должность Главнокоманду ющего всеми Вооруженными Силами Республики.

Были утверждены также единые органы управления войсками фронтов и армий - реввоенсоветы, состоявшие из трех членов: командующего и двух политических комиссаров. В Реввоенсоветах фронтов и армий вводились политотделы.

Постановлением ВЦИК от 30 ноября 1918 г. был образован Совет Рабо чей и Крестьянской Обороны, который работал под непосредственным руко водством Председателя СНК В. И. Ленина. Совету Обороны была предостав лена вся полнота прав в мобилизации сил и средств на нужды обороны, подчинены Чрезвычайная комиссия по снабжению Красной Армии, военное ведомство, а также ведомства путей сообщения, связи, продовольствия и др. Он решал важнейшие вопросы строительства Воорунженных Сил, их обеспечения людскими резервами и всеми материальными средствами, в том числе боевой техникой и вооружением. В целях улучшения работы железно дорожного транспорта на железных дорогах Республики было введено воен ное положение.

Благодаря проведенным Коммунистической партией и Советским прави тельством мероприятиям в этот период гражданской войны был укреплен союз рабочего класса с деревенской беднотой, созданы условия для пере хода к союзу рабочего класса с середняком. Эти мероприятия в области сельского хозяйства в сочетании с улучшением работы военной промышлен ности, железнодорожного транспорта и совершенствованием государствен ного аппарата позволили превратить центральные районы страны в прочную военно-стратегическую базу Советской Республики, способствовали уско рению строительства регулярной Красной Армии и дали возможность наибо лее полно мобилизовать ограниченные ресурсы в интересах тылового обес печения Вооруженных Сил Советской Республики.

    2. Укрепление тыла Красной Армии.
    - 23
    Принципы тылового обеспечения войск

Одновременно со строительством регулярной Красной Армии ЦК РКП (б) и СНК проводили большую работу по созданию и укреплению централизован ной системы обеспечения войск на основе единого государственного пла на. В условиях тяжелого экономического положения страны, вызванного войной, разрухой и военной интервенцией, требовалось централизовать не только работу промышленности, но и обеспечение быстро растущей дейс твующей армии. Только принцип строгой централизации при решении вопро сов обеспечения Красной Армии позволял рационально использовать имею щиеся ограниченные ресурсы. Кроме того, централизация исключала учас тие частнокапиталистических элементов в обеспечении Вооруженных Сил и способствовала укреплению социалистических позиций в народном хозяйс тве страны.

Исходя из этих требований, приказом Народного комиссариата по воен ным делам 1 июня 1918 г. было учреждено Центральное управление снабже ния Красной Армии (ЦУС). На ЦУС возлагалось определение потребностей Красной Армии в технике, вооружении, боеприпасах и других материальных средствах, плановое обеспечение ими войск, а также организация контро ля за расходом. Во главе ЦУС стоял совет в составе главного начальника снабжения и двух комиссаров. Создание ЦУС положило начало претворению в жизнь принципа единоначалия и централизованного управления тылом Красной Армии.

Центральное управление снабжения руководило деятельностью всех ос новных центральных довольствующих управлений (артиллерийского, воен но-инженерного, военно-хозяйственного, квартирного, Воздушного Флота, военно-санитарного и др. ). Важнейшей задачей управления являлась раз работка плана обеспечения Красной Армии, который утверждался Реввоен советом Республики. Этот план регламентировал всю деятельность ЦУС и подчиненных ему управлений. На основании плана составлялись задания и наряды, которые направлялись в соответствующие органы для исполнения. С первых же шагов деятельности ЦУС было вскрыто много нарушений и даже невыполнение на местах важных указаний центра по вопросам обеспе чения Красной Армии. Обстановка настоятельно требовала организации бо лее жесткого контроля. С этой целью в состав ЦУС в сентябре 1918 г. была чена Инспекция снабжения в количестве 32 инспекторов. Она проде лала большую работу по контролю за выполнением нарядов на поставку и

    - 24

выделением войскам материальных средств со складов военного и граж данского ведомств. Инспекция сыграла важную роль в улучшении обеспече ния Красной Армии.

Однако, несмотря на принятые меры, направленные на улучшение обес печения войск, в стране еще не был полностью решен вопрос производства предметов военного снаряжения. В связи с этим СНК 4 сентября 1918 г. принял постановление . Результатом работы комиссии явилось постановление Совнар кома ("О мерах по улучшению снабжения Красной Армии предметами военно го снаряжения". В постановлении указывались не только пути, но и меры по улучшению обеспечения войск (сил). В нем, в частности, отмечалось: ".... в целях улучшения снабжения Красной Армии и мобилизации сил страны для успешного выполнения такового на Чрезвычайную комиссию по произ водству предметов военного снаряжения лагается сближение военной и не военной промышленности путем:

а) контроля над управлением артиллерийскими, военно-инженерными и морскими заводами, выполнением таковыми заказов, а равно и оказания в этом последнем им содействия;

б) мобилизации заводов невоенной промышленности в случае невозмож ности выполнить заказы на снаряжение, нужное Красной Армии, на военных заводах.... "

Постановление значительно расширило функции Чрезвычайной комиссии по производству предметов военного снаряжения. Теперь на нее возлага лись и задачи обеспечения Красной АрмииПоэтому декретом от 2 ноября 1918 г. комиссия была реорганизована в Чрезвычайную комиссию по снаб жению Красной Армии (Чрезкомснаб). В ее состав вошли представители ВЦИК, ВСНХ, Народного комиссариата по военным делам, Госконтроля и Во енной инспекции. Чрезкомснаб координировала работу всех занятых воен ным производством предприятий, осуществляла учет, распределение и контроль за выдачей и расходованием материальных средств. Она вела также учет продвижения воинских грузов, решительно пресекала попытки невыполнения ее постановлений, настойчиво претворяла в жизнь принцип плановости обеспечения войск Красной Армии и контроля исполнения от данных распоряжений.

Весной 1918 г. обострился продоввльственный кризис, начавшийся еще в 1915 г. Поэтому партия объявила борьбу за хлеб борьбой за социализм. В деревню были направлены продотряды, насчитывавшие к осени 1918 г. в

    - 25

своих рядах 72 тыс. человек. На основе опыта работы первых продотрядов была сформирована продовольственно-реквизиционная армия Народного ко миссариата продовольствия РСФСР (продармия), численность которой к концу года превысила 29 тыс. человек. Для борьбы с кулачеством были созданы комитеты бедноты.

Особую заботу партии и Советского правительства вызывало обеспече ние продовольствием действующей армии. В связи с этим 17 сентября 1918 г. Совнарком заслушал доклад Народного комиссара продовольствия о сос тоянии обеспечения Красной Армии продуктами питания и принял решение о создании Центральной комиссии по упорядочению обеспечения Красной Ар мии продовольствием и продуктами первой необходимости (Цекопродарм). Комиссии вменялось в обязанность в кратчайший срок определить потреб ности армии в продовольствии, организовать его накопление, распределе ние и в последующем осуществлять постоянный контроль за расхоцом. Це копродарм надедялась правом создавать в действующей армии и военных округах особые комиссии по организации обеспечения войск продовольст вием и продуктами первой необходимости. Эти комиссии возглавляли наз наченные Цекопродармом председатели, а членами являлись представители Народного комиссариата продовольствия и Народного комиссариата по во енным делам.

Важнейшим мероприятием в централизации обеспечения Красной Армии продовольствием явилось постановление СНК, принятое к началу уборки урожая 1918 г. и регламентировавшее порядок проведения заготовок про довольствия и фуража во фронтовой полосе. Этим постановлением предус матривалось проведение заготовок силами войск под руководством фронто вых комиссий, которые утверждались СНК по представлению Цекопродарма. Фронтовые комиссии руководили работой армейских и районных военно-про довольственных комиссий. В соответствии с постановлением дивизиям и полкам в ходе ведения боевых действий разрешалось проводить заготовки своими силами вплоть до установления прямых контактов с сетью воен но-продовольственных организаций.

Проведение заготовок продовольствия и фуража в прифронтовой полосе значительно улучшило накопление продовольственных ресурсов и дало воз можность удовлетворить потребности не только армии, но и частично гражданского населения. 3агоговки позволили более централизованно и эффективно осуществлять накопление, учет и распределение продовольст вия, способствовали внедрению принципа соответствия системы материаль ного обеспечения экономическому строю и возможностям экономики страны.

    - 26

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.